Чем ближе день "ч" - выборов, тем очевидней, что многие государственные структуры все более дистанцируются от действующего президента. И совсем не горят желанием быть использованными в качестве ресурса Петра Порошенко.
Одним из первых о нейтралитете и противодействии "грязным схемам" в будущих выборах заявил министр МВД Арсен Аваков (правда, сторонники Порошенко его обвиняют в том, что, на самом деле, у него нет нейтралитета, а он работает на Юлию Тимошенко).
Противовесом МВД стоит СБУ, которая курирует радикальные организации. И на словах пока поддерживает президента. Но кроме этих двух ведомств есть и третья мощная силовая структура – Вооруженные силы Украины.
Исключать роль ВСУ в будущих выборах нельзя – в армии служат больше 250 тысяч избирателей, которые могут повлиять на чашу весов будущих выборов. Нельзя также исключать и теоретической возможности вмешательства армии в ситуацию, которая может сложиться после выборов.
"Страна" решила выяснить, за кого будут голосовать солдаты и офицеры украинской армии и как относятся к делам и обещаниям кандидатов в президенты.
Мы опросили несколько десятков солдат и офицеров действующих в ООС подразделений. По словам большинства опрошенных, со стороны командиров частей пока не было попыток давления на подчиненных, чтобы они проголосовали за того или иного кандидата в президенты. Более того, офицеры и штабисты говорят, что от командования есть установка пресечь любую политическую агитацию. Мол, армия "вне политики".
Однако сами же военные признают, что такая установка является лукавой. Она перекрывает возможность для агитации в армейских кругах всем кандидатам в президенты, кроме одного – Петра Порошенко, который, как верховный главнокомандующий, может хоть каждый день пиариться на армии, что он, собственно, и делает.
Подробнее о предвыборных настроениях в войсках читайте в опросе "Страны".
Вячеслав С., сержант: "О попытках агитации за Пороха или кого-нибудь другого у нас в части не слышал. Замполиты на тему выборов вообще не заикались ни разу. За кого буду голосовать, не скажу. Но уж точно не за Пороха или Юлю. И не за Зеленского. Хотя эти ребята и выходят в лидеры по рейтингам, отдам голос за того, кто воевал не на диване и в Верховной Раде, а реально сидел в окопах. К сожалению, таких среди кандидатов единицы. Да и те больше поднялись на пиаре, чем реально воевали".
Константин, подполковник: "Выборы и агитация сейчас на официальном уровне в армии находятся под запретом. Командиры бригад, вплоть до командующего ООС на совещаниях неоднократно говорили, что за агитацию в действующих частях будут наказывать строго, мол все должно быть в рамках законодательства. К командованию ООС уже поступали предложения от нескольких кандидатов в президенты. Предложения звучали как бы невинные – кандидаты хотели проехать по всей зоне ООС, раздать "волонтерскую" помощь от себя и просто пообщаться с солдатами "о жизни". Представителям кандидатов было отказано. Но если честно, у одного кандидата в президенты – главнокомандующего Петра Порошенко есть вполне легальная возможность пиариться в ООС. Поэтому он перед выборами начал все чаще появляться в камуфляже. Есть информация о том, что Порошенко в марте может приехать с "инспекторским" визитом в ООС, посетить несколько частей и раздать награды. Конечно, это будет подноситься не как предвыборная агитация, а обязанность и право президента – главнокомандующего. Скажу по секрету, что командование ООС не в восторге от таких планов главкома – это сразу вызовет скандал".
Артем Ю., младший сержант, служит с 2014 года: "Отношение в войсках к правительству и президенту не очень хорошее. Еще в 14-м году никаких сомнений у бойцов насчет честности политиканов не было. Кстати, на украинском блок-посту в Карловке весь 2014 и 15 годы были огромные надписи "Турчинов – чмо" и "Порох – мразь". Эти надписи закрашивали перед визитами большого начальства, но уже на следующий день надписи снова появлялись. Дело в том, что с самого начала снабжение армии было никакое. К 2019 году одевать и кормить стали лучше, но если у меня через день ломается моя мотолыга (МТЛБ – армейский транспортер), то поневоле задумываешься, какой пи….ас в тылу п…дит деньги на военной технике? А последний скандал с воровством на оборонке друзей Пороха поставил все точки. Поэтому буду голосовать за того, кто реально отрубит руки ворам в правительстве".
Максим У. старший сержант: "Если бы кто-то из ветеранов известных всей армии подал бы свою кандидатуру – за него бы вся армия проголосовала. Сейчас много офицеров, которые стали комбригами в этой войне. Они очень авторитетны, но их боятся в Киеве, поэтому и не пропускают ни в Раду, ни в правительство. А нынешние кандидаты в президенты – сплошное болото. Все много п…дят о том, как будут бороться с воровством, а после выборов продолжат воровать, все мои сослуживцы уверены в этом. В Украине мрак и полное дно – пока мы воюем, в тылу воруют не стесняясь, открыто. Надеюсь, что когда-нибудь президентом станет наш брат – боец. И наведет порядок в стране. Как де Голль".
Юрий Ф., старшина второй статьи, морская пехота: "Голосовать буду хоть за черта лысого, но не за Пороха и не за Юльку. Может за Зеленского – он хоть и артист, но бывал на передке с концертами, поддерживал армию. Во всяком случае, депутаты и президент сейчас устраивают настоящий цирк и выставляют себя клоунами. Все в армии помнят, как Порох обещал бойцам в АТО по тысяче гривен в день и тысячные премии за подбитые танки и БТР сепаров. Где премии, где тысяча гривен в день? И разве не вранье его плакаты "Реальные дела, а не брехливые обещания?" Реальные дела – это что? Наверное, воровство запчастей военной техники, как я понимаю? Армия и все вообще устали от вранья".
Дмитрий А., сотрудник Министерства обороны Украины. "Армия образца 2019 года сильно отличается от ВСУ в 2014 году. В современных ВСУ остались единицы тех, кто пришел воевать по убеждениям – добровольческие батальоны фактически расформированы и отведены с передовой. Одновременно с этим в ВСУ появилось большое количество кадровых старших офицеров и командиров бригад, сделавших карьеру за время военного конфликта на востоке Украины. Среди "новых" комбригов и генералов ощущается отчуждение от "старых" штабных генералов Минобороны, получивших звания, должности и награды еще до войны. И лишь вопросом времени остается тот момент, когда "новые" командиры почувствуют себя элитой, достойной того, чтоб прийти к власти".