Уже завтра дело экс-беркутовцев Павла Аброськина, Николая Зинченко, Сергея Тамтуры, Александра Маринченко и Олега Янишевского, которым инкриминируют расстрел 48 людей на Майдане в феврале 2014 года, может вернуться в исходную точку.
Напомним, на прошлом заседании 24 мая, все пятеро присяжных по этому делу – два пенсионера, редактор, бывший милиционер и главный инженер в стройкомпании – заявили самоотводы. Пожаловавшись на то, что получают всего 40-60 гривен за одно заседание, и даже не имеют компенсации за проезд.
Если суд удовлетворит их заявление, – в деле придется сделать паузу минимум на 2-3 месяца, после чего все начнется сначала.
"Суд откажет, иначе будет скандал"
Адвокаты стороны потерпевших с пониманием относятся к требованию присяжных.
– Мы уже подали предложение в Кабинет министров с предложением рассчитывать оплату работы присяжных исходя из 15 минимальных окладов, это приблизительно 20 тысяч гривен в месяц. Естественно, оплату они должны получать в соответствии с количеством рабочих дней, – рассказал "Стране" адвокат потерпевших Павел Дикань. – Дело в том, что сейчас вознаграждение присяжных рассчитывают, исходя из их среднемесячного заработка. И если раньше по нашему делу было 2-3 заседания в месяц, и они готовы были работать в таком режиме за эти деньги, то теперь мы начинаем работать интенсