Всего неделю назад губернатор Оклахомы Джон Касич и сенатор от Техаса Тед Круз договаривались координировать усилия в последней попытке остановить политический бульдозер по имени Дональд Трамп. И вот уже они оба заявили о выходе из президентской гонки.
Еще совсем недавно в американской прессе подробно обсуждались разрабатываемые истеблишментом Республиканской партии хитрые схемы того, как не мытьем так катаньем сорвать выдвижение Трампа кандидатом от партии уже на партийной конференции в начале июля. А сейчас скандальный миллиардер досрочно оказался победителем праймериз. Формально ему еще нужно дособирать около 200 голосов выборщиков, но для кандидата, оставшегося единственным, это не составит никакого труда.
Шутка по имени Трамп
Бизнесмен-девелопер из Нью-Йорка Дональд Трамп совершил чудо. Менее года назад его выдвижение кандидатом от Республиканской партии большинством аналитиков рассматривалось как шутка. Далее сарказм сменялся скепсисом, и, наконец, страхом. В последние несколько месяцев от звезд музыки и кино до лидеров республиканцев – столь многие прилагали титанические усилия, чтобы убедить сограждан не голосовать за столь противоречивую фигуру. Давно уже ни один из претендентов на Овальный кабинет не провоцировал такого раскола в обществе. По данным одного из опросов, 28% американцев заявили о готовности эмигрировать из страны в случае победы Трампа.
Он груб, резок, нетолерантен. Он слишком часто называет вещи своими именами, чтобы нравиться в себе в таком построенном на сложных компромиссах обществе, как американское.
В неожиданно быстром завершении праймериз в стане республиканцев техническим нокаутом оппонентам Трампа весомую роль сыграл фактический руководитель его кампании Пол Манафорт. Один из самых опытных политтехнологов Соединенных Штатов, работавший еще с Картером и Рейганом, Манафорт проявил себя и в Украине тем, что в 2010 году вопреки скепсису ближайших соратников привел Виктора Януковича к победе. Пол любит сложных клиентов. И редко берется за работу с теми, в чей успех он не верит. И все же победить Трампу в соперничестве с кандидатом от Демократической партии Хиллари Клинтон будет невероятно трудно.
Консервация Хиллари
Клинтон крайне непопулярна. На праймериз в том же штате Индиана, где Трамп окончательно выбил из гонки соперников, она проиграла сенатору Берни Сандерсу. Но все равно ее преимущество в процессе отбора партийного кандидата слишком велико, чтобы Сандерс мог обогнать бывшего госсекретаря.
Главное, что за нее выступает партийный истеблишмент. Но именно это и делает ее столь малопривлекательной для многих молодых сторонников Демократической партии. Она стала символом консервации существующих порядков в стране, где медленно, но уверенно растет разрыв между бедными и богатыми, а с ним и протест против элиты. Клинтон небезосновательно подозревают в излишней близости к финансовым воротилам с Уолл-Стрит, которых обвиняют в глубоком финансовом кризисе 2008 года.
В отличие от своего однопартийца Барака Обамы Хиллари не вдохновляет. Напротив, нагоняет тоску. Однако выход на поединок с Трампом стал для нее подарком.
Выбор из двух зол
Если супруга 39-го президента США олицетворяет собой политический застой, то избрание ее оппонента наоборот грозит такими драматическими потрясениями, что большинство американцев, скорее, склонны мириться со знакомым злом.
Трамп слишком радикален, груб и политически малоопытен, чтобы казаться хорошим лидером ядерной сверхдержавы как для очень многих сограждан, так и, особенно, для политиков в других странах. Все опросы показывают, что даже несмотря на усилия Манафорта смягчить в последнее время риторику кандидата (в первом же заявлении после отказа соперников от дальнейшей борьбы Трамп подчеркнул, что «не намерен дестабилизировать страну»), трампофобия стала слишком распространенной.
Даже среди молодежи, которая в своем большинстве критично настроена по отношению к Клинтон, ее оппонент вызывает настолько негативные эмоции, что они готовы голосовать за Хиллари. Среди белых женщин к миллиардеру позитивно относится только 29% избирательниц, среди белых выпускников колледжей – лишь 23%.
В 2012 году кандидат от республиканцев Митт Ромни имел выше уровень поддержки среди белых избирателей, чем сейчас Дональд Трамп. И все равно тогда с большим отрывом проиграл Обаме. Афроамериканцы и латиноамериканцы вообще ненавидят Трампа. Своими призывами к жесткой борьбе с нелегальной миграцией из Мексики и к свертыванию социальных программ помощи темнокожим бизнесмен оттолкнул от себя избирателей, составляющих до трети в нынешнем американском электорате.
Все надежды команды Трампа на то, чтобы мобилизовать белых небогатых избирателей из нижнего слоя среднего класса. Именно им импонируют обещания кандидата построить стену на границе с Мексикой и вернуть оттуда автосборочные предприятия марки Форд. Эти люди более других потеряли в кризис и крайне недовольны растущей долей небелого населения в США.
Их гнев против цветных и вашингтонской элиты, которая, как они считают благоволит цветным и самым богатым, и пытается использовать Трамп. Он кандидат от протестного электората, недовольного тем, как меняется Америка, становясь все менее белой, пуританской и все более либеральной и даже в чем-то социалистической.
Как бы то ни было, предстоящие месяцы президентской гонки будут наполнены потоками грязи, тоннами компромата, резкими и раскалывающими общество заявлениями. Оба кандидата слишком противоречивы и малопопулярны, чтобы выборы прошли гладко. Большинство американцев понимают, что хорошего варианта нет. Выбирать придется меньшее из зол.
И одну из альтернативных версий США: все более либеральных, с все сильнее контролирующим экономику правительством и растущими налогами (если победит Клинтон), либо похожих на осажденную крепость с головой обернутой в прошлое. В золотой век Америки, когда ни однополярный характер системы международных отношений, ни достижимость Американской Мечты никто еще не ставил под сомнение.