Оболонский районный суд допросил в режиме видеоконференции в статусе свидетеля по делу о госизмене Виктора Януковича президента Украины Петра Порошенко. Как проходило судебное заседание, какие беспрецедентные меры безопасности были предприняты и о чем говорил глава государства - анализирует "Страна".
"Неучтенные сиськи"
В 9-00 на входе в Оболонский районный суд города Киева - ажиотаж. Ровно через час начнется судебное заседание, уже 37-е по сути, в деле по обвинению экс-президента Украины Виктора Януковича в государственной измене.
По периметру суда - Национальная гвардия. В судебном дворике вскапывает замерзшую землю лопаткой сапер с миноискателем. Здесь же кинологическая служба. На входе в суд - две рамки, через них проходит на заседание нескончаемый поток журналистов. Уже за рамками, в предбаннике суда корреспондента "Страны" просят расстегнуть пальто.
Три миловидных девушки-полицейские и сами чувствуют себя неловко.
"У нас приказ, расстегните, пожалуйста, пальто", - говорят они.
В принципе - снять верхнюю одежду и пройти через рамку - вполне стандартное требование для многих органов власти. Подчиняюсь просьбе, но не без удивления.
Увидев черную "водолазку", полицейские отпускают. Через несколько минут в предбанник суда зайдет София - активистка Фемен - женского движения, участницы которого часто обнажают грудь на политических мероприятиях.
В ее адрес прозвучит та же просьба - расстегнуть верхнюю одежду. Под пальто полицейские увидят обнаженную грудь с надписями против Порошенко. Однако на этом придирчивые проверки не закончились. Именно это и стало топ-событием дня. Причем более ярким, чем сам допрос Порошенко.
При входе на 5 этаж, а именно там и проходило заседание суда, были предприняты уже новые, поистине удивительные меры безопасности, создающие прецедент в независимой Украине - телесный осмотр девушек, которые казались полиции подозрительными.
Прямо перед корреспондентом "Страны" в отдельное помещение три девушки-полицейские увели высокую блондинку-телевизионщицу в сером пиджаке и белой блузе. Журналистка громко возмущалась, что досматривать ее тело они не имеют права, но руководивший операцией по поимке "Фемен" полицейский безапелляционно заявил: "Или проходите осмотр, или я вас не пропускаю". В его руке телефон, на нем фотографии секстремисток "Фемен", и ему показалось, что журналистка на кого-то из них похожа. Снять блузу просят в отдельной комнате, в которой, впрочем, настежь открыта дверь и видно все, что происходит. В углу комнаты стоит железная кушетка с грязной подушкой и "советским" шерстяным одеялом. На кушетку девушка кладет пиджак и поднимает блузу, показывая бюстгальтер. Все чисто. Через минуту выходит, заправляя блузу в брюки.
Теперь очередь корреспондента "Страны"... но меня, брюнетку, ведут в другую сторону - к залу заседаний, где установлена еще одна рамка, перед ней обычный кабинет со столом и стульями. Там просят только снять пальто и выворачивают наизнанку сумку.
Но процедуру досмотра в отдельной комнате проведут еще для доброго десятка девушек, преимущественно светловолосых, как и пойманная на входе София - такая ориентировка у полиции.
Самое интересное, что сам Порошенко в итоге на суд так и не приехал.
Причем защитник бывшего президента Виктора Януковича Виталий Сердюк говорит, что известно об этом было заранее. Он даже опубликовал просьбу из АП провести допрос удаленно и ограничить его полутора часами. Документ датирован вчерашним днем - 20 февраля. В нем говорится, что у Порошенко запланированы международные встречи, которые нельзя отменить.
"А вас не заставляли на входе снять костюм?" - поинтересовалась "Страна" у Сердюка. "Я думаю, эти меры безопасности связаны с тем, что Порошенко очень боится повторить судьбу Гройсмана и Парубия, которых люди заплевали под крики "Ганьба", - ответил Сердюк, имея в виду ситуацию, когда 20 февраля премьер-министр и спикер Рады пришли на улицу Институтскую возложить цветы у памятника Небесной Сотни.
Спустя несколько минут стартует судебное заседание, на нем озвучивается просьба Банковой провести допрос Порошенко по скайпу, для принятия решения судьи удаляются в совещательную комнату.
"Все силы спецслужб, которые окружали суд с самого утра, уже исчезли. Про решение суда уже всем заранее известно, мы наблюдаем просто постановочный спектакль. Решение суда нет, но уже нет и спецслужб, которые готовили готовили визит президента", - говорит "Стране" Виталий Сердюк в коридоре, выйдя на перерыв, и обещает заявить ходатайство о допросе Порошенко лично. Словно в подтверждение слов Сердюка судьи, вернувшись из совещательной комнаты, соглашаются на допрос Порошенко по скайпу.
Но в коридоре суда дежавю - находящихся там девушек просят вновь пройти на досмотр в ту отдельную комнату с железной кушеткой, или... вообще покинуть суд. В эти минуты уже известно, что Порошенко в суд не приедет, но сотрудников полиции это не останавливает. В отдельной комнате девушки-полицейские продолжали требовать от журналисток поднять свитера, снять платья, задрать футболки, показывая грудь и спину. На бумаге записывают фамилии тех, кого уже осмотрели...
История с "досмотром" в суде уже вызвала реакцию Национального союза журналистов Украины. Глава НСЖУ Сергей Томиленко призвал журналисток написать заявление в полицию (отметим, что корреспондент "Страны" написала такое заявление в Нацполицию и издание будет следить за ходом дела. - Прим. Ред.) и заявил, что за каждое "протягивание рук к журналистам должна наступить ответственность".
