Убийство Ноздровской: штаб в МВД и тишина в верхах
Как и следовало ожидать, власть вчера проявляла бурную активность в расследовании убийства правозащитницы Ноздровской. МВД регулярно сообщало о том, какой прогресс достигнут, и даже создало координационный штаб по раскрытию преступления. Чего не было даже в случаях с более резонансными преступлениями – такими как убийства Бузины или Шеремета.
На этом фоне характерно молчание всех главных действующих лиц украинской политики. От Порошенко не прозвучало требование немедленно найти и наказать преступников, Турчинов не заявил о необходимости усилить борьбу с российской агентурой и даже все комментирующий Аваков за все три дня 2018 года не написал ни слова в "Фейсбуке" на тему, находящуюся непосредственно в его ведении.
Причем в данном случае молчание – пожалуй, действительно лучшая тактика. Когда американское (а следом за ним и британское) посольство продемонстрировало свой особый интерес к расследованию преступления, все понимают, что Вашингтон ищет повод для давления на украинскую власть. Или даже для отставок в ней. Потому лучше лишний раз не светиться – до того момента, когда можно будет заявить о раскрытии преступления.
Саакашвили – не беженец
Окружной админсуд Киева отказал Саакашвили в предоставлении статуса беженца. Это означает, что власть сохраняет за собой право депортировать бывшего президента Грузии. Но вовсе не означает, что она собирается его депортировать.
Во-первых, за Михо сохраняется право обжаловать отказ в статусе беженца в более высоких инстанциях. И хотя понятно, что там ему тоже откажут, на время обжалования опальный политик снова получит иммунитет.
Во-вторых, никуда не девается внешнеполитическая составляющая: Саакашвили по-прежнему находится под американским зонтиком, и его депортация чревата осложнением и без того непростых отношений с Вашингтоном.
Поэтому украинская власть делает то, что может делать в нынешней ситуации: оставляет своего главного раздражителя в подвешенном состоянии. Которое позволит осуществить депортацию, если раздражение перехлестнет через край. Или когда правоохранители таки смогут дискредитировать Саакашвили в глазах Запада. Но этот момент может никогда не наступить.
Отберет ли Коломойский у Украины $5 млрд?
Коломойский обновил свои исковые требования к украинской власти в отношении дивидендов от его доли в "Укрнафте" – теперь они составляют 5,44 млрд долларов. Иск находится в Стокгольмском суде еще с 2016 года, и с тех пор сумма постоянно растет. Слушания по нему назначены на вторую половину февраля, так что можно утверждать, что именно о 5,44 млрд и пойдет речь.
По сути, противостояние украинской власти с Коломойским напоминает противостояние "Нефтегаза" с "Газпромом" – те же встречные иски, только в разных судах. Если в Лондонском суде Киев пытается отобрать у "Привата" 2,5 млрд долларов, то в Стокгольме Коломойский может вернуть эту сумму, да еще и умножить на два.
Для тех, кто знаком с украинскими реалиями, претензии "Привата" в отношении "Укрнафты" кажутся как минимум чрезмерными (ведь всем известно, как Коломойский доил госкомпанию и при Ющенко, и при Януковиче, и еще год при Порошенко). Однако с точки зрения европейского права приватовский иск выглядит вполне убедительно – ведь речь идет об ущемлении прав миноритарных инвесторов. Так что вполне реально, что Коломойский и из этой истории выйдет с прибылью или, по меньшей мере, по нулям.
Зачем в Украину прибыл немецкий министр?
Первым иностранным госдеятелем, посетившим Украину в 2018 году, стал министр иностранных дел Германии Габриэль. Вчера он прибыл в Киев, а сегодня собирается на Донбасс.
Для его предшественника Штайнмайера такой маршрут был рабочим – прежний министр пытался реализовать свой собственный план поэтапного отвода войск от линии разграничения. Но сам Штайнмайер дослужился до президентского поста, его именной план приказал долго жить, и никаких оснований ждать его возрождения не приходится.
И визит Габриэля с этим не связан. Как он сам рассказал, цель визита – показать людям в Украине, что немцы не забывают о нас. Что, конечно, очень важно, но менее эффективно, чем деятельность Штайнмайера. Впрочем, дело не только в министрах иностранных дел, но и в том, что немецкая власть в целом во главе с Меркель охладела к украинскому вопросу.
ЛГБТ-скандал с "Кварталом 95"
Новогодний ночной эфир вновь не обошелся без скандала. Правда, не такого, как ожидали. Накануне праздников наиболее рьяные активисты попытались в очередной раз раздуть кампанию против "Интера" – теперь, за отсутствием запрещенных артистов, ему в вину пытались поставить "ватных" Повалий, Лорак и даже Ротару. Но даже в среде "Народного фронта", обычно поддерживающего любые атаки на "Интер", поняли, что отречение от Ротару – это уже перебор. И потому смолчали, дав несостоявшемуся скандалу тихо угаснуть.
Зато состоялся другой – с самым популярным нынешней новогодней ночью "Кварталом 95", который решил неполиткорректно (с точки зрения ряда активистов) пошутить по поводу секс-меньшинств. Что вызвало бурю негодования в среде защитников прав ЛГБТ.
"1+1" и сам "Квартал" отреагировали оперативно, удалив неполиткорректное видео со всех публичных носителей. Правда, сам факт удаления не так уж и важен – важно то, как теперь решит отреагировать власть. В принципе, Зеленский и Ко ее раздражают уже давно. Их шутки бьют по Порошенко сильнее, чем критика Саакашвили и Тимошенко вместе взятых. И, не исключено, что "гомофобия в эфире" станет удобным поводом для Банковой поквитаться с популярным шоуменом. Еще одно преломление скандала может быть связано с заочной политической конкуренцией Зеленского и Святослава Вакарчука. Хотя оба и не заявили официально о своих абмициях, тем не менее их участие в будущих выборах обсуждается все настойчивее. И, возможно, группа поддержки Вакарчука также приложит усилия к раскрутке этой темы. Вынеся ее, например, на европейский уровень.
Что касается самого сюжета "Квартала 95", то он был вовсе не за гранью разумного. И скорее просто демонстрировал отношение к ЛГБТ, которое доминирует в украинском обществе. Так что в данном случае для изменения отношения к секс-меньшинствам нужно не наказывать зеркало, а менять само общество. Но этим заниматься в Украине некому. И властям, и активистам проще один раз в год под охраной целой армии полиции провести короткий марш "за равные права" в Киеве, чтоб отчитаться перед Европой в торжестве толерантности.
Хотя действительность, как уже писали, совсем иная.