В начале июля 2016 года "Страна" подробно писала об инциденте с задержанием, арестом и последующим триумфальным освобождением из-под стражи прямо в зале суда одного из основателей батальона "Айдар" - Валентина Лихолита (известного также, как "Батя"). Не имевшее аналогов в истории фактическое изнасилование правосудия в прямом эфире, где массовкой довелось поучаствовать даже главе ГПУ Юрию Луценко, долгое время считалось самой позорной страницей в истории. Причем не только украинских служителей Фемиды, а и представителей прокурорского цеха.
Тогда мнение соратников "Бати" запросто перевесило норму закона. Уже арестованного комбата отказались выпустить из зала суда для отправки в СИЗО представители его группы поддержки. Храм Фемиды был ими заблокирован, на Майдане появились палатки, заговорили о масштабных акциях протеста.
В итоге, чтобы вынести "удобный" вердикт по "делу Лихолита" судьям уже Апелляционного суда Киева пришлось мчаться в стены Печерского, фактически захваченного соратниками "Бати". Эти служители Фемиды уже вошли в историю как отправители правосудия, которые отпустили комбата в обмен на выданное им Луценко "слово офицера" - несуществующую категорию в юриспруденции.
Де-юре же за Лихолита поручились двое нардепов из "Самопомощи" (Егор Соболев и Семен Семенченко) и парочка их коллег из Радикальной партии - Андрей Лозовой и Игорь Мосийчук.
Через 15 месяцев после этого после этого украинская судебная система была окончательно растлена и растоптана.
И вновь свою руку к этому приложила четверка парламентариев: списочник "Батькивщины" Игорь Луценко, "радикал" Дмитрий Линько и все те же Лозовой и Мосийчук.
Как комбат ОУН перенял эстафету от комбата "Айдара"
Истерзанным их побратимами, причем как в образном, так и в буквальном смысле, 23 октября оказался Святошинский райсуд Киева. Утром 24 октября пришедшие на работу служители Фемиды оказались вынуждены заниматься в нем не отправлением правосудия, а разбирать последствия ночного погрома. А началось все с того, как во второй половине дня понедельника в этом храме правосудия стартовало заседание по избранию меры пресечения еще одному комбату - одному из экс-командиров ОУН, известному националисту Николаю Коханивскому.
Суть инкриминируемых ему преступлений ранее детально описывалась в материалах "Страны".
Сегодня лишь напомним, что 21 октября Коханивский с супругой ввязались в перепалку с еще одним представителем "правого" движения - командиром батальона "Один" Русланом Качмалой (прозвище "Рем").
Ссора националистов, возникшая из-за права незаконного по своей сути контроля над арестованным домом экс-главы НБУ Сергея Арбузова, переросла в потасовку и стрельбу. В ходе инцидента комбат ОУН был задержан, за нападение на "Рема" ему было объявлено о подозрении по "хулиганской" статье УК (ч.4 ст.296).
Позиция защиты: "пидозра" Коханивскому вручена с нарушением
Жребий выносить вердикт в этом производстве выпал судье Иванне Миколаец. Многочисленные видеотрансляции и включения из зала суда позволяют восстановить большинство деталей скандального слушания. Которое хоть и было запланировано на 16:30, фактически началось на час позже. Что автоматически повышало шансы защиты с помощью процессуальных уловок затянуть дело до утра.
Со старта этим шансом начали пытаться пользоваться четверо адвокатов ОУНовца. Ими поочередно были заявлены отводы. Сначала прокурору по делу, затем судье Миколаец, и наконец - следственному судье Ларисе Шум, рассматривавшей отвод своей коллеги.
Помимо этого защитники Коханивского напирали на необоснованность текущего содержания под стражей националиста. По их версии "пидозра" комбату была выписана спустя сутки после его задержания. В то время как закон требует выполнить эту процессуальную норму в пределах 24 часов.
Третий аргумент озвучивала уже группа поддержки Коханивского из числа лиц, пришеших на заседение в качестве вольных слушателей. Ими распространялась информация, что законные сроки задержания Николая, предусмотренные ст.208 УПК Украины, вот-вот выйдут. И если к тому моменту ему не будет избрана мера пресечения, Коханивский должен выйти на свободу.
Фатальная миссия судьи Миколаец. Можно ли было избежать скандала?
В итоге, слушания затянулись до позднего вечера, и около 22:00 23 октября судья Миколаец постановила - объявить в заседании перерыв до 9 часов утра. Ночь Коханивскому было предписано провести в ИВС, но у его группы поддержки оказалось свое мнение на этот счет.
Вот как трактует произошедшее далее сама Миколаец в жалобе, поданной в Высший совет правосудия.
"Лица, которые находились в зале... устроили потасовку и драку, высказывали угрозы в адрес судьи, отказывались покинуть зал судебного заседания и не реагировали на замечения суда. Судье и секретарю судебного заседания удалось выйти из зала с помощью сотрудников полиции", - сетует служитель Фемиды.
Конвой, доставлявший Коханивского в суд, а также дежурившие бойцы полка специального назначения удалились в коридор. В итоге, судебный зал оказался под контролем националистов. Ими была организована доставка еды, в храме Фемиды "активисты" чувствовали себя как полноправные хозяева. "Активисты" постановили - будут ночевать в суде до утра.
Одни представители юридического корпуса считают, что ситуацию в тупик завела именно ошибка судьи Миколаец. Мол, она проигнорировала установленные УПК императивы, предусматривающие вручение уведомления о подозрении и не отреагировала на факт вручения "пидозры" Коханивскому с опозданием. В пользу этого приводится довод, что Миколаец могла постановить освободить ОУНовца и уже потом переносить заседание.
Сторонники судьи в ответ заявляют - радикалы с самого начала вели дело к тому, чтобы в суде произошел скандал.
"Как она могла установить факт нарушения (прав Коханивского при вручении уведомления о подозрении - Прим. Ред.), если ей тупо не давали рассматривать дело и забросали отводами? Если нарушила - будет отвечать, но по закону. Никакого права захватывать зал и громить суд это им не давало", - рассказала "Стране" на правах анонимности одна из коллег Миколаец.
Как адвокаты и конвой упражнялись в юриспруденции
Как бы там ни было, но начиная с 22:00 23 октября велись длительные переговоры о "добровольной выдаче" ОУНовца правоохранителям, которые планировали доставить его в ИВС. Националисты и адвокаты Коханивского всячески оспаривали это решение.
Переговоры между представителем националистов и силовиками, источник видео: "Страна"
Не придя к общему знаменателю стороны заключили условное перемирие. Ситуация зашла в тупик: в коридоре суда оставались правоохранители, а в зале заседаний - националисты.
Казалось, что до утра "судебные бдения" уже ничто не нарушит. Но вскоре после отъезда нардепа Мосийчука история начала развиваться стремительно.
Первый штурм
Около часа ночи силовики попытались начать штурм помещения, занятого активистами. В ходе ожесточенного противостояния участники конфликта ломали мебель и утварь зала заседаний.
Обе стороны обвиняют друг друга в распылении газа. Якобы именно спасаясь от его воздействия националисты и приняли решение бить стекла, пробивая себе отход через окна. Часть соратников ОУНовца выломав решетки, выбралась наружу - во внутренний двор суда.
Как это происходило детально запечатлело сразу несколько стримеров:
Источник видео: youtube.com/VSE VIDEO
Источник видео: facebook.com/bogdan.tytskiy
Источник видео: facebook.com/shtabko
Спасли положение отступающих "активистов" прибывшие по их кличу на место инцидента парламентарии - Игорь Мосийчук и Игорь Луценко. После этого националисты вернулись в занятый ими зал, а параллельно - коротали время во дворе Святошинского суда, разводя костры и ведя беседы.
Зрелище, в которое превратился зал заседаний, выглядело беспрецедентно даже для украинских реалий.
Источник видео: "Страна"
Уже тогда стало ясно, что отправлять правосудие в забаррикадированном зале никто не будет. Но его захватчикам дали побыть его полноправными владельцами вплоть до утра.
Утренняя "зачистка"
Спокойствие продолжалось вплоть до 9 часов 24 октября. Тогда группа поддержки Коханивского поняла - в коридоре их ожидает превосходящая в численности группа правоохранителей. Начались переговоры сторон, в ходе которых намеревались всей группой поддержки Коханивского "переехать" в подходящий для рассмотрения меры пресечения зал.
Впрочем, там радикалов уже поджидал отряд правоохранителей. Раскусивший их маневр нардеп Мосийчук едва не впал в истерику, но было уже поздно.
Истошные крики "радикала" Мосийчука не помогли спасти ситуацию для соратников Николая Коханивского, источник видео: "Страна"
Последовавшая далее попытка сторонников экс-комбата ОУН вернуться, и занять занять ранее обжитый ими зал (то самое помещение, которое подверглось варварскому разгрому ночью), позволила им лишь на несколько минут отсрочить свое поражение. Самые ушлые националисты в это время уже покидали здание суда.
Вышло так, что единицы из тех, кто действительно противостоял "космонавтам" ночью и баррикадировался в храме Фемиды, попали в эпицентр случившегося спустя мгновения "замеса".
Ворвавшаяся немногим позднее 10:00 24 октября группа бойцов спецназначения повязала три десятка "вольных слушателей" заседания по делу Коханивского.
Всю эту публику, включая трех журналистов, предварительно намяв им бока, в автозаках отвезли в Шевченковский райотдел полиции.
Момент утреннего штурма зала заседаний, источник видео: "Страна"
Добро на применение силы дал Князев. Что "светит" погромщикам?
Как следовало из распространенного комментария главы Нацполиции Сергея Князева, команду на зачистку Святошинского суда отдал он утром. И пояснил - ночью "штурмовать" храм Фемиды отказались, чтобы избежать жертв.
Сергей Князев дает оценку погрому в Святошинском райсуде, источник видео: youtube.com/Національна поліція України
По словам Князева, задержанных в суде 32 человек намеревались проверить на причастность к ночной драке с полицейскими. Изначально их действия квалифицировали как хулиганство (ч.3 ст.296 УК Украины) и порчу имущества (ч.1 ст.194). Впрочем, в течение дня большинство задержанных были отпущены на свободу.
"Пидозры" были вручены лишь шестерым лицам, из которых под стражей на момент подготовки этого маериала находилось пять человек.
При этом, к ранее анонсированной Князевым "хулиганке" и ответственности за разгром помещения им добавилась еще и ч.1 ст.343 УК Украины - вмешательство в деятельность сотрудника правоохранительного органа.
У Совета судей, который выступил с заявлением по мотивам погрома в Святошинском суде, свой перечень претензий к вандалам. Служители Фемиды требуют от Генпрокуратуры квалифицировать действия погромщиков сразу по 6 статьям УК Украины.
Среди них есть и довольно серьезные - вмешательство в деятельность судьи (ст.376), угроза/насилие в отношении судьи (ст.377), захват государственных зданий (ст.341), сопротивление сотруднику правоохранительных органов (ст.342).
Как Коханивский оказался на свободе
По данным правоохранителей, в стычке во время разблокирования суда, пострадало пять человек - двое "слушателей" и трое стражей порядка. Самого виновника "шоу" Николая Коханивского с места событий забрала скорая. Суд дал ОУНовцу время прийти в себя, и постановил - к 15:00 24 октября слушание его дела продолжится.
Фактически же "вторая серия" истории с избранием меры пресечения националисту-хулигану началась с часовым опозданием. Вновь последовали попытки отвода прокурора, а затем к помощи врачей попросил один из адвокатов Коханивского. Которых, к слову, в ходе резонансного процесса оказалось сразу шестеро (закон позволяет пять).
Тихой сапой слушание подошло к "времени "Ч" - около 17:30 истекли 72 часа, отведенные для задержания комбата, и прямо в зале суда его освободили.
Само слушание после этого продолжалось. Так, были заслушаны некоторые свидетели, а также заявлена информация о лицах, готовых поручиться за Коханивского. Впрочем, де-факто это были уже малозначимые нюансы. Главное - де-юре экс-комбат ОУН избежал ареста и уже на свободе. И даже на перенесенное на 25 октября заседание суда являться ему лично не обязательно.
Судьи почуяли запах анархии
Будет ли избрана сегодня наконец-таки мера пресечения для Коханивского, и удовлетворит ли судья при этом ходатайство прокурора (настаивающего на фактическом аресте), покажут события сегодняшнего дня.
Впрочем, в юридическом цехе сам по себе суд по делу националиста-хулигана уже давно отошел на второй план. Гораздо больше служителями Фемиды обсуждается вопрос, как с учетом произошедшего скандала будет функционировать судейский корпус далее. Ведь истории "комбатов" вроде "Бати" и Коханивского явственно показали обществу, суды можно ломать через колено.
Не брезгуя никакими методами. И, главное, потом ничего за это не будет. Отпущенный на волю прямо в зале суда Коханивский после учиненного его соратниками погрома - тому пример.
Председатель Одесского апелляционного хозяйственного суда, глава Ассоциации судей хозяйственных судов Украины Наталья Богацкая на своей странице в Facebook утверждает, что события 23-24 октября переполнили чашу терпения многих ее коллег.
Она уверяет, что в "деле Коханивского" всю вину пытаются возложить на судей. Хотя фактически последние стали заложниками политических игрищ и недоработок "реформированных" органов правопорядка.
Богацкая констатирует, что как в скандальной истории Святошинского райсуда, так и в целом ряде прочих случаев ведется целенаправленная травля судей. И именно служители Фемиды выбраны в качестве "мальчиков и девочек для битья" вершителями судеб Украины.
"Никто не говорит, что все святые, но навешивание по профессиональному признаку на всех ярлыка "враги народа"– попахивает 37-м годом и это ассоциация всё чаще приходит на ум. Отсутствие оперативно-розыскной деятельности, следствия, явные пробелы в законодательстве прикрываются популистскими лозунгами "во всём виноваты судьи", - настаивает глава Одесского апелляционного хозсуда. - Плоха судебная система или хороша, но она последняя работающая, а не подменяющая работу пиаром и ложью".
История комбата ОУН показала, что даже такого, во многом ущербного и проблемного правосудия, страна может лишиться. А для защиты своих прав достаточно лишь иметь несколько десятков крепких парней. И непротивление органов власти.
Остальное решит право сильного.
А не погребенная под развалинами зала судебных заседаний Святошинского райсуда сила права.