НАПК в нокауте
Война между НАБУ и НАПК получила новое продолжение. Больше того, со вчерашнего дня можно смело утверждать, что НАПК отправлена в нокаут, а власть потерпела сокрушительное поражение в этой войне.
Проблема власти в том, что в войне против НАБУ она не могла действовать привычными административными методами. Не могла и задействовать радикалов. Единственный способ, который оказался ей доступен, – дискредитация через компромат и уголовные дела. Но здесь власть оказалась на чужом поле, так как ввязалась в войну с теми, кто на компромате сделал карьеру.
Начиная дискредитацию Сытника через НАПК, Банковая не могла предположить, насколько мощным окажется ответный удар. Между тем, признания Соломатиной – это бомба, которая уже взорвала НАПК. В данной ситуации даже неважно, решила ли сотрудница Агентства самостоятельно сыграть в эту, достаточно рискованную, игру, или ее мотивировали – важно то, что у НАБУ и стоящих за ним "еврооптимистов" нашелся мегааргумент аккурат к приезду Митчелла.
Обвинения Соломатиной означают, что в глазах Запада НАПК уже не может выполнять возложенные на него функции. Больше того, в глазах Запада они означают, что власть, не сумев противостоять его требованиям по системе электронных деклараций, нейтрализовала всю эту систему на уровне НАПК. Вывод: проверку е-деклараций нужно отобрать у НАПК и передать другому органу.
Кому? На данный момент есть лишь один орган, которому доверяет Запад, – НАБУ. Либо речь пойдет о создании, по сути, нового НАПК, который будет назначаться совсем по другой схеме. Так или иначе, можно не сомневаться, что одним из ближайших требований Запада, помимо Антикоррупционного суда, станет передача проверки е-деклараций независимому от власти органу. Под угрозой невыдачи новых траншей или даже отмены "безвиза".
Понятно, что власть будет всеми способами тормозить этот процесс, но в результате уступит. И вот тогда, когда е-декларации окажутся в руках Сытника или его аналога на месте Корчак, для Порошенко, его соратников и Народного фронта и начнется самое интересное.
Дадут ли украинские льготы ветеранам вермахта?
Вчера Верховная Рада переименовала Великую Отечественную войну во Вторую мировую. Новость для нынешней власти вполне ординарная – ведь и в школьных учебниках, и в перечне официальных дат Великая Отечественная уже стала "Второй мировой войной в Европе". В этот раз переименование состоялось в законе о социальном обеспечении ветеранов. Но в этот раз речь идет не только об "исправлении идеологической ошибки".
Дело в том, что понятия "Вторая мировая война" и "Великая Отечественная война" отличаются намного серьезнее, чем просто сменой вывесок. И речь идет не только о временных рамках (первая шла шесть лет, вторая – чуть меньше четырех). Они полностью различны по смысловому наполнению.
Великая Отечественная – это война, которую вели народы Советского Союза против нацистской Германии. И все. Даже другие армии, которые вели войну с Германией, ветеранами Великой Отечественной не являются.
А во Второй мировой участвовали все воевавшие в ней стороны. Причем как на стороне Антигитлеровской коалиции, так и против нее. Все войны, проходившие во временные рамки с 1939 по 1945 год, подпадают под это понятие. Разве что кроме войны индийских повстанцев с британскими колонизаторами.
Заменив Великую Отечественную Второй мировой, Верховная Рада уравняла в правах на социальную помощь солдат Красной Армии и УПА. Но не только. Она уравняла в правах еще и солдат дивизии СС "Галичина" и батальона "Нахтигаль".
Она уравняла в правах вообще всех солдат Второй мировой – вне зависимости от зоны боевых действий, где они воевали. То есть теоретически право на соцпомощь имеет участник японско-китайской войны, если у него вдруг окажется украинское гражданство. Или солдат румынской армии, которая в 1941-м оккупировала Одессу. Или даже солдат германского вермахта, если он вдруг имеет паспорт с трезубцем.
Закон о соцпомощи в такой версии, конечно, является верхом гуманности. Но все же стоит поинтересоваться: есть ли в мире хоть одна страна, кроме Японии, в которой положена соцпомощь ветеранам императорской армии, сражавшейся в Бирме?
Победила ли Украина в ООН?
ООН проголосовала за новую резолюцию по нарушению прав человека в Крыму. Украинская власть уже успела заявить о своей победе, и в какой-то степени победой это назвать можно. Поскольку видно, что Кремль раздражен очередной резолюцией, направленной против него.
Но сами итоги голосования делают эту победу, как минимум, неоднозначной. За документ проголосовало 71 государство, против были 25 стран, 77 воздержались. То есть, по факту, большинство государств ООН резолюцию не поддержало.
Однако главное даже не это. Главное в том, что среди проголосовавших "против" был Китай. В первый период после российской аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе Пекин, будучи фактически на стороне Москвы, воздерживался от голосований – поскольку сам имеет нерешенную территориальную проблему в виде Тайваня. И если в этот раз Китай, несмотря на тайваньскую проблему, открыто встал на сторону России, это может означать только одно: китайско-российский союз уже фактически состоялся.
Похоже, и Пекин, и Москва устали ждать каких-либо шагов к сближению со стороны Трампа и потому сблизились сами. А в ситуации, когда на стороне России оказалось государство со второй экономикой в мире и с правом вето в ООН, любые разговоры о международной изоляции или даже просто действенных санкциях останутся только разговорами.
По большому счету, единственной действенной санкцией против России было падение цены на нефть в 2015 году. Однако как раз на этом направлении "ослабление санкций" уже происходит.
Похищение секстримистки: месть Банковой?
Один из главных скандалов дня – похищение секстремистки из "Фемен" Алисы Огонек, которое по ходу развития ситуации превратилось в задержание полицией и предъявление обвинения, по которому грозит семь лет тюрьмы.
Понятно, что Банковая воспользовалась сожженным "трамваем в офшор", чтобы на примере Алисы Огонек запугать весь "Фемен", который в последние месяцы гнет явно антипрезидентскую линию. Однако сам способ задержания – похищение людьми в гражданском – и то, что людьми в гражданском оказалась винницкая полиция, показывают, что Порошенко нервничает и совершает эмоциональные поступки.
Если бы на Банковой получше просчитали ситуацию, то действовали бы не так, как против Саакашвили на границе, а так, как против того же Саакашвили в Киеве. То есть спокойно вручали бы повестки одну за другой и в конце концов выписали бы штраф в стоимость десяти декоративных трамваев и пару месяцев исправительных работы (на большее эта акция никак не тянет). Но желание отомстить и запугать привело к эмоциональному решению. А последствия таких решений могут оказаться совсем не те, которых хочет Банковая.
Военный путч в Зимбабве: чем он важен для Украины
Военный переворот (или полупереворот) в Зимбабве стал одним из хитов вчерашнего дня. До сих пор украинцы знали об этой стране только то, что в ней с давних времен правит диктатор Мугабе, который в 80-е годы в Советском Союзе считался положительным персонажем. Да еще на слуху был зимбабвийский доллар, который обвалился так, как даже купонокарбованцам не снилось, – пока вообще не исчез.
По большому счету, военный (полу-)переворот в Зимбабве для Украины – не больше чем экзотика. Неважно, хотят там свергнуть Мугабе или только его жену, неважно, антикитайская это акция или все санкционировано самими китайцами, – на Украине это не отразится никак. И даже на России, интересы которой так глубоко в Африку сейчас не заходят.
Важно только то, что ситуация в Зимбабве показала: военный переворот как способ влияния на политику все еще актуален в мире. Конечно, можно сослаться на то, что речь идет об Африке, и Украина тут не причем. Однако пять лет назад многое из того, что происходило в Украине с 2014 года казалось невозможным. Поэтому расстояние от Зимбабве до Украины не так велико, как кажется на карте.