Антиправительственные протесты "желтых жилетов", которые последний месяц держали в напряжении Францию, пошли на спад. Пятая протестная суббота в Париже собрала вдвое меньше участников, чем неделю до этого.
Три тысячи протестующих - против целой армии полицейских и Нацгвардии, которых было минимум втрое больше
"Нам бросили крохи, а мы хотим пекарню"
По всей Франции, по данным МВД, бастовали всего 33,5 тысячи участников.
В среде активистов уверяют, что цифры участников восстания занижены. В этот раз они разделились: часть штурмовала Елисейские поля, другие, в основном представители профсоюзов, пошли к Опере Гарнье.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что снижение мобилизации не означает победы властей, поскольку, по данным соцопроса Ifop, опубликованного Le Journal du Dimanche, рейтинг президента Эммануэля Макрона продолжает стремительно рушится и уже составляет 23% против около 60% c момента его победы на президентских выборах полтора года назад.
"Желтые" забастовки, которые начались с протеста против роста цены на бензин и закончились требованиями отставки президента из-за чувства социальной несправедливости, грозят похоронить политическое будущее Макрона, который претендовал на роль нового лидера объединенной Европы.
Активисты движения "желтых жилетов" обещают сбить властям шансы на грядущих местных выборах и голосовании в Европарламент.
"Все только начинается, мы берем передышку, но не сдаемся. Макрон не победил. Он не вернул отмененный налог на богатство, а бедным бросил крохи - 100 евро надбавки, но нам нужна пекарня. Мы - за равные условия для всех, независимо от дохода", - сказал "Стране" Стефан Кол, участник протестов "желтых жилетов".
Обыски, аресты, холода и теракт
Называют несколько причин провала революции.
Во-первых, это массовые аресты среди активистов и репрессии властей, что никак не вписывается в принципы западной демократии. Как и силовые разгоны мирных демонстраций - с сильнейшим слезоточивым газом, водометами, дубинками и резиновыми пулями. Столько полиции, как в две последние субботы, признаются парижане, они еще не видели. Но жесткий отпор протестующим, в отличие от аналогичных событий в Украине пятилетней давности, не вызвал порицания а партнеров Макрона по ЕС и НАТО.
Активисты тем временем продолжают жаловаться на преследования.
"Наши телефоны прослушиваются, в соцсетях отслеживают наши посты. На работе грозят проблемами. Многие просто испугались потерять рабочие места", - признается "Стране" Крис Берни, активист из-под Парижа.
На подъездах к Парижу "желтожилетников" останавливала полиция и забирала средства защиты - маски, респираторы, очки, шлемы.
"Было много превентивных арестов. Почему арестовывают нас, а не террористов, как этого стрелка из Страсбурга, ведь полиции о нем было известно? Нам просто перерезали все пути, прорвались только самые стойкие. Но народный гнев никуда не делся. 70% французов поддерживают требования "желтых жилетов", поэтому Францию ждут большие перемены", - делится с нами своим мнением активист Дидье Лекарт из Пиккардии.
Свою роль в спаде активности сыграла холодная дождливая погода, усталость части людей, страх насилия и рождественские приготовления.
Еще один немаловажный фактор - теракт в Страсбурге за пару дней до протестов, когда марокканец расстрелял троих человек на рождественской ярмарке. В экспертной среде появилось мнение, что инцидент был призван отвлечь внимание от "желтых жилетов". В правительстве, конечно, предположения о возможной причастности власти к страсбургской стрельбе назвали "возмутительными".
Как бы там ни было, часть протестующих решила не накалять обстановку на фоне свежего теракта, тем более накануне все чествовали полицию за поимку и уничтожение страсбургского стрелка. К тому же, власть объяснила усиленные проверки активистов террористической угрозой.
Некоторых активистов удовлетворило обещание Макрона повысить на 100 евро минимальную зарплату (дор сих пор она составляла "чистыми" чуть менее 1,2 тыс. евро, и по паритету покупательной способности минимальная зарплата во Франции - самая высокая среди стран "Большой семерки"). Хотя таковых, по опросам, немного. Большинство требуют прибавки минимум в 500 евро.
Но даже на то, что бы добавить по 100 евро, нужны огромные ресурсы - около 10 миллиардов евро. И еще вопрос, насколько выполнимо обещание Макрона, или оно просто было способом угомонить на время "желтые жилеты".
"100 евро Макрона" могут вызвать кризис в еврозоне
Как прогнозирует Economist, без компенсирующего сокращения расходов выдача прибавки миллионам французов неизбежно приведет к увеличению дефицита бюджета, который, как уже прогнозировалось, вырастет в 2019 году до 2,8 процента ВВП, что значительно выше, чем в Италии.
"Некоторые аналитики предполагают, что благодаря новым уступкам он может достичь 3,5 процента. Это может спровоцировать новый кризис в еврозоне", - пишет Economist в статье "Макрон пытается откупиться от своих критиков".
Протестующие уверены, что ресурсы можно найти.
"Макрон получает 15 тысяч евро, у министров - по 10 тысяч. Пусть урежут зарплаты себе и сократят армию чиновников. Тогда и деньги найдутся
"Мы подозревали, что людей будет меньше. Прошло пять недель, люди устали. Некоторые довольны обещаниями Макрона, а другие напуганы... Мы все еще боремся за равное распределение богатства! Нам надоели подарки богатым", - говорит Le Monde Жан-Люк, 29-летний железнодорожник из Дуэ.
Помимо денег, протестующие требуют выхода Франции из Евросоюза - "фрексита". По их мнению, членство в евроструктуре - это лишние траты и контроль Брюсселя.
"Мы не голосовали за глобализацию, мы не хотим быть разоренными, как греки", - объяснил изданию Le Figaro один из протестующих.
У Макрона - своя правда.
"Отменой налога на богатство (его платили французы с состояниями выше 1,3 млн евро, это всего полпроцента населения) он попытался остановить отток миллионеров, которые уезжали из Франции, чтобы не переплачивать. Да, казна потеряла из-за отмена налога для богатых около 5 млрд евро, но зато состоятельные французы перестали выезжать, выросли инвестиции.
В то же время 9 млн французов, или 14% населения, живут в бедности. И их не волнуют доводы Макрона, они считают, что богатые люди должны платить больше, а Макрона винят в сговоре с "ротшильдами" (то есть крупным финансовым бизнесом).
Новогодние "желтые жилеты" и красные в Лионе
Тем временем "желтые жилеты" в соцсетях анонсировали новые акции протесты на следующую субботу, 22 декабря. Кстати, накануне Макрону исполнится 41 год.
"Поможем ему отпраздновать день рождения", - иронизируют в соцсетях активисты.
Планируют они и акцию 31 декабря "Новогодние "желтые жилеты" на Елисейских полях", пойти на которую вызвались уже 5 тысяч человек и еще 43 тысячи интересуются.
"Потому что мы никогда не сдадимся. Потому что Елисейские Поля стали нашим новым садом борьбы. Мы снова встретимся 31 декабря на полях, чтобы вместе отпраздновать приход 2019 года, в радости и в ненасильственной борьбе", - написали организаторы на странице события в Facebook.
"Пожертвуйте ради самых бедных людей, которые больше не могут бороться, кто должен продолжать работать, кто наблюдает за нами. Пожертвуйте ради наших детей, будущих поколений, людей, которые будут изучать историю и которые могли бы задать вопрос: почему они остановились так близко к цели? Жертвоприношение ради равенства и справедливости", - мотивируют они народ.
Продолжаются демонстрации и в регионах. Например, в Лионе студенты вышли с красными социалистическими флагами с серпом и молотом.
"Демонстрация лионских студентов и старшеклассников. Пока в одной европейской стране насильно свозят бюджетников помолиться за томос, президента и курс на НАТО", - подписал журналист Андрей Манчук фото с шествия на своей странице в Facebook.
Лево-правый популизм
Один из главных выводов месячных протестов "желтых жилетов" - резкий крен настроений влево и вправо. Поразительной особенностью этих манифестов эксперты называют сочетание традиционных желаний как левых, так и правых.
"Нынешние протесты дали толчок популистам, ведь они обещают поднять зарплаты и снизить налоги. А народ ведь слабо разбирается в экономике, поэтому пустым обещаниям будут верить, учитывая разочарование в Макроне. Ему уже не дадут проводить реформы, он просто досидит свой срок. Не исключено, что правительство сменится уже следующим летом, после выборов в Европарламент, на которых хорошие шансы у ультраправой Марин Ле Пен. Вполне возможно, что на фоне недовольства Макроном она может стать премьером-министром Франции, у левого радикала Жана-Люка Меланшона рейтинг ниже из-за скандала с его угрозами суду", - прогнозирует политолог Доминик Рейни.
С ним солидарен Фарид Закария, эксперт в области международных отношений и ведущий CNN.
"Новой страной, где мы увидим восхождение нового лево-правого популизма, может стать Франция", - написал он в своей колонке в Washington Post.
Более того, движение "желтых жилетов" уже переходит границы. С аналогичными требованиями поднялись в Бельгии, где из-за мигрантского вопроса развалилась правительственная коалиция, в Нидерландах и Испании.
Среди протестующих - много жителей провинции, которым тяжелее выживать.
"Трещина между относительно хорошо образованным городским и менее образованным сельским населением, судя по всему, станет новой раздельной линией в политике Запада", - полагает Закария.
В целом Франции сулят непростые времена.
"В ближайшие два года французам предстоят региональные, муниципальные и европейские выборы. "Желтые жилеты" способны превратить любое голосование в референдум о доверии Макрону и поднять рейтинги политических сил, отпугивающих инвесторов, - националистов и социалистов", - пишет BBC.