Не оставить без внимания этот инцидент пообещали представители парламентского комитета по вопросам свободы слова Виктория Сюмар и Юрий Павленко.
"Сегодня в Оболонском суде было прямое нарушение прав человека и дискриминация женщин", - заявила известный юрист Марина Ставнийчук в эфире 112, отвечая на вопрос журналиста "Страны".
В социальных медиа, тем временем, разразился целый бум обсуждения - зачем понадобилось обыскивать женщин и с чем связан такой нездоровый страх президента перед Фемен. Психологи даже вспомнили о существовании такой болезни, как маммагимнофобия - боязнь женской груди.
Свидетель номер один
Собственно, неявка Порошенко в суд выглядела действительно странной, тем более, что буквально в воскресенье он лично заявил, что обязательно примет участие в процессе по делу о государственной измене бывшего главы государства Виктора Януковича.
"Беспрецедентно, когда президент это лично делает, но это дело каждого из нас", - отметил Порошенко, выступая на открытии выставки, посвященной событиям на Майдане в 2014 году.
Сам допрос президента Петра Порошенко в качестве свидетеля по делу о государственной измене Виктора Януковича в режиме видеоконференции длился всего час.
В начале Порошенко повторил уже многократно озвученную им историю о том, как его чуть не убили в Крыму, а также менее известную историю о его поездке в Изварино (пограничный город в Луганской области) в апреле 2014 года.
"Во время моего пребывания в Луганске в апреле, когда я прилетел в заблокированный Луганский аэропорт... я принял решение посетить государственную границу Украины, Изварино. Моя машина, по сообщению моего помощника, была обстреляна", - рассказал он.
Порошенко добавил, что во время встречи с жителями поселка Изварино также были "провокационные выступления неизвестных людей, которые пересекли границу с российской стороны".
В тоже время, защита Януковича пыталась выяснить позицию Порошенко относительно отстранения экс-президента от власти.
На эту тему судья долго не хотел давать говорить, но, в конце концов, Петр Алексеевич все-таки кратко высказался на эту тему.
По словам Порошенко, полномочия Януковича не были досрочно прекращены в феврале 2014 года, а возложены на тогдашнего председателя Верховной Рады Александра Турчинова в связи с самоустранением бывшего президента. Такое решение было принято в связи с отсутствием связи с Януковичем в тот момент, отсутствием президента на рабочем месте и "потерей управления страной", отметил действующий президент. Порошенко заявил, что обстоятельства самоустранения Януковича должен изучить и установить суд.
"Я бы не хотел трактовать Конституцию и давать юридические разъяснения", - сказал президент, отметив, что ему не известно о каких-либо обращениях в Конституционный суд по этому вопросу.
Впрочем, это была лишь прелюдия. Адвокаты очевидно вели дело к самому главному вопросу.
А именно: нынешний президент отсутствовал в Украине неделю под поддельным паспортом, отдыхая на Мальдивах, а Януковича не было только в Киеве и всего один день – а его уже устранили с поста.
Первая попытка подвести вопрос поближе к Мальдивам провалилась. Судья заблокировал вопрос о том, как долго должен отсутствовать президент, чтобы его "самоустранили" от власти.
А прямой вопрос адвокатов о мальдивском вояже поставил точку в судебном заседании. Защитник Януковича спросил, устранился ли Порошенко от обязанностей на время своего отсутствия в январе 2018 года. Судья тут же остановил допрос и отпустил Порошенко.
"Я вижу, вы не хотите задавать вопросы свидетелю", – резюмировал судья и закончил допрос на полчаса раньше запланированного времени.
Порошенко вызовут еще
Защита Януковича допросом Порошенко осталась недовольна.
"Было сделано все, чтобы сузить допрос Порошенко до его речи. Будем подавать ходатайство, чтобы допросить Порошенко еще раз в суде более предметно", - заявил "Стране" Сердюк.
Между тем, историю с отказом Порошенко лично приходить в суд эксперты считают следствием того, что характер допросов выставляет свидетелей по делу Януковича в невыгодном для них свете.
"Фактически, эти допросы адвокаты Януковича превратили в допросы самих Яценюка, Авакова и Турчинова обо всем, что совершили сами свидетели. Например, по "сдаче Крыма", - написал на своей странице в Facebook политолог Петр Олещук.
"Порошенко в этом деле - свидетель номер один. Да, действительно свидетель номер один не был на Майдане, он не был лидером Майдана, не участвовал во встречах с Януковичем, но он был в политике, какую-то закулисную часть он мог знать. Очевидно в окружении Порошенко решили, что нужно уберечь его от сложных вопросов адвокатов Януковича. Ведь он был под присягой. Поэтому решили сделать так, что искупали его в теплой ванне. Но в итоге выхлоп негативный получился. Не надо было бояться Фемен, бояться женской груди, не надо было бояться приходить в суд. Надо было прийти и сказать, что у нас правовое государство, у нас демократия, что у нас даже президент может выступить в суде как свидетель. С такими вещами не надо играться. Это касается интересов государства, европейских ценностей. Я ожидал от президента большего", - говорит "Стране" политолог Вадим Карасев.
Впрочем, для действующего президента в этот день была еще одна большая имиджевая потеря - по скайпу в суде кроме него включался только один человек - бывший президент Украины Виктор Янукович. И теперь от этой аналогии будет отойти слишком непросто.