Мария Романова

Бизнесменам, нацелившимся на «быструю» приватизацию аграрных активов страны, показалось мало предложенного им списка из 391 объекта, о котором уже писала "Страна". В новой версии их уже почти 420. К самым ценным «лотам» — спиртзаводам, добавилось имущество скандальной ГПЗКУ и Госрезерва. В перечне также крупнейшие порты страны.

Соответствующий законопроект №4536-1 подал народный депутат Алексей Мушак и с 17 мая он висит в базе ВР, хотя самого текста на официальном сайте парламента пока так и не разместили.

Но, как удалось выяснить «Стране» из собственных источников, профильный парламентский комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений, который, кстати, является «родным» для нардепа Мушака, вчера, проанализировав оба законопроекта (о 391 объекте и о 420) будет поддерживать проект именно с 420 объектами. В нем, на первый взгляд, совсем немного отличий от «оригинала» (помимо количества предприятий), но они очень существенные.

Аппетиты растут

Во-первых, как рассказал заместитель главы Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий, «прописана норма о том, что приватизация спиртзаводов, а их немало в списке, который предлагается вывести из- под приватизационного запрета, автоматически разрешит новым собственникам производить спирт. А в "проекте о 391" сохраняется пункт о монопольном праве государства на этот вид деятельности, что автоматически делает спиртзаводы неинтересными для потенциальных инвесторов».

Во-вторых, народный депутат Мушак предлагает снять всяческие ограничения на запрет банкротства приватизированных предприятий (в законопроекте №4536 предусмотрен 3-летний мораторий на банкротства).

В-третьих, предлагается убрать норму о том, что при приватизации аграрных предприятий принадлежащая им земля не достается новому собственнику, а переходит работникам компании. «То есть, если на «убитую» ферму с 7 га пашни накануне приватизации устроится пара сотрудников, то именно они, а не инвестор, смогут получить по 3,5 га каждый», — поясняет Заблоцкий.

Но самое интересное содержится даже не в тексте альтернативного законопроекта, а в дополнении к нему, то есть, собственно, самом списке объектов, которые предлагается выставить на приватизацию.

Из «новинок», которые хотят распродать, преимущественно самые лакомые госпредприятия, в частности, спиртовые заводы (к примеру, Ладижинський «Экстра» в Винницкой обл.), а главное — активы (элеваторы и склады) Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ) и Госрезерва, которых вообще не было в прежней версии законопроекта, но к которым уже давно подбираются аграрные бароны всей страны.

То есть, фактически Мушак попытался сделать грядущую приватизацию более комфортной для потенциальных инвесторов, что вполне укладывается в версию «Страны» о том, что готовится масштабная передача аграрных активов страны «своим» людям из ближайшего окружения президента Петра Порошенко.

За скорейшее выведение госпредприятий из-под запрета на приватизацию нардепов активно агитировал голосовать замглавы фракции Игорь Кононенко, а когда политики получили «сигнал» от потенциальных покупателей о недочетах законопроекта, в недрах БПП оперативно соорудили новое предложение для инвесторов.

Продадут или передарят?

Формально в приватизации большинства госпредприятий, которые предлагается выставить на продажу, нет ничего предосудительного. Более того, провести ее — и как можно скорее — необходимо, считают эксперты.

«Большинство госпредприятий убыточные. Там работают отлаженные коррупционные схемы по дальнейшему выведению активов. Причем, как показывает практика, больше всего воруют уже после смены власти. Скажем, та же ГПЗКУ только через офшоры перебросила как минимум, $100 млн., а официальные убытки компании по итогам 2015 года составили 3,8 млрд. грн.», — говорит Заблоцкий.

Именно «наследство» ГПЗКУ и спирзаводы эксперты называют самыми ценными лотами в приватизационном списке. «Конезаводы, шелкопрядильные комбинаты, региональные хлебзаводы и пр., — это «мишура», которая серьезным инвесторам не нужна. Этими предприятиями могут заинтересоваться разве что локальные бизнесмены, да и то, лишь в том случае, если цена будет низкой, а земля пойдет в нагрузку. Ведь большинство объектов уже разграблены», — заметил один из собеседников «Страны».

 

В случае с теми же спиртзаводами, как поясняется заместитель директора ДП «Укрспирт» Сергей Блескун, помимо отдельных предприятий, в список попали также отдельные активы ДП «Укрспирт». Оно создано в 2010 г на базе имущества концерна «Укрспирт», ЛВЗ и пр. и на сегодняшний день включает 41 производственную площадку. Есть еще 38 заводов концерна, являющихся самостоятельными юридическими лицами и именно они попали в законопроект.

 

Производители алкоголя, с которыми удалось пообщаться «Стране», и которые являются главными претендентами на спиртзаводы, рассказывают, что большинство предприятий давно технически устарели, поэтому платить много там откровенно не за что. И намекают — им интересно исключительно получение лицензии на право производства и торговли спиртом. А заводы они построят самостоятельно с нуля.

Порты на закуску

Особняком в новом списке стоит наследство Мининфраструктуры — почти морские порты Украины. В частности, предлагается выставить на продажу Мариупольский, Бердянский, Николаевский, Ильичевский, Белгород-Днестровский, Херсонский морские торговые порты, порт «Южный» и прочие (всего — 16 объектов). 

В пояснительной записке к законопроекту автор приводит следующие аргументы в пользу реализации своей идеи: «В сфере портового хозяйства стоит взять на основу успешные зарубежные модели, где порыве объекты сохранены в собственности государства, но через механизмы государственно-частного партнерства право собственности и эксплуатации таких объектов передано на конкурентных основаниях частным субъектам, деятельность которых намного эффективнее, чем государственная. Но в части контроля за доступностью услуг роль государства сохранится», — обещает нардеп Мушак.

При этом он признает: приватизация станет возможной лишь после внесения изменений в действующее законодательство по вопросам государственно- частного партнерства и концессии. Правки, якобы, уже готовит МЭРТ. А до этого времени нардеп предлагает разделить портовое имущество на «стратегическое» и «другое», которое впоследствии и отдадут частным покупателям.

Список желающих заполучить доступ к портовой инфраструктуре будет намного шире, чем в случае с аграрными госпредприятиями, хотя и сами аграрии в нем, бесспорно, будут. Особенно те, мощности которых сосредоточены в южных регионах страны, в частности, крупный агрохолдинг «Нибулон» Алексея Вадатурского.

Не так давно он схлестнулся с Мининфраструктуры за право осваивать бюджет по дноуглублению Днепра и всячески лоббирует открытие доступа инвесторам к лесному и морскому транспорту (перевозка зерна по воде обойдется компании намного дешевле, чем традиционным ж/д путем).

Но аграриям несомненно придется конкурировать с экспортерами другой продукции, в частности, металла.

Стоит отметить, что уже сейчас многие компании фактически «приватизировали» отдельные причалы в портах. Свои площадки у моря в порту «Южный» имеют, в частности, «Трансинвестсервис» и «Укрлендфарминг», которые принадлежат аграрному барону Олегу Бахматюку, «Портинвест» Рината Ахметова и прочим.

При этом, что любопытно: в списке, прилагаемом, к законопроекту Мушака порты напрочь отсутствуют. И если именно он будет принят, то приватизация портов не состоится.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться