Cпецслужбы
Cпецслужбы "мониторят" тюрьмы на предмет обмена с сепаратистами, фото: РБК-Украина

Многим украинцам, уже осужденным или ожидающим приговора суда по "сепаратистским" статьям, поступают предложения от СБУ согласиться пойти на обмен пленными. Об этом "Стране" рассказали те, кому поступили такие предложения.

Предложения пойти на обмен касаются прежде всего тех, кто ожидает в следственных изоляторах окончания следствия или ждет приговора по "антигосударственным" и "террористическим" статьям УК: от ст.109 – преступления, направленные на смену или изменение конституционного строя, до ст.114 – шпионаж, а также по ст.260 – создание незаконных военных и военизированных организаций и ст.258 – организация террористической группы.

Кандидатов на обмен не хватает

Интересно, что новый "набор" в обменные списки стартовал еще до завершения последнего обмена пленными, который произошел 27 декабря 2017 года.

"Во всех СИЗО Донецкой области с начала декабря 2017 года активизировалась "работа" с подследственными. Составляют новые списки. У эсбэушников явно не хватает подходящих кандидатур на обмен, поэтому уговаривают всех "террористов" и "сепаратистов" без разбора. А это, на минутку, более 300 заключенных по изоляторам Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей. Выдергивают якобы на проведение допросов или следственных действий, а вместо них проводят беседы. Причем в ход идут совершенно различные способы давления – от предложений условного приговора до угроз "влупить по полной программе" в случае отказа", – рассказал "Стране" подследственный Юрий В. из Бахмутского СИЗО.

Другой подследственный, Андрей Х., говорит, что вербовка сотрудниками СБУ в обменные списки часто принимает характер абсурда.

"Дошло до того, что "конторские" тянут на беседы даже не "политических", а откровенных уголовников. Из моей "хаты" дернули двоих, которые зарулили сюда по чистому криминалу. Один за разбой, по 187-й статье, другой за грабеж. Они вообще непричастны к политике. Вернулись после допроса в "хату", рассказали, мол, вместо следака с ними по очереди беседовали двое штатских. Предлагали полностью отмазать от срока за совершенные преступления, переквалификацию их статьи на "организацию террористической группы" и включение в обменный список. Блатные обсуждали потом, мол, они бы и рады так отмазаться. Да только на той стороне их никто не ждет и слишком велик шанс, что там расколят быстро", – рассказал Андрей Х.

Скорее всего, активизация составления обменных списков связана в первую очередь с острой нехваткой в Украине реальных пленных и уже осужденных сепаратистов. Желание восполнить "пустоту" в списке также приводит к тому, что сотрудники украинских спецслужб начинают оказывать давление даже на тех, кто уже пошел на сотрудничество со следствием и даже получил условный срок.

"Я должен через две недели получить свой условный срок и выйти на свободу. Я пошел на сотрудничество со следствием, признал все обвинения и мне обещали свободу. И тут меня снова вызвали и начали жестко давить, чтобы я согласился на обмен. Я вообще не виновен в совершенном, когда-то в 2015 году я в интернете написал, что Крым продали наши предатели в правительстве и война на Донбассе – договорняк. Сейчас об этом уже официально говорят, а меня за это до сих пор судят. Предложение на обмен для меня это просто ужас. Я даже на Донбассе никогда не был, мне там делать нечего", – рассказал харьковчанин Евгений Д.

Маски-шоу вечны

"Страна" узнала о том, что у нескольких украинцев, ранее судимых по "антигосударственным" статьям и уже получивших приговоры (условные сроки. – Прим. Ред.), неожиданно были устроены обыски по всем правилам "масок-шоу". С вторжением в квартиры ранним утром, автоматчиками в балаклавах и тотальным переворачиванием мебели и вещей.

"Начали стучать в квартиру ранним утром, пригрозили, что выбьют двери. Ворвались группой, наставили автоматы на меня, жену и двоих детей. Перевернули все вещи, рылись несколько часов. Предъявили бумагу на обыск, выданную судом. Как оказалось, ведется следствие в отношении человека, с которым я знаком шапочно и видел всего пару раз в жизни. Этот человек, как говорится в документе на обыск, вел какую-то агитацию в интернете за сепаратистов и якобы может иметь ко мне какое-то отношение. Один из обыскивавших намекнул, что мне стоило бы "признаться". Признаться в чем? Я уже был под следствием, был в СИЗО и получил срок условно. За что меня прессуют снова, непонятно", – рассказал "Стране" одессит Георгий. 

Чуть позже ему передали предложение, дескать, если он согласится на некое предложение СБУ, то продолжения "масок-шоу" уже не будет.

Стоит отметить, что в 2017 году по ст.109 – действия, направленные на насильственную смену конституционного строя, – согласно отчетам Генпрокуратуры было открыто 52 уголовных производства. До обвинительного акта доведено 22 из них. По ст. 110 – посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины – открыто 136 уголовных производств, из которых 63 уже получили обвинительные акты.

Из соображений безопасности"Страна" не называет имена и фамилии своих источников, которые помогли нам при подготовке этого материала. Однако мы готовы поделиться их контактами с международными правозащитными организациями.

Ранее "Страна" сообщала, что Украина отказала России в обмене Агеева – Матиос.

Также мы рассказывали, что Amnesty выпустила новый отчет о тайных тюрьмах СБУ.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться