Гибель Амины и очередной "русский след"
Подробности убийства Амины Окуевой и его версии – главная тема вчерашнего утра. Собственно, версии особо не обсуждались, просто было сообщено, что рассматриваются два варианта – российский след и чеченский (который тоже, в принципе, российский).
Собственно, уже одно имя убитой приводит к мысли о чеченском следе, даже несмотря на то, что на самом деле ее звали Анастасия Никифорова. А ее биография приводит к мысли о российском следе.
Однако только ли к ним? Ведь несложно вспомнить, как видоизменялись версии летнего покушения на Осмаева – от "русского следа" до криминальных разборок. Сейчас в подтверждение версии о "русском следе" называют также близкие контакты Окуевой с нардепом Мосийчуком, на которого тоже недавно было совершено покушение. Однако ведь и в этом случае мотивы не столь ясны.
Поэтому следствию еще предстоит пройти долгий путь от пропагандистских штампов, высказываемых по горячим следам, до выяснения истины, которая часто находится в противоположном направлении.
А для начала нужно хотя бы просто получить объективную картину с места убийства и ответить на самые простые, но почему-то замалчиваемые вопросы. К примеру, выяснить, как могло получиться, что автомобиль обстреливали со стороны пассажира, но Осмаев, прикрытый женой, получил ранение в ногу.
Аваков дает свободу МихоМайдану
Самое сенсационное заявление дня сделал министр внутренних дел Аваков.
"Тратить государственные ресурсы и охранять дальше этот хлам под Радой больше не намерены. Дал команду снять силы МВД по охране периметра", – написал он в "Твиттере". В этом посте – неприкрытое презрение к МихоМайдану, которое должно показать, что протеста никакого нет, а то, что есть – недостойно внимания.
Но в нем есть и совсем другое, скрытое под презрительной формой. Не случайно ответ Саакашвили (если из него убрать пропагандистскую шелуху) свелся к двум основным словам: "Давно пора!".
В самом деле, кто выигрывает от демарша Авакова? Естественно, МихоМайдан, который остается без контроля и может разрастаться в любую сторону. Но территориальное разрастание – не самая большая проблема. Основная функция, которую выполняли силы МВД, состояла в контроле над тем, что именно проносят в палатки. Теперь никто не проконтролирует, несут туда только еду или заодно и гранаты.
Естественно, встает вопрос о мотивах Авакова. Потому что "экономия государственных ресурсов" и министр внутренних дел (да и в целом нынешняя власть) несовместимы. Если бы Аваков заботился о госбюджете, он на второй день ликвидировал бы блокаду Донбасса с той же жестокостью, с какой избивали ветеранов "Донбасса" в битве за агрофирму в Кировоградской области.
Очевидно, что глава МВД развязывает руки МихоМайдану. И делать это он может только по одной причине – отношения с Порошенко опять обострились. Сложно сказать, связано ли это со вчерашними обысками у сына Авакова по призабытому делу о рюкзаках – все-таки его проводило НАБУ, которое вроде бы независимо от президента. Но когда пиарщики Порошенко намекают, что за убийство Окуевой нужно требовать отставки главы МВД так же, как "Народный фронт" требовал отставки Муженко за Калиновку, – в этой ситуации ясно, что новое обострение явно происходит.
Реальных пружин происходящего пока на поверхности не видно. Но последствия могут быть серьезными. Во всяком случае, журналистам и обычным гражданам 7 ноября лучше держаться подальше от МихоМайдана и Верховной Рады, потому что неизвестно, какой "хлам" окажется в палатках.
Задержание сына Авакова и война силовиков
Несмотря на вполне возможную связь между заявлением Авакова и задержанием его сына, эта тема, безусловно, достойна отдельного рассказа. Дело это старое, еще 2015 года, когда в интернете появилось видео, на котором Александр Аваков договаривается с тогдашним замом министра внутренних дел Чеботарем о поставке 6000 тактических рюкзаков для Нацгвардии. Как потом оказалось, по завышенным ценам – по 2,3 тысячи гривен при реальной цене в 1 тысячу.
По горячим следам дело вроде бы замяли, однако оно периодически всплывало в связи с запросами СМИ и ответами НАБУ на эти вопросы. И вот "рюкзаки Авакова" неожиданно всплыли вчера. Причем максимально жестко – с обысками и задержанием сына министра внутренних дел.
Почему все произошло именно сейчас, сказать сложно. Как и понять, действует ли НАБУ самостоятельно или по отмашке президента. Если связывать снятие блокады с МихоМайдана с "рюкзаками", то остается сделать вывод, что – по мнению Авакова – все происходит по отмашке Порошенко. А если и не по отмашке, то, как минимум, с молчаливого согласия.
Президент, конечно, давно мечтает обнулить главу МВД как главное препятствие на пути к монополизации власти. Но почему именно сейчас? Не исключено, что Порошенко получил какую-то индульгенцию от недавно побывавшего в Киеве Волкера.
В любом случае, Аваков уже показал, что сдаваться не намерен – и выдвинул на передовую все свои силы, от полиции до "Азова". НАБУ в таком противостоянии явно проиграет. И вот тут нужен ответ на вопрос: готов ли Порошенко поддержать НАБУ имеющимися у него силовыми структурами (СБУ и даже армией). После его получения выяснится многое.
Кому опасен арест Бакая?
В Москве задержан Игорь Бакай. Для большинства простых украинцев это имя ничего уже не говорит, но вот для политиков со стажем оно значит много. Бывший глава "Нефтегаза" и Госуправления делами времен Кучмы – фигура, которую они никогда не забудут.
Официальная причина ареста – мошенничество в особо крупных размерах. Что за мошенничество, не сообщается, говорится лишь о том, что Бакай наодалживал больших денег у больших людей. Но сложно представить, что его арестовали для того, чтобы выбить 9 млн долларов для Алишера Усманова.
Конечно, нельзя исключить, что Бакай успел наворотить каких-то противозаконных дел за 12 лет эмигрантской жизни в России. Но, оказавшись в тюрьме, он явно будет интересен российской власти не этим. Бакай – носитель многих секретов, причем секретов не только Кучмы, но и большинства столпов нынешней власти и оппозиции в Украине, вышедших из гнезда Леонида Даниловича. Так что некоторым большим украинским политикам стоит задуматься о том, что может всплыть из их предпринимательской молодости.
Почему богатеет банк Порошенко?
За 9 месяцев 2017 года банк, главным акционером которого является Порошенко, – Международный инвестиционный банк – увеличил чистую прибыль по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза.
Нужно быть экспертом в банковской сфере, чтобы понимать, насколько это вообще неординарное событие. Может быть, ничего в этом необычного нет, однако для простого обывателя складывается вполне определенная картина: экономика стоит на месте, банки один за другим закрываются – и только у президентского МИБа все хорошо.
За счет чего могла увеличиться прибыль в стагнирующей экономике? Конечно, какую-то роль играет то, что банк президентский, в краткосрочной перспективе это – гарантия, что вклады не сгорят. Но, как правило, основную прибыль небольшие банки, созданные при холдингах, получают от операционной деятельности своих акционеров. В данном случае – Порошенко и Кононенко.
А раз так, то, скорее всего, не таким уж и обывательским представляется мнение о том, что активы президента растут гораздо быстрее, чем экономика страны в целом.