"По итогам сегодняшнего замечательного дня - развалинами доктрины Вятровича удовлетворен! Молодцы украинцы!", - написал в своем ФБ известный оппозиционный политолог Михаил Павлив.
Масштаб празднования 9 мая сегодня действительно удивил многих. Как противников, так и сторонников данного праздника. Если в 2015-м году, несмотря на круглую юбилейную дату, мероприятия были более чем скромные и без политического подтекста, то в этом году марш Бессмертного полка (воспринимаемого украинской властью с плохо скрываемым раздражением - как калька с российских акций, патронируемых Путиным) не только прошелся по многим городам, но и носил подчеркнуто протестный характер. И если на юго-востоке это еще было как то ожидаемо (хотя и не в таких масштабах), то многотысячный марш Бессмертного полка в Киеве (по разным данным пришло от 3 до 10 тысяч) удивил даже организаторов, которые за день до акции признавались, что рассчитывают максимум на 400-500 человек.
При этом, следует отметить, что акции проводились во-первых, в условиях серьезной идеологической накачки общества со стороны властей о том, что 9 мая - это вообще непонятно какой праздник, а нужно праздновать только 8 мая. А те, кто собирается выйти на улицы 9 мая - это в лучшем случае "тупая вата", а в худшем - русские шпионы. В авангарде этого течения традиционно выступал Институт национальной памяти Владимира Вятровича, который уже озвучил инициативу отменить 9 мая выходной день вообще. Во-вторых, подготовка мероприятий шла в условиях постоянных угроз со стороны радикальных и националистических активистов не допустить акции. Причем, во многих случаях эти угрозы были исполнены, однако сами марши Бессмертных полков это не остановило - их участников оказалось намного больше тех, кто пытался их сорвать.
Что означает такой неожиданный всплеск активности той части общества, которую традиционно принято называть "антимайдановской"? Насколько его можно считать началом нового тренда в политической жизни страны?
По мнению политолога Костя Бондаренко, большое количество желающих поучаствовать в несанкционированных властью акциях объясняется тем, что люди устали от морального давления.
«Дело в том, что люди гораздо более охотно выйдут на площади, когда власть переписывает историю, чем, когда власть взвинчивает тарифы. Если повышаются цены и коммуналка, люди затягивают пояса потуже и пытаются это пережить молча. А вот когда им запрещают считать героями своих предков, тут срабатывает желание противостоять этому давлению. Вся эта так называемая декоммунизация, которую очень грубо проводить действующая власть, все попытки отвергнуть историческое прошлое будут вызывать сопротивление у той части народа, для которых эти символы дороги. Поэтому чем больше власть будет давить на людей и клеймить День Победы как неправильный и совковый праздник, тем больше люди будут этому сопротивляться», - считает Кость Бондаренко.
«В той части общества, которая считает День Победы праздником, люди чувствуют себя с каждым днем все более смело, - считает политолог Руслан Бортник. - Отношение людей к власти более, чем негативное. И оно значительно ухудшилось за последний год. Люди это ретранслируют через использование запрещенной символики, через празднование отмененных праздников. Сколько бы власть не пыталась навязать людям мысль, что это не День Победы, а что-то другое, многие люди это не будут принимать и будут противостоять».
В тоже время, политолог Александр Палий увидел за проведением акций 9 мая исключительно "руку Москвы". "Это попытка России собезьянничать в нашей стране, - считает Палий. - Россия использует любые методы, чтобы навязать свои моральные идеи, свои взгляды на историю. И проект Бессмертный полк, который много лет существует в РФ, 9 мая повторился в Киеве. В Украине есть разные политсилы, которые с удовольствием подогревают такие настроения и нанимают исполнителей. Если раньше им денежки давал Янукович, то теперь Кремль. Этим и объясняется вся массовость мероприятия".