Для украинских автомобилистов каждый заезд на заправку — новый шок. Ценники на АЗС растут едва ли не ежедневно. По данным консалтинговой компании "А-95", стоимость бензина с начала этой недели увеличилась в среднем по стране на 5-6 копеек за литр (до 33,08 грн), дизеля — на 22 копейки (до 31,2 грн).
Некоторые заправки повышают цены с опережением. Так, с 8 октября в нескольких крупных сетях (ОККО, AMIC, SOCAR, WOG и др.) бензин и дизель подорожали сразу на 20-70 копеек. На стеллах появились цены в 35-36 грн за литр, а это уже за психологической отметкой для украинских водителей. "С такими ценниками мы буквально ходим по лезвию ножа. Для многих автомобилистов тут выход один — ставить машину в гараж", — говорит исполнительный директор "УПК групп" (сеть Jazz Oil) Александр Киримов.
Дорожает и автогаз, который, по всем прикидкам экспертов, не должен был расти в цене. Еще в начале сентября трейдеры уверяли "Страну", что газа в Украину навезли так много, что выше 14 грн он точно не поднимется. Тем более, что идет сезонное снижение потребления. Сегодня газ продают по 15,5 грн.
И, как говорят эксперты, это далеко не последние цены. Руководитель "А-95" Сергей Куюн рассказал "Стране", что они просчитывают разные варианты. Не исключают и совсем шоковые ценники: А-95 — по 38-40 грн, дизель — по 36-38 грн.
А в водительской среде все чаще обсуждается идея "бензинового бунта". В частности, активисты призывают автомобилистов "бойкотировать цены" уже 11 октября. Это якобы заставит задуматься как стих заправщиков, так и власти, допустившие рекордный рост цен.
"Страна" разбиралась, почему взлетели цены на бензин, дизель и газ и помогут ли их снизить водительские бунты.
Виноваты нефть и курс
Эксперты, с которыми пообщалась "Страна", поясняют резкий скачек цен на бензин и дизель двумя основными причинами — ростом мировых котировок на нефть и обесцениванием гривны. Раньше обстоятельства складывались так, что они "играли" на нашем рынке по отдельности. Когда в Украине резко взлетал курс доллара, мировая цена на нефть как раз была на минимуме, а когда начинала дорожать нефть, у нас укреплялась гривна. Это помогало хоть как-то сдерживать цены. Но этой осенью два фактора — дорогая нефть и дорогой доллар — совпали.
"В августе нефть стоила 72 доллара за барель, а сейчас — 85 долларов. Понятно, что подорожание на 15% тут же сказалось на ценах на нефтепродукты", — пояснил Куюн. По его словам, доля нефтяной составляющей в ценах на бензин и дизель — порядка 40%. "То есть, подорожание нефти на 10% дает плюс 4% к ценнику на автомобильное топливо", — говорит он.
Нефтяные котировки толкает вверх несколько факторов. Среди них, в частности, санкции США в отношении Ирана. Дональд Трамп уже предупредил: страны, которые рискнут закупать нефть у опального Ирана, и сами могут нарваться на санкции. Как следствие, доля иранской нефти на мировом рынке начала сокращаться. А с учетом договоренностей стран ОПЭК о снижении добычи, пошатнулся и хрупкий баланс нефти. Впрочем, некоторые эксперты усматривают в происходящем очередные биржевые спекуляции. Руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябев пояснил "Стране", что на рынке по-прежнему есть значительные излишки нефти, поэтому объективных причин для ее подорожания в общем-то нет. Тем не менее, нефтяные котировки разгоняют и дальше. Уже есть прогнозы, что к весне 2019 года нефть может стоить 100 долларов за барель.
По словам директора департамента стратегического маркетинга и развития сети "БРСМ-Нафта" Александра Мельничука, бензиновые ценники в рознице формируют следующие составляющие — закупочная стоимость нефтепродуктов на границе, налоги, затраты АЗС.
"Закупочная стоимость топлива на границе составляет 47% в розничной цене бензина и 52% в цене дизтоплива. Второй по величине компонент цены — налоги. В этом году акцизный сбор на бензин — 213,5 евро за 1 тысячу литров, на дизтопливо — 139,5 евро. Так что с учетом НДС доля налогов в цене бензина достигает 40%, а дизтоплива - 33%. Затраты компаний (транспортировка, хранение, зарплаты, энергоносители и пр.) — еще порядка 8-10% в цене топлива.
То есть, две составляющие в ценовой формуле — нефтепродукты в опте и налоги — привязаны к валютному курсу. "Курс евро за последние два месяца вырос на 6%, а это плюс 1,86 гривен", — поясняет Мельничук.
Сергей Куюн говорит, что нынешние высокие цены — еще не предел. "Если нефть будет по 100 долларов за баррель, как прогнозируют, то цены на А-95 достигнут 40 грн за литр, а дизель станут продавать по 36-38 грн. Это при условии, что курс останется стабильным. Но если доллар будет по 30 грн, как прописано в бюджете на этот год, то это еще плюс 1,5 грн к ценникам на все виды топлива", — пояснил эксперт.
Газ дорожает вопреки прогнозам
С газом ситуация другая. В начале сентября, когда ценники на бензин и дизель уже активно росли, газ оставался сравнительно недорогим. Водители могли заправляться по 14 грн/л. Владелец площадки Sintonec LPG Михаил Шубан объяснял невысокие цены перенасыщенностью рынка. Ожидая традиционного скачка цен (а в коне лета белорусские НПЗ останавливаются на профилактические работы), трейдеры, по его словам, заказали слишком большие партии газа "про запас". В итоге газа навезли так много, что многие даже вынуждены были торговать в минус. Эксперты прогнозировали, что так как дело идет к зиме (а в холода потребление газа традиционно падает) особого подорожания в этом году уже можно не опасаться.
Но реальность опровергает все экспертные прогнозы. Газ дорожает не менее активно, чем бензин и дизель — цены уже подбираются к 16 грн за литр.
По словам Александра Киримова, всему виной рост котировок Argus Брест, которые формируются на белорусско-польской границе. Весь сентябрь они только повышались и лишь на днях остановились. Эти котировки зависят не столько от мировых цен, сколько от баланса спроса и предложения и внутренних цен в России (а Украина, как известно, использует в основном российский газ или напрямую или через Беларусь). Если цены в РФ высокие компаниям выгоднее торговать на внутреннем рынке, если они падают — включается экспортная составляющая.
Кроме того, ценообразование на газовом рынке построено таким образом, что в конце месяца всегда идет пересчет цены — в зависимости от средних котировок. "Даже если вы завезли всего одну партию газа в начале месяца, но затем котировки выросли, то в конце месяца придется доплатить", — пояснил Киримов.
По его словам, 4 октября котировки Argus упали сразу на 23 евро — с 637,5 до 614,5 евро за тысячу литров. Это позволяет рассчитывать, что в течение месяца газ на украинских заправках подешевеет на 0,7-1 грн/л. Но рассчитывать на скидки водители могут лишь в случае, если к тому времени курс доллара и евро останется стабильным, что вовсе негарантировано.
Нелегальные заправки и бензиновый бойкот
Рекордные ценники на заправках заставляют украинских водителей искать способы сэкономить. Этим уже воспользовались предприимчивые трейдеры, которые массово открывают нелегальные АЗС. Такие заправки были всегда, но в последнее время их концентрация на квадратный метр просто зашкаливает.
По данным Сергея Куюна, через такие заправки уже реализуется до 40 тысяч тонн бензина и дизеля, а это 7% от общих объемов продаж. По газу статистика куда более впечатляющая — через нелегальные колонки идет до 50% всех объемов. На таких заправках дизель и бензин дешевле, чем у официалов на 3-4 грн, а газ — на 1,5-2 грн. "И это не потому, что они гонят какую-то бодягу. Берут товар у официальных поставщиков, а дешевле получается за счет экономии на налогах", — пояснил Киримов.
"За каждой нелегальной заправкой кто-то стоит — силовики, местные чиновники, криминал. А власти фактически не контролируют ситуацию", — добавил Сергей Куюн.
Впрочем, даже ценники со скидкой многим водителям уже не по карману. В среде автомобилистов зреют протестные настроения, что уже подхватили активисты. На 11 октября общественная организация "АвтоЕвроСила" (та самая, что лоббирует интересы евробляхеров) назначила так называемый "бензиновый бойкот" — водителей призывают остановить движение на улицах всех городов страны и трассах на час и нажать на клаксоны. Это, по мнению руководителя "АвтоЕвроСилы" Олега Ярошевича, заставит власти "задуматься". Активисты видят возможность для снижения цен в уменьшении акцизов на топливо.
Впрочем, эксперты в успехе мероприятия сомневаются.
"Топливо у нас на АЗС на 80-90% российское (или российское, которое идёт под белорусским брендом). Не имея своего топлива, бойкотировать и требовать снижения его цены у АЗС то же самое, что требовать у ларька снижение цены на кофе и бананы. Какие цены поставят из Бразилии и Эквадора на кофе и бананы - так и будет! Какие цены Россия поставит - так и будет, и никакими хоть пятиминутными или одночасовыми бойкотами ничего не изменим", — написал на своей странице в Facebook глава ВААИД Олег Назаренко.