72-я годовщина депортации крымских татар: трагедия и политика
Вчера Украина отметила 72-ю годовщину депортации крымских татар. И хотя дата была не круглой, впервые ее отмечали с таким размахом – с траурной минутой молчания в начале заседания парламента и в 12:00 еще раз, но уже по всей стране и снова в Верховной Раде. И с вечерним митингом скорби на Майдане.
И в 2014-м (когда была круглая дата), и в 2015-м всего этого на 18 мая не было.
Тогда почему столь большое внимание сейчас?
В какой-то мере интерес власти к крымскотатарской проблематике усилил Меджлис, устроивший энергоблокаду Крыма полгода назад. Но главное – тема Донбасса, ключевая и год, и два назад, перестала быть выигрышной для власти.
Власть затягивает решение вопроса на Донбассе и понимает, что западные партнеры это понимают. В этой ситуации выставить на первый план Крым – это ассиметричный и весьма удачный ход, поскольку, в отличие от ситуации с Минскими соглашениями, здесь в глазах Запада только одна виновная сторона – Россия. Причем таковой она будет очень долго, поскольку понятно, что в ситуации с Крымом (в отличие от Донбасса) Кремль на уступки не пойдет. А значит, будет повод требовать продолжения санкций, но уже не "за Донбасс", а "за Крым".
Кабмин начал реформу тюрем
Кабмин вчера начал еще одну реформу, объявив о расформировании Госпенитенциарной службы. Энтузиазма в отношении этой реформы поменьше, чем по поводу замены милиции полицией, да и пиара немного. Что касается результата, то может быть точно также как в случае с полицией – то есть шило на мыло, – а может быть и хуже.
Шило на мыло – это если службу распустят, а весь персонал пенитенциарных учреждений (проще говоря, тюрьм и зон) останется на месте. Хуже – если его попытаются стопроцентно заменить новыми людьми. Потому что если даже полицейские в ситуациях с обычными людьми часто демонстрируют полную беспомощность из-за отсутствия опыта, то новые люди, да еще и гражданские с тремя месяцами теоретической подготовки, с заключенными точно не справятся.
ОПЗ готовятся продать Коломойскому?
Фонд госимущества опубликовал стартовые условия приватизации Одесского припортового завода. Его начальная цена на аукционе составит $520 млн – то есть чуть дешевле, чем ОПЗ в 2009-м купил Игорь Коломойский (тогда эту сделку отменила премьер Тимошенко).
Впрочем, аналогичным аукцион можно назвать с натяжкой: ФГИ уже объявил, что на него не будут допущены российские покупатели (а в 2009-м они были, наряду с "Приватом", основными претендентами). Кроме того, фонд заявил, что ОПЗ будет продан, несмотря на запрет суда по иску одной из компаний Фирташа, перед которой завод имеет долг минимум в $200 млн. Что также, мягко говоря не работает на увеличение стоимости.
Все эти заявления демонстрируют, что новый аукцион не будет полноценным, а значит – рыночную цену государство не получит. По большому счету, ОПЗ нужен лишь российским и украинским инвесторам, поскольку является конечным пунктом аммиакопровода, идущего из России через Украину. Если не будет россиян, останутся только украинцы, точнее – два предпринимателя, которым ОПЗ интересен, – Коломойский и Фирташ. А поскольку Фирташ по каким-то причинам не хочет приватизации, остается только один претендент. Тот же, что и в 2009-м.
Лукаш пошла в ЕС снимать санкции
Экс-министр юстиции Лукаш подала иск в суд Люксембурга, чтобы отменить санкции, наложенные на нее Евросоюзом. Лукаш – не первопроходец, она идет по стопам бывшего замглавы Администрации президента Портнова, который уже подавал в тот же суд и выиграл процесс. Больше того, дело Лукаш будут вести те же адвокаты, который выиграли процесс Портнова. Соответственно, результат будет тот же самый. Тем более, сама экс-министр заявляет, что никакого имущества в ЕС у нее нет, а потому для введения санкций не было никаких оснований.
Вообще, введенные два года назад санкции против Януковича и его окружения уже бьют бумерангом по нынешней власти. В ЕС уже явно пришли к выводу, что поданный выдвиженцами победившего Майдана санкционный список был не более чем политической местью, а потому чиновники прошлого режима один за другим выбывают из него, и скоро там может остаться один Янукович. А может и вообще никого не остаться.
Как при этом выглядит Украина в глазах Евросоюза, объяснять не надо. Впрочем, власть уже, похоже, не интересует, что о ней думают в Европе. Не случайно в ситуации с миротворцем замаскированная критика в адрес ЕС звучала даже на уровне министров.
Зозулю и Ротаня лишили украинского чемпионата
Футболисты "Днепра" и сборной Украины Зозуля и Ротань получили неожиданно жесткое наказание за нападение на арбитра после полуфинального матча Кубка Украины "Заря" – "Днепр": обоих дисквалифицировали на полгода.
Неожиданным такое решение ФФУ является не потому, что оно несправедливо, а потому, что в подобных ситуациях в Украине так жестко не наказывают. Тем более, футболистов сборной – на этот случай всегда был аргумент об интересах страны на международной арене. Тем более – футболистов "Днепра", команды из родного города президента федерации Павелко.
Однако такое жесткое решение выглядит совсем иначе на фоне другой новости – о том, что хозяин "Днепра" Коломойский решил с лета ограничить зарплаты футболистов суммой в $20 тысяч в месяц. Эта сумма, фантастическая для большинства граждан Украины, для лидеров "Днепра" является основанием, чтобы подыскать новый клуб. И решение ФФУ вполне может быть согласовано с руководством днепропетровского клуба, который не хочет оплачивать дорогие контракты Зозули и Ротаня. То есть либо уже понятно, что Зозуля и Ротань уйдут, либо их вынуждают это сделать.
Особенно интересно выглядит первый вариант. Если Зозуля и Ротань решили уйти, то дисквалификация вынуждает их уехать за границу, где украинское наказание действовать не будет. Соответственно, в этом случае решение принимается не столько против игроков, сколько против двух украинских клубов, которые способны потянуть контракты Зозули и Ротаня, – "Динамо" и "Шахтера". И там, и там от Зозули бы точно не отказались.