Тарифы на отопление: с 1 июля – почти в два раза
Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг вчера утвердила новые тарифы на отопление, исходящие из подорожавшего с 1 мая газа. Поскольку отопительный сезон уже закончился, тарифы вводятся с 1 июля – для тех городов, где стоимость отопления разбивается на весь календарный год. В большинстве же городов новые тарифы начнут действовать в октябре, с началом нового отопительного сезона.
Поскольку единого тарифа для страны нет, соответственно, нет и точной цифры повышения. НКРЭКУ сообщила, что в целом по стране оно составит от 75 до 90%.
Разброс цен при этом может быть очень значительным. В частности, при наличии домового счетчика тепла (ими оснащены большинство домов в Киеве) отопление трехкомнатной квартиры в 65 кв. м будет обходиться максимум в 1100 грн. В то же время 50-метровая "двушка" в доме без счетчика в Кривом Роге – минимум 1700 грн.
Но даже минимальные расценки следующей зимы приведут к тому, что за субсидиями вынуждены будут обратиться не менее 60% украинских семей, а тем, кто не обратится, придется существенно ужать семейный бюджет.
Резкое повышение расценок на услуги ЖКХ может стать важнейшим фактором дестабилизации социально-политической обстановки в стране. С этой точки зрения все менее вероятными кажутся досрочные выборы в Верховную Раду. На них, при таких тарифных подходах, нынешнюю власть ждет тотальный разгром. Поэтому по своей воле, она выборы не объявит. Нужно будет очень и очень серьезное давление.
МВФ привезет новые требования?
Однако даже этого досрочного выполнения требований МВФ оказалось недостаточным для того, чтобы правительство Гройсмана получило очередной транш МВФ. Вместо автоматического "да" фонд сообщил, что 10 мая высылает в Украину очередную миссию, которая проверит выполнение Киевом предыдущих обещаний и выдаст новые рекомендации.
Какими будут эти новые рекомендации, можно только догадываться. Как известно, МВФ постоянно высказывал озабоченность двумя дефицитами – "Нефтегаза" и Пенсионного фонда. С дефицитом "Нефтегаза", по уверениям власти, она уже справилась (по крайней мере, при нынешнем курсе доллара и нынешней цене газа, – а последняя скоро начнет расти из-за роста цены нефти). А вот с Пенсионным фондом – нет. Не случайно на каждых переговорах заходит речь о новом повышении пенсионного возраста – до 63 лет для всех. Кроме того, менее афишируемым является требование об изменении пенсионной системы страны, при которой сначала все пенсионеры переводятся на минимальную пенсию, а потом те, у кого есть деньги, пополняют свои индивидуальные пенсионные счета из собственных средств. В практическом преломлении данная идея означает, что и нынешние пенсионеры и, первые волны новых пенсионеров, будут получать пенсии в размере не более 50 долларов (нынешний размер минимальной пенсии). В МВФ, видимо, полагают, что после всего пережитого, наш народ и это вытерпит.
Украина будет торговать с Донбассом?
Неожиданное заявление сделал Георгий Тука, уволенный с поста луганского военного губернатора и назначенным замом министра оккупированных территорий. Комментируя политику нового Кабмина в отношении этих территорий, Тука заявил о возможности возобновления торговли между Украиной и самопровозглашенными республиками.
Неожиданным это заявление стало именно потому, что его сделал Тука, – тот самый, который в качестве луганского губернатора делал все, чтобы изолировать одну часть области от другой. И раз уж даже Тука вдруг стал сторонником реинтеграции Донбасса, видимо, приезд Нуланд сыграл свою роль и новая линия власти в отношении неконтролируемых территорий может стать реальностью.
Причем касается это не только Донбасса, но и Крыма: крымские татары вчера сняли бетонные блоки с дороги, ведущей на полуостров.
Знамя Победы уходит в подполье
Институт Нацпамяти Вятровича вчера напомнил украинцам, что использование Знамени Победы во время празднования 9 мая запрещено. Напомнил – потому что этот запрет был заложен еще в принятом больше года назад законе о декоммунизации. Но для большинства украинцев это стало новостью.
Дело в том, что, хотя закон о декоммунизации приняли в апреле, Порошенко подписал его уже после 9 мая, потому о запрете год назад никто не вспоминал. К тому же, сам запрет прописан хитро: оригинал Знамени Победы не запрещен, как и оригиналы других знамен времен Великой Отечественной. Однако в большинстве городов, естественно, использовались копии. А вот они запрещены как символ тоталитаризма.
Этот запрет является одним из самых сильных ментальных поворотов в сознании украинцев. Ведь всего пять лет назад принимался закон, который вводил Знамя Победы в качестве обязательного атрибута празднования 9 мая. Больше того, ним было предписано вывешивать Знамя Победы вместе с государственным флагом (правда, эту норму через полтора месяца отменил Конституционный суд). И вот теперь еще недавно официальное знамя оказывается под запретом.
Если добавить к этому, что тот же Институт нацпамяти рекомендует телеканалам отмечать 9 мая фактически не как праздничный, а как траурный день, линия власти на уничтожение этого дня как праздника становится очевидной. Что, впрочем, только усиливает его значение для восточных и южных областей, где 9 мая становится символом неприятия нынешней власти.
Киев захлестнула волна политического вандализма
Проводившаяся явочным порядком декоммунизация постепенно переходит в уничтожение всех символов, которые не нравятся радикальным сторонникам нынешней власти. Вчера в Киеве были уничтожены сразу два символа, не подпадающие под закон о декоммунизации, но вызывающие негативные чувства у радикальных националистов.
В Бабьем Яру – месте массового расстрела киевлян (и, прежде всего, евреев) в 1941-43 годах был сожжен израильский флаг. Одновременно в Святошинском районе уничтожен памятник в честь неизвестного солдата из Средней Азии, первым вошедшего на территорию оставляемого нацистами Святошино.
Первое событие тянет на международный скандал, поэтому Кличко лично распорядился найти виновников сожжения флага. О втором событии он не вспомнил, хотя оба явно находятся в одном ряду. И являются еще одним подтверждением того, что далеко не все благополучно в нашем обществе в контексте восприятия важнейших исторических событий.