Мир взбудоражен выходом США из ядерной сделки с Ираном. Соглашение с Исламской республикой трехлетней давности о том, что Тегеран не будет создавать атомную бомбу в обмен на снятие санкций, 8 мая вмиг расторг американский президент Дональд Трамп и вернул экономические наказания для одного из главных поставщиков нефти в мире.
Трамп обвинил Иран в том, что, по его мнению, в стране не прекратили разработки в области ядерных вооружений, хотя доказательств этому нет. Вашингтон поддержали лишь Израиль и Саудовская Аравия – извечные противники Ирана на Ближнем Востоке. В России, Китае, ЕС, Канаде, Австралии и других точках мира заявили, что ядерная сделка должна соблюдаться.
Нефть сразу подорожала на пару долларов, Израиль и Иран обменялись ударами на территории Сирии, на Ближнем Востоке стало еще неспокойнее, а отношения США и Европы напряглись из-за нежелания ЕС ссориться с иранцами.
"Страна" вместе с экспертами разбиралась в возможных последствиях расторжения сделки века.
1. Резкое обострение на Ближнем Востоке
Конфронтация Америки и Ирана, по мнению многих экспертов, может взорвать Ближний Восток, где и так напряженная ситуация из-за затянувшейся гражданской войны в Сирии и постоянных проблем между Израилем и Палестиной.
"Возвращение Ирана к созданию ядерной бомбы даст Израилю и США повод для военного вмешательства", – говорит "Стране" Сьюзан Мэлони, замдиректора программы иностранной политики в Институте Бруклина.
Сразу после резонансного заявления американского президента Израиль и Иран обменялись ракетными ударами в Сирии, где Тегеран поддерживает правительство Башара Асада.
Во вторник, 9 мая, Израиль накрыл иранские военные объекты в Сирии в ответ на обстрел Голанских высот – спорной территории, на которую претендуют обе страны. Израиль, по данным местным СМИ, впервые с начала войны в Сирии привел в полную готовность бомбоубежища на высотах.
Тем временем продолжается необъявленная война Ирана и Саудовской Аравии на территории Йемена, где Иран поддерживает повстанцев-хуситов, а саудиты – местное павшее правительство.
Все чаще говорят об угрозе большой ближневосточной войны.
"В полномасштабной войне никто не заинтересован, ни экономически, ни политически. Но схватка может начаться в любой момент. Это будет мясорубка, в которую могут быть втянуты мировые державы. Израиль поддерживают США, а на стороне Ирана – Россия. Против шиитского Ирана может выступить суннитская Саудовская Аравия, это давние соперники в регионе", – говорит "Стране" Питер Стоун, вашингтонский эксперт-политолог.
Ситуация усугубляется наличием у Израиля ядерного оружия, хотя этого не признают официально. Учитывая, что Иран после разрыва сделки в любой момент может ускорить создание своей бомбы, взаимные удары могут быть апокалиптическими по своим последствиям.
"С другой стороны, противостояние Ирана и Израиля – это часть их политики. С помощью внешних врагов народ отвлекают от внутренних проблем. Иранские власти называют американцев "Большим Сатаной", а Израиль – его "приспешником". Израильтян же волнует опасность войны с Ираном больше, чем обвинения в коррупции против премьера Нетаньяху", – объясняет Стоун.
Большую роль в смягчении конфликта отводят России, которая поддерживает хорошие отношения как с Израилем, так и с Ираном.
Как пишет Грегори Уайт, обозреватель Bloomberg, если кто-то и может предотвратить войну между Ираном и Израилем, то это Владимир Путин.
Кстати, 9 мая израильский премьер-министр Нетаньяху встретился в Москве с российским президентом и принял участие в ежегодном военном параде на Красной площади всего за несколько часов до того, как израильские военные нанесли удары по иранским целям на территории Сирии.
"Нетаньяху постарался угодить Путину и даже прикрепил к лацкану своего пиджака георгиевскую ленточку – российский символ памяти о Второй мировой войне, который также стал символом вторжения Кремля в Украину, – пишет Уайт. – Просьба, с которой он обратился к Путину, оказалась крайне трудновыполнимой: он попросил, чтобы Путин не предоставлял Сирии современные ракетные системы противовоздушной обороны, поскольку это может угрожать превосходству Израиля в воздухе.
Пока Москва, по всей видимости, готова мириться с тем, что Израиль наносит ограниченные удары. Хотя Иран является его ключевым союзником в сирийской войне, Кремль не хочет допускать чрезмерного роста его мощи. Кроме того, российские чиновники обеспокоены риском эскалации, особенно с учетом того, что сейчас там находится несколько тысяч российских военнослужащих".
В то же время, как напоминает обозреватель Daily Telegraph Кон Кохлин, Москва стала союзником Ирана после ввода войск в Сирию, хотя этот союз не назовешь прочным.
С одной стороны, у России и Ирана общая задача – сохранение у власти режима Башара Асада. С другой – у Ирана своя цель: он хочет посредством связей с Дамаском усилить свое влияние в арабском мире. Помимо сохранения важного коридора для снабжения группировки "Хезболла" в Ливане, Иран воспользовался гражданской войной в Сирии, чтобы построить там постоянные военные базы.
Иран объясняет расширение своего военного вмешательства в Сирии необходимостью усиления борьбы с большим числом групп повстанцев, пытающихся свергнуть Асада.
"Однако тот факт, что иранцы разместили там тысячи ракет средней и большой дальности говорит о том, что они ставят перед собой более зловещую цель – угрожать Израилю", – считает Кохлин.
Кремль же не заинтересован в провоцировании конфликта с Израилем, а у Путина сложились прекрасные отношения с Нетаньяху.
2. Страны Ближнего Востока заявляют о создании ядерной бомбы
Перспектива появления в Иране атомной бомбы после заявления Трампа сильно напрягла остальные страны Ближнего Востока. Многие и сами задумались о создании ядерного оружия.
Это, по мнению экспертов, приведет к окончательному краху Договора о нераспространении ядерного оружия и гонке вооружений, и тогда Ближний Восток станет еще взрывоопаснее, чем сейчас.
По официальным данным, сейчас ядерное оружие есть у США, России, Франции, Великобритании, Китая, Пакистана, Индии, КНДР. Неофициально есть оно и у Израиля. Кроме того, на территории нескольких государств – членов НАТО, в частности в Турции, находится ядерное оружие США.
Первой раскрыла карты Саудовская Аравия.
"Мы сделаем все, что необходимо, чтобы защитить наш народ. Мы явно дали понять, что, если Иран получит ядерное оружие, мы предпримем все, чтобы тоже этого добиться", – заявил в интервью CNN министр иностранных дел Саудовской Аравии Абдель Аль-Джубейр.
Саудовцы, по данным экспертов, хотят создать ядерную бомбу с помощью разработок США. Не зря в Эр-Рияде и Лондоне встречались министры энергетики и эксперты в отрасли обеих стран.
"Впервые на Аравийском полуострове от Саудовской Аравии исходит подобное предупреждение, жесткий и немедленный ответ на возможность создания Ираном ядерной бомбы. Саудовцы все еще находятся на пороге развития ядерной программы, о которой они неоднократно заявляли, и хотят приобрести 18 ядерных реакторов. Два из них они планируют построить до 2022 года", – говорит Валид Шарара, журналист ливанской Al-Akhbar.
К "ядерному клубу" хочет присоединиться и Турция, которая тоже претендует на роль лидера на Ближнем Востоке. Есть информация о том, что Анкара разворачивает масштабную программу по строительству атомных реакторов для развития энергетики. Западные разведки подозревают турецкие власти в попытке создать бомбу под прикрытием мирного атома.
"Вряд ли Турция воспользуется атомной бомбой, скорее это фактор сдерживания для обеспечения безопасности, ведь рядом идет война в Сирии, Иран по соседству. А еще атомные реакторы нужны стране для получения электроэнергии", – сказал "Стране" турецкий журналист Гювен Узалп.
3. Рост цен на нефть
Цена на нефть после заявления Трампа уже подскочила до рекордного уровня за последние три года. Стоимость барреля нефти марки Brent превысила $77 впервые с ноября 2014 года, это на $2 выше, чем раньше.
Дело в том, что санкции против Ирана, седьмого по величине поставщика нефти в мире, могут привести, по данным Reuters, к сокращению запасов этого энергоносителя в мире.
Как говорится в отчете аналитиков инвестбанка Bank of America Merrill Lynch, изменение баланса спроса и предложения может привести к заметному дефициту нефти на мировом рынке в ближайшие полтора года.
Предложение может уменьшиться после возможного сокращения экспорта нефти из Ирана из-за возобновления санкций против страны и коллапса в нефтяной отрасли Венесуэлы, другого крупного поставщика нефти.
"На рынке нефти ждут сокращения предложений со стороны Ирана и Венесуэлы. Кроме того, ожидается общее снижение добычи в ОПЕК (организация стран –экспортеров нефти), что вызовет повышение цен", – говорит "Стране" Вадим Бардась, инвестаналитик Европейского аналитического центра.
Из-за новых иранских санкций спрос может превысить предложение. Нефти станет меньше, а потреблять ее будут больше.
Так как мировая экономика растет, потребление нефти, по прогнозам инвестбанка Merrill Lynch, увеличится на 1,5 млн баррелей в день в этом году и на 1,4 млн в будущем. А это значит, что цена может вырасти до $80-90 за баррель до конца этого года и до $100 – еще через год.
"Мы выставляем целевую цену Brent $90 за баррель во II квартале 2019 года и видим риск роста котировок до $100 в следующем году, хотя и обеспокоены тем, что подобное развитие ситуации может произойти и раньше", – говорится в отчете банка.
По прогнозам аналитиков Goldman Sachs, из-за санкций США против Ирана этим летом стоимость нефти марки Brent может составить $82,5 за баррель.
Есть мнение, что иранская ссора затевалась из-за нефти и многомиллиардных прибылей.
"Трампу и его бизнес-партнерам из Республиканской партии на руку рост цен на нефть, поскольку Америка будет продавать больше сланцевой нефти", – говорит "Стране" политолог Сьюзан Мэлони.
Впрочем, по данным аналитиков Merrill Lynch, США не сможет перекрыть недостачу сланцевой нефтью из-за инфраструктурных ограничений. Добытчикам, в частности, не хватает мощностей трубопроводов для перекачки с основных сланцевых месторождений в Западном Техасе к экспортным терминалам и НПЗ на побережье Мексиканского залива.
4. Охлаждение отношений Европы и Штатов
Из-за Ирана между западными союзниками – США и Европой – еще раз пробежала черная кошка. Евросоюз – на перепутье, а США может грозить изоляция.
"С одной стороны, в Старом Свете не хотят ссориться с Тегераном, с которым у них миллиардный бизнес, и пытаются сохранить ядерный договор. Европе не нравится диктат США, который ярко проявился в единоличном решении Вашингтона о выходе из ядерной сделки с Ираном. Фактически это подрыв авторитета Евросоюза, который гарантировал исполнение ядерного соглашения. Но в то же время европейские компании рискуют попасть под действие американских санкций, в деловых кругах сейчас замешательство", – говорит "Стране" Питер Отто, эксперт брюссельского аналитического центра.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини тем временем заявила, что официальный Брюссель будет придерживаться своих обязательств в рамках договора. О том же заявили лидеры Франции и Германии.
Действия Трампа жестко критикует экс-премьер-министр Швеции Карл Бильдт. По его мнению, выходом США из иранского ядерного соглашения "Трамп объявляет войну Европе".
Как пишет дипломат в своем Twitter, новые санкции Штатов против Ирана вряд ли будут касаться любых американских компаний, между тем они больше навредят европейским предприятиям.
Хотя выход США из сделки не стал неожиданностью, однако, по мнению Бильдта, "бросается в глаза отсутствие уважения к интересам и аргументам ЕС".
Раскол в отношениях стран Запада наметился сразу после прихода Трампа к власти в США. Глава Белого дома вышел из соглашения по климату и упрекал Европу за то, что она мало платит в общую казну НАТО. Ангела Меркель, канцлер Германии и негласный лидер ЕС, не раз заявляла, что Европа не может более полагаться на США.
По мнению экспертов, отношения Вашингтона и Берлина никогда еще не были такими плохими со времен Второй мировой войны.
"У США и ЕС расходятся взгляды по многим ключевым моментам, включая беженцев, финансовые вопросы, будущее НАТО. Теперь еще и ядерная сделка с Ираном", – сказал "Стране" американский журналист Чарльз Фраго.
В Европе многие воспринимают решение Трампа как аферу, которую он затеял под давлением израильского лобби и в ожидании выборов в Конгресс в ноябре этого года, говорит "Стране" политэксперт Константин Бондаренко.
"В Америке иранская тема популярна, такой себе незакрытый гештальт со времен Исламской революции 1979 года (до этого Иран считался одним из ключевых союзников США на Ближнем Востоке). Трамп и республиканцы рассчитывают увеличить на этом поддержку избирателей. Для мирового сообщества выход США из ядерной сделки неприемлем. Вашингтон пошел против Совбеза ООН, который своей резолюцией одобрил иранский план", – говорит Бондаренко.
5. Последствия для Украины
Украину из-за иранской истории ждут серьезные риски как экономического, так и политического плана, полагают эксперты.
"Подорожание нефти может привести к повышению тарифов на коммуналку, подорожанию продуктов и бензина на заправках", – полагает эксперт Руслан Бортник.
Из-за роста цен на нефть, по прогнозам экспертов, увеличится дефицит торгового баланса, что создает угрозу девальвации гривни.
Подорожание Brent до $70-75 в первом квартале 2018-го уже увеличило дефицит общего украинского внешнеторгового баланса в январе-марте на 25,4% к аналогичному периоду прошлого года.
"Украина, имеющая запасы нефти более 200 млн тонн, импортирует более 80% нефтепродуктов и критически зависит от мировых цен на энергоресурсы. В 2017 году Украина импортировала нефтепродуктов на $4,159 млрд, а в 2018 сумма импорта приблизится к $5 млрд, которые заплатят все украинцы, ведь в цене многих услуг и продуктов заложена себестоимость логистики, которая вырастет. Это же подстегнет не только инфляцию. Есть риск и девальвации. Платежеспособность украинской валюты будет снижаться", – написал на своей странице в Facebook Анатолий Амелин, сооснователь и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future.
Есть, впрочем, надежда, что все будет не так катастрофично для нашей экономики. По мнению эксперта энергорынка Даниила Монина, девальвации из-за Ирана не будет.
"У нас с ростом цены на нефть растут цены на продукцию нашего экспорта даже в большем объеме, чем рост цен на нефть. А вот использовать это время для модернизации и резкого увеличения собственной добычи газа и нефти – надо", – считает Монин.
Впрочем, из-за роста цен на нефть эксперты уже прогнозируют рост цен на бензин. По мнению Вадима Бардася, до конца года литр может подорожать на 15-20% (то есть с 32 грн до 36-38 грн).
Другой момент – политические последствия. Ухудшение отношений ЕС и США снижает их совместную решимость помогать Украине в борьбе с Россией. Тем более, что в ситуации с Ираном Евросоюз и РФ оказались по одну сторону баррикад.
"Запад сейчас не един, поэтому Киеву сложно рассчитывать на бывшую поддержку в противостоянии с Кремлем. На фоне разногласий по иранской сделке украинский вопрос отошел на второй план", – говорит "Стране" политэксперт Сьюзан Мэлони.
Отсутствие поддержки Запада увеличивает риски обострения конфликта на Донбассе, считает политолог Бортник.
"Если раньше позиция Запада по Украине была монолитной, то на фоне разногласий по иранскому вопросу может расходиться. В целом решение США – это самострел, теперь сложно доверять любым договорам с Америкой", – говорит Бортник.
Ссора Америки с Европой из-за иранского вопроса может пошатнуть позиции США, а любое ослабление Америки почувствует Украина как "клиент" Штатов", считает политолог Константин Бондаренко.
"Украина будет терять союзников в Европе. Франция и Германия все более будут охладевать к американским проектам, в том числе и к событиям на Донбассе. Россия же тем временем будет пытаться договориться об ослаблении санкций и выстраивании совместной политики по Ирану. 18 мая Меркель летит на встречу с Путиным в Сочи, а Макрон 24 мая будет в Санкт-Петербурге", – говорит Бондаренко.
На мировой арене, по его словам, вырисовывается политический треугольник Россия – Иран – Китай.
"Этот треугольник будет задавать тон, и Украина в него не вписывается. И тут много зависит от политики ЕС – кого Европа поддержит в новом геополитическом противостоянии. Если Евросоюз и США окончательно побьют горшки, позиция Берлина и других влюбчивых игроков в Старом Свете относительно конфликта на Донбассе может измениться отнюдь не в пользу нынешней украинской власти", – полагает эксперт.