Грабитель, сын нардепа
За неимением глобальных политических новостей главным событием внутри Украины вчера стал скандал с сыном нардепа из Радикальной партии Попова, которого задержали за попытку ограбления мини-маркета. И который, возможно, причастен к другим ограблениям.
Надо отметить, что "медиасопровождение" скандала со стороны самого нардепа и власти в лице бывшего советника главы МВД Геращенко (кстати, если он "бывший", то почему полицейские истории комментирует как представитель МВД?) было правильным.
Насколько это, конечно, вообще возможно в такой ситуации.
По крайней мере, не сравнимо с поведением "стрелка" Пашинского или экс-нардепа Ландика в давней истории с его сыном. Однако тексты в "Фейсбуке" – это одно, а как будет идти следствие и каким будет приговор – это еще вопрос.
Стоит также отметить, что реакция соцсетей на саму ситуацию и оправдания Попова оказалась отрицательной – несмотря на грамотную реакцию нардепа.
Вряд ли соцсети пылали негативом лично к Попову, который практически не отметился в каких-либо громких скандалах. Скорее это было концентрированным выражением отношения к власти в целом и работающей на нее Радикальной партии.
Последствия лично для Попова в этой ситуации вряд ли будут. Сын-грабитель – недостаточное обвинение для сдачи мандата. У Тэтчер сын перевороты в Африке устраивал, но это не помешало остаться ей легендой британской политики.
А вот власти стоит задуматься над тем, каков на самом деле градус отношения к ней в обществе. Ведь если не слишком известного депутата готовы растерзать за преступление малолетнего сына, то что готовы сделать с ее главными представителями?!
Власть начала зачистку нелояльных добробатов?
Одной из главных тем обсуждения вчера оставались задержания ветеранов добровольческих батальонов, которые власть проводила в последние дни. Речь идет, прежде всего, о бывшем командире "Донбасса" Виногродском, а также о ветеране того же батальона Новикове и бойце батальона ОУН Литвиненко.
Обвинения у всех различны – от разбойного нападения до похищения человека. Общее у всех трех случаев одно: речь идет о батальонах, неподконтрольных власти.
"Донбасс" фактически стал ударной силой блокады Донбасса, именно он участвовал в конфликте с политиками из "Народного фронта" за агропредприятие в Кировоградской области (что теперь предъявляется в вину Виногродскому в виде "разбойного нападения"). И именно "Донбасс" является сегодня основной ударной силой МихоМайдана.
Что касается батальона ОУН, то он остался одним из немногих подразделений, которые так и не вошли в подчинение ни Минобороны, ни МВД. Понятно, что батальон с таким "статусом" не может вызывать у власти положительных эмоций.
Но все это вместе выглядит как попытка власти задавить радикализм добробатов вообще.
Однако, скорее всего, власть занялась этим слишком поздно. "Донбасс" сегодня не просто радикальная группировка, а часть МихоМайдана, который разгонять нельзя. Больше того, попытка зачистки неконтролируемых радикалов наверняка приведет к тому, что на МихоМайдане окажутся и ОУН, и другие подобные добробаты. И этот Майдан тогда станет намного опаснее.
Тише едешь – меньше платишь
Скорость движения на дорогах городов с 1 января будет ограничена 50 км/час (плюс 5 в запасе). Соответствующее постановление Кабмина появилось в "Урядовом курьере". Оно стало первой реакцией власти на харьковскую трагедию, унесшую жизни шести человек.
Ожидаются и другие решения. В парламент внесены предложения о значительном увеличении штрафов за превышение скорости и об увеличении прав полиции в отношении автомобилей и их владельцев.
Некоторые из этих мер вполне обоснованы, однако все это не выглядит как системная попытка решить проблему. Потому что причины аварий на дорогах не только в водителях, но и в пробках, освещении или качестве самих дорог.
А вот для решения этих вопросов у власти решимости нет. Хотя городские власти давно требуют от Верховной Рады закон, который поможет решить проблему неправильной парковки с помощью штрафов и эвакуаторов. Со своей стороны, центральная власть не делает ничего, чтобы заставить городские власти решить проблемы с дорогами и их освещением.
И пока все сводится к ограничениям и штрафам, ситуацию коренным образом изменить не удастся.
"ЛНР" остается
Переворот в "ЛНР" закончился. Бывший глава "республики" Плотницкий еще в конце прошлой недели отбыл в Москву, на его место назначен временный "и. о.", а вчера ограниченный контингент из "ДНР" тоже покинул Луганск.
И из всего этого можно сделать вывод, что на данный момент никто статус кво в ситуации с двумя "республиками" менять не собирается. Хотя казалось, что луганский кризис станет поводом для объединения "ДНР" и "ЛНР" в одну "Новороссию".
Впрочем, нельзя сказать, что ситуация остается той же, что была до конфликта Плотницкого с Корнетом. Оказав "братскую помощь" соседям, Захарченко продемонстрировал и Москве, и даже ОБСЕ, что именно он является фигурой, которая способна взять на себя контроль во всем регионе.
Понятно, что это не имеет особого значения в ситуации, когда Кремль сохраняет надежду вернуть "республики" в Украину на основании их особого статуса. Но если Киев окончательно отгородится от Донбасса, то перед Москвой встанет вопрос не только о выживании региона, но и о создании привлекательной картинки для контролируемых Украиной соседних регионов.
Понятно, что ни Донецкая, ни Луганская "республики" по отдельности такой картинки создать не могут. Особенно в том состоянии, в котором они находятся сейчас. Но если их объединить и влить дополнительные ресурсы, то витрину "русского мира" в определенной степени Россия создать сможет. Что, в свою очередь, чревато новой волной брожения в юго-восточных регионах. Хотя, конечно, уровень сепаратизма тут будет зависеть прежде всего от того, какую экономическую и гуманитарную политику проводит Киев.
Европа будет на стороне России?
Неожиданное заявление главы канцелярии польского президента Щерского о выборе между Киевом и Москвой вчера стало, пожалуй, главной внешнеполитической новостью для Украины.
Неожиданным оно стало, пожалуй, и для самой Польши. Учитывая постоянные антироссийские настроения в этой стране, практически нереальным казалось представить слова высокопоставленного польского политика, что в выборе между Украиной и Россией некоторые европейские государства, на которые сегодня рассчитывает Киев, сделают выбор в пользу последней. И больше того, что Польша в такой ситуации не сможет поддерживать Украину так, как это было ранее.
Понятно, что такое заявление имело целью, прежде всего, заставить украинскую власть быть отзывчивее к польским призывам в гуманитарных вопросах (то есть в отношении польских могил и героизации ОУН-УПА).
Однако даже в манипуляции Щерский не мог прибегнуть к очевидному вранью.
Поэтому к его словам украинским политикам стоит прислушаться по другой причине: ведь если хотя бы часть Европы в конфликте Украины и России поддержит Москву, никакой помощи от Евросоюза в таком случае вообще не будет. Там ведь все решается консенсусом.
А это со всей серьезностью ставит вопрос о том, какие риски для страны несет продолжение АТО и невыполнение Минских соглашений.