Заявления президента Беларуси Александра Лукашенко на пресс-конференции 1 марта о начале объединения Союзного государства с Россией породили новую волну обсуждений о частичной "реанимации СССР".
Бацька намекнул о слиянии, уточнив, что они с Россией "будут жить вместе, но в разных квартирах".
"Это интересное сравнение, поскольку это будет означать, что объединению быть, и Лукашенко его одобряет", - говорит "Стране" Ирина Верещук, президент Центра Балта-Черноморских исследований.
В качестве единой валюты Лукашенко предложил рубль, но не белорусский и не русский, а новый - общий.
"Страна" разбиралась, что означают последние заявления Бацьки.
Дружба ради дешевого газа и нефти
В целом в Минске и в Москве скептически оценивают вероятность "аншлюса" и полагают, что Лукашенко хочет усилить свою переговорную позицию в торгах по дешевой нефти.
"Какой-то общий рубль придумали. Сказал бы просто, что хочу дружить с Россией, потому что нужен более дешевый газ, чем для Европы, и нужен зеленый светофор для сбыта сельхозпродукции Беларуси в России, потому что это основная статья бюджета Беларуси, а кремлевские этому сбыту постоянно мешают ради "крышуемых" ими крупных российских сетей", - сказал нам белорусский предприниматель Игорь Войтович.
Лукашенко на пресс-конференции, говорят в Беларуси, не сказал почти ничего нового.
"Треть его речи дословно повторяла ответы на эти же вопросы с прошлых общений с народом или его отобранными представителями. Конфликтные моменты, как всегда, были щедро сдобрены рассказами о том, как нам с Россией суждено быть вместе, как нас на Западе никто не ждет и не любит, что все плохое в отношениях - не от Путина, а от плохих бояр и каких-то лоббистов-олигархов вокруг него. Попытки журналистов просить о возможных угрозах со стороны России, Лукашенко отбивал своим любимым рассказом о том, как в Польше до сих пор на каких-то картах Беларусь пополам поделена. Во всем этом не было видения будущего: каких отношений с Россией мы хотим, как мы будем решать сегодняшние споры, на какую степень интеграции мы готовы, если вообще готовы", - пишет Артем Шрайбман, политический обозреватель TUT.by.
О слиянии соседних государств говорят с конца прошлого года, когда Москва начала требовать от Минска более тесной интеграции.
Для Кремля это гарантия того, что при смене элит в Беларуси не повторится украинский сценарий.
Россия согласна снабжать Беларусь дешевой нефтью только в обмен на более серьезное взаимодействие в рамках союзного государства.
После вспыхнувшего конфликта из-за цены на нефть Путин и Лукашенко несколько раз виделись, и не только не поссорились, как надеялись на Западе, а даже сыграли в хоккей после встречи в Сочи.
Из заявлений Бацьки следует, что он готов к более тесной интеграции, но не не сразу и на определенных условиях. И без полного слияния двух государств в одно.
А торги обещают быть непростыми.
Слияние ради переизбрания
По мнению экспертов, Лукашенко играет в свою игру с Россией, он постоянно демонстрирует готовность продолжить интеграцию в рамках Союзного государства, но в обмен на новые кредиты, новые финансовые льготы со стороны Российской Федерации.
"При этом фактор Запада используется как элемент шантажа в белорусско-российских переговорах. С другой стороны, Беларусь и ее лидер не собираются пока что разменивать государство и суверенитет на что-либо другое. Один из маркеров этого - заявление Лукашенко о том, что 98% белорусов будут против вступления в Россию. С другой стороны, Россия играет свою игру для минимизации издержек, направленных на поддержку своих давних партнеров", - объясняет "Стране" политолог Руслан Бортник.
При этом эксперты прогнозируют вероятность присоединения Беларуси к России уже в ближайшую пятилетку. Для российского руководства поглощение бывшей советской республикой, как было с "Крым Наш", поможет мобилизовать патриотический электорат и продлить пребывание Путина при власти.
"Когда в ближайшие 5-10 лет в Кремле остро встанет вопрос, как переизбираться на новые политические сроки, белорусская интеграция может стать тем фактором, которым в свое время стал Крым (а украинская ситуация пока что выглядит малорешаемой). Это позволит переизбраться, отвлечь внимание общества, дать позитивный посыл», - полагает Бортник.
Тем временем и Беларусь приближается к выборам. Страну ждет двойная избирательная кампания парламентская в ноябре этого года и президентская в 2020-м. Лукашенко правит уже четверть века, и в стране стоит вопрос о смене элит.
Накануне гонки перед Бацькой встал выбор: потерять экономические преимущества союзника РФ или отдать часть суверенитета в пользу единых структур с Москвой.
"Москва уже просто так не поддерживает Минск, а требует взаимных уступок или паритетов, завязался очень тяжелый разговор. Россия, с одной стороны, настаивает на том, что готова дальше поддерживать Беларусь, но в обмен на политические уступки, более глубокие формы интеграции, которые российское политическое руководство может, условно говоря, продать российскому обществу. С другой стороны, несмотря на все трения между политическими элитами эти страны пойдут по пути углубленной интеграции, но только после достижения стратегических договоренностей относительно места в политической системе таких тяжеловесов как Лукашенко", - прогнозирует Бортник.
"Парадигма меняется"
В украинских соцсетях после заявлений Лукашенко уже строчат посты о зраде, о том, что Беларусь точно рано или поздно объединится с Россией и надо, мол, "продаст батька братьев-белорусов, хотя, возможно, они сами этого хотят", и что Киеву надо "укреплять границу с Беларусью".
Эксперты настаивают: такая риторика ни к чему хорошему не приведет, наоборот, надо договариваться.
"Для Украины важно понимать, что парадигма мышления наших соседей меняется, и пока мы погружены в свои конфликты и проблемы, наши соседи активно формируют новую повестку дня, ищут новые модели сотрудничества с Россией, отчасти не выгодные для нас. Мы должны не оставаться в стороне, а предлагать свое видение сотрудничества с Беларусью, и оно не должно сводиться к покупке антрацита (которого она не добывает) или транзитных российских товаров (нефть, солярка, и т.д.)", - говорит Верещук.