Императивный мандат, разрешающий фракциям лишать полномочий своих депутатов, породил в Верховной Раде скрытую миграцию. Речь не об официальном выходе из фракции. Депутат формально остается членом фракции партии, по списку которой он попал в Раду, однако фактически он внефракционный или, что реже, негласно примыкает к другому депутатскому объединению, которое теперь может распоряжаться его голосом. Как заметила «Страна», в последнее время еще двое депутатов обрели такой полунезависимый статус. О причинах и следствиях явления – в нашем материале.
Минус Попов
Как писало издание, народный депутат Игорь Попов, который был избран в парламент по спискам Радикальной партии (РП), недавно оборвал отношения с ее фракцией. Причина – конфликт с лидером фракции Олегом Ляшко из-за громкой истории с несовершеннолетним сыном Попова. Тот оказался грабителем, и Ляшко считает, что для отца неэтично оставаться депутатом.
Мнение Попова: случай с отпрыском не связан с парламентской работой, относительно которой к нему нет претензий. Поэтому добровольно отказываться от полномочий он не будет. Выходить из фракции Попов также не спешит, зная, что Радикальная партия обязательно отберет у него депутатский значок, согласно норме об императивном мандате. Непокорный депутат просто пересел от радикалов в другой сектор.
За такое поведение Ляшко мог бы исключить его из фракции, но не хочет: вместе с Поповым в депутатском объединении 21 парламентарий, а роспуск в Раде этого созыва полагается, если менее 19 «штыков». Но не только Попов головная боль для главного радикала.
В составе фракции РП официально остается экс-командир батальона "Луганськ-1" Артем Витко, хотя он сидит в секторе фракции "Блока Петра Порошенко" (БПП), на которую ориентируется в голосованиях. Парламентарий откололся от радикалов еще в 2015 году после голосования в первом чтении за изменения в Конституцию, но, будучи списочником, покидать их состав не стал.
Ляшко тогда назвал его "тушкой", якобы переманенной людьми президента. А по словам Витко, он не захотел иметь ничего общего с фракцией после ее выхода из еще существующей в тот момент провластной коалиции.
Плюс Дейдей
Своеобразной компенсацией для радикалов стал народный депутат Евгений Дейдей. В Раду он попал, получив место №32 в избирательном списке партии "Народный фронт" (НФ). По данным "Страны", Дейдей входит в орбиту министра внутренних дел Арсена Авакова – одного из центров влияния в НФ. Тем удивительнее, что сейчас депутат сидит в секторе Радикальной партии рядом с депутатом Олегом Куприенко. При этом из фракции НФ он не вышел.
Дейдей вместе с радикалами выстраивается за Ляшко, когда лидер дает комментарии телеканалам в парламентских кулуарах (это у них обязательное дело). В пятницу он принял участие в их акции в Варшаве, требуя отменить "антибандеровский" закон (об этом путешествии "Страна" уже писала). Депутат также постоянно расхваливает главного радикала на своей странице в "Фейсбуке".
Получить его комментарий на тему не удалось. Радикалы о Дейдее говорить не хотят.
Во фракции НФ комментируют, что официально вопрос Дейдея не обсуждался. "Поэтому я не могу вам представить позицию фракции", – говорит народный депутат Николай Величкович (НФ).
"Говорят, что у него обида из-за того, что часть фракции проголосовала за снятие с него неприкосновенности", – добавляет его коллега по фракции Елена Ледовских. Эту версию подтверждает еще один депутат от НФ, близкий к руководству партии.
44 члена фракции НФ (из 81-го) действительно отдали голоса за то, чтобы отменить депутатский иммунитет для Дейдея. А вот во фракции РП за это проголосовал только Витко, который, как сказано выше, имеет к радикалам формальное отношение. Остальные – либо "против", либо воздержались. В целом голосование провалилось.
Есть еще версия, что "дрейф" депутата к Ляшко – игра Авакова, чтобы усилить влияние на "главрадикала". В неформальных беседах "фронтовики" и окружение главы МВД уверяют, что к мнению министра Ляшко прислушивается.
"Дейдей в этом поможет, хотя допускаю и его личный интерес: через дружбу с Ляшко он может попробовать получить место в списке радикалов на следующие выборы. Ведь что будет с "Народным фронтом" непонятно. А Ляшко, конечно, нужно дружить с Аваковым", – комментирует политолог Анатолий Октисюк.
Евгений Дейдей демонстративно поддерживает новых друзей из Радикальной партии, фото: facebook.com/evgeniy.deidei
Бреши в рядах
В принципе, ситуация с Поповым и Дейдеем не новость для парламента этого созыва. Негласный откол депутатов от своих фракций пережили разные политические силы.
Для "Оппозиционного блока" (ОБ) это был лидер партии "За жизнь" Вадим Рабинович, который баллотировался по списку ОБ и потому не хочет выходить из фракции. Но и сама фракция исключать из своих рядов его не торопится.
Президентский именной блок обзавелся фрондой в лице депутатов-еврооптимистов Светланы Залищук, Сергея Лещенко, Мустафы Найема.
"Если бы не было императивного мандата, я бы давно вышел из фракции. Но лишиться мандатов по примеру Фирсова и Томенко я не хочу. Такой подарок от меня они (руководство БПП. – Прим. Ред.) не получат. Поэтому я остаюсь и борюсь за выполнение предвыборных обещаний БПП – борьба с коррупцией, честная политика, защита малого и среднего бизнеса," – говорит Лещенко.
А вот фракция "Самопомощи" депутатский "френдоцит" проводит регулярно. Всего исключений из фракции было семь, последняя – Наталья Веселова, которая остается внефракционной.
Как прогнозирует эксперт Октисюк, с приближением избирательной кампании в Раду больше брешей появятся в рядах тех политических сил, чье будущее не вселяет оптимизма.
"Эти перебежчики – явные или тайные – только верхушка айсберга. Депутаты понимают, что уже время думать о политическом будущем, вариантах на следующий созыв. Когда дыхание выборов станет ощутимым, миграционные процессы усилятся на порядок особенно в "безнадежных" фракциях. Альянсов будет много и разных, и совершенно неожиданных", – резюмирует политолог.
По данным опроса компании GfK Ukraine, одна из партий власти – БПП – имеет рейтинг только 5%. Уровень поддержки другой провластной политсилы – НФ – упал до 1%. Соцопрос также показал, что популярность Радикальной партии – на уровне 3%. Примерно столько же и у партии "Самопомощь". Тройку лидеров составили партии "Батькивщина" (8%), "Оппозиционный блок" (6%), "За жизнь" (более 5%). Правда, около трети избирателей не знают, за кого проголосовать. А 21% украинцев вообще не хотят идти на выборы.