Прошедшие в минувшее воскресенье местные выборы в Польше могут стать началом больших перемен и прелюдией к предстоящим в следующем году парламентской гонке и президентской в 2020 году.
Правящая партия "Право и Справедливость" (ПиС) во главе с 69-летним Ярославом Качиньским, неформальным лидером государства, взяла меньше, чем ожидалось (около 32%), а либеральная оппозиция в лице "Гражданской коалиции" набрала всего на 7% меньше и победила во всех крупных городах.
Наибольшим успехом оппозиции называют избрание президентом (мэром) Варшавы ее представителя, 44-летнего Рафала Тшасковского, который с большим отрывом (50% против 30%) победил кандидата от власти Патрика Какие, вице-министра юстиции. Столица всегда считалась самым либеральным городом в Польше.
После выборов страна оказалась расколота надвое. Правящая партия победила в 9 из 16 воеводств.
Еще одна сенсация - в тройку победителей, с более чем 16%, попала Польская крестьянская партия, инициатор "антибандеровского закона", который позволяет уголовно преследовать за "отрицание преступлений украинских националистов" в годы Второй мировой войны, в том числе за символику ОУН-УПА, отрицание геноцида на Волыни и пропаганду идей Степана Бандеры.
Этот закон, который предусматривает штраф или лишение свободы на срок до трех лет, пока не применяли на практике. Но с приходом к власти его авторов, по словам экспертов, ситуация может измениться и "за Бандеру" могут начать карать.
В среде украинских заробитчан приход к власти "крестьян" вызвал опасения преследований, хоть и сейчас в Польше нередки случаи притеснений и нападений, тем более на фоне напряженных отношений Киева и Варшавы из-за конфликта вокруг разрушенных памятников польским воинам в Украине.
"Страна" выясняла, как перемены во власти в Польше повлияют на ситуацию в соседнем государстве и как отразятся на почти двух миллионах живущих там украинцев.
Самая высокая явка с 90-х
В минувшее воскресенье прошел первый тур местных выборов, а 4 ноября будут выбирать там, где в первом туре ни один кандидат не получил больше половины голосов. Председатель Государственной избирательной комиссии Войцех Гермелинский назвал эти выборы "самыми сложными" в современной истории.
Для оппозиции выборы проходили тяжело: власть через подконтрольные СМИ беспощадно ее громила.
Беспрецедентный натиск власти стал одним из факторов, который заставил больше поляков прийти на избирательные участки. Столь высокой явки - больше 51% - не было в Польше с начала 90-х годов.
Власть убеждает всех, что победила на выборах. По словам Качиньского, треть полученных голосов - это многообещающий прогноз на парламентские выборы. При этом он никак не прокомментировал поражение своего кандидата в борьбе за кресло мэра Варшавы.
"Самое главное, что мы победили", - заявила его соратница по партии Беата Шидло. По словам Шидло, именно сейчас польская партия власти вошла в ритм избирательной кампании и впереди у нее очень сложный период.
А вот известный польский социолог Ядвига Станишкис считает нынешние выборы провалом для Качиньского и правящей партии.
"Победа "Гражданской коалиции" в Варшаве очень символична. Поэтому не думаю, что "Праву и справедливости" удалось достичь цели поставленной на выборы. Несмотря на то, что Качиньский объявил победу, я считаю, что это поражение", - заявила она интернет-ресурсу interia.pl.
Победу оппозиционера Рафала Тшасковского в Варшаве называют очень символичной. Фото Руслана Рохова.
500 злотых на детей и суды под контролем
Из-за попытки взять под контроль судебную власть Качиньский взбудоражил либеральную часть общества и попал в немилость ЕС, который грозится ввести против Польши санкции. Оппоненты обвинили его в попытках установить авторитаризм.
Другие поляки, наоборот, хвалят власть, в основном за социальные выплаты (например, по инициативе ПиС за каждого ребенка начиная со второго выплачивают по 500 злотых (2,5 тысяч гривен).
Обозреватель "Газеты Выборчей" Ярослав Курски в небывалой явке либеральных избирателей видит стремление сохранить демократическое и правовое государство.
"Люди знают, что шутки закончились и речь идет не только о местных выборах", - сказал нам Курски.
Оппозиция смогла мобилизовать протестный электорат настолько, что получила неожиданный даже для себя результат.
"Правящая партия не выиграла ни в одном большом городе. Кроме Варшавы, оппозиция победила во Вроцлаве, Познани, Катовице, а в Лодзе за оппозиционерку Анну Здановскую проголосовали более 70% избирателей, которые крайне негативно восприняли попытки власти затравить ее. Думаю, если госпожа Анна покажет профессиональную работу за эти два года, она сможет претендовать на пост президента Польши", - сказала "Стране" Ирина Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований.
Но и ПиС на этих выборах получил большее представительство, чем на прошлых выборах (тогда у них было одно Подкарпатское воеводство, теперь же они получили большинство в сеймиках 9 воеводств).
"Но ПиС оказалось недостаточно голосов, чтобы самостоятельно создавать большинство, как в парламенте, им сейчас нужно искать коалицию. И здесь основная проблема, потому что ПиС фактически поссорился с ПСТ (крестьянской партией), всячески пытаясь унизить ее роль в течение кампании. И теперь будет не так легко создавать большинство даже там, где удалось целом выиграть", - прогнозирует Верещук.
При этом если брать в целом по стране, то позиции власти выглядят прочными. По соцопросам, у партии Качиньского - около 35%.
"Но в "Праве и справедливости" прекрасно понимают, что их избиратель - это житель села, преимущественно из более депрессивных регионов. Ни Варшава, ни другие крупные города не дают им большой поддержки. А у органов местной власти - большая автономия, они формируют политику в своих городах, являются распорядителями крупных бюджетных средств, поскольку большая часть налогов остается на местах. О столице Варшаве и говорить нечего. Как известно, после своего президентства в нем (мэров в Польше называют президентами), Лех Качиньский смог возглавить государство. Они прекрасно понимают значение местных выборов и следующего голосования за новый парламент", - говорит Верещук.
В целом, по мнению эксперта, эти выборы показали несколько тенденций: большая политизация процесса (а это имеет мало общего с самоуправлением) и большая поляризация общества, деление на "они" и "мы".
"Они" - это в основном электорат ПиС (сельское население, бюджетники, те, кто воспользовался программой 500+), и "мы" - это бизнес сообщество, предприниматели, крупные города, которые генерируют 60% польского ВВП). Для ПиС эти выборы стали холодным политическим душем, для оппозиции - авансом для следующих выборов. Для Украины такие расклады означают одно: работать надо и с властью и с оппозицией, моделируя отношения с пониманием внутренней ситуации в Польше", - говорит Верещук.
Заробитчане, "бандеризм" и памятники
Тем временем украинцы жалуются, что в целом отношение к нашим согражданам в Польше изменилось не в лучшую сторону.
"Слышал не раз: "Бандеровцы, вон из Польши!" и разговоры в духе "Львов наш", - признается трускавчанин Иван Михайлюк, работающий в польском Лодзе. - А сейчас в Польше подняли головы националисты. Да и многих простых поляков начало раздражать, что в Украине улицы называют в честь Бандеры и прославляют УПА, которые якобы вырезали поляков во время Второй мировой войны. В спорах часто вспоминают Волынскую резню".
"Закон против "бандеризма" и приход к власти на местах его инициаторов может еще больше настроить часть польского общества против украинцев. Особенно на фоне роста националистических настроений в обеих странах", – сказал "Стране" польский журналист Марчин Ковальчик.
Впрочем, приход к власти националистов и нападения вряд ли отпугнет украинских заробитчан в Польше.
Среди иностранных работников в Польше больше всего именно наших. По информации Rzeczpospolita, свыше 80% всех разрешений на работу выдали украинцам. В основном берут на стройки, сбор урожая, в прислуги и сиделки.
По данным опроса польского рекрутингового агентства Work Service, от трети до половины польских работодателей искали украинцев, поскольку своих желающих не нашлось и украинцы согласны на меньшие зарплаты.
При этом эксперты полагают, что на фоне "войны памятников" и накануне парламентских выборов в обеих странах отношения Украины и Польши будут накаляться.
"И в Польше, и в Украине власть рассчитывает на голоса националистически настроенного электората. А польские националисты не любят Бандеру. Поэтому проблемы в отношениях между нашими странами могут усилиться", - говорит Ковальчик.
Эксперты согласны, что Варшава использует "бандеровскую" тему в своих интересах, но упрекают Киев в пассивности. А пострадать могут наши заробитчане.
"Рядовой избиратель польский правящей партии "питается" темами Волыни, героизации УПА. Подоплека польской политики - попытка построить новую империю, завуалированно называя это "восстановлением исторической справедливости". При этом уровень агрессии и нетерпимости к украинцам в Польше постоянно растет, и трудно спрогнозировать, во что это может вылиться", - говорит Верещук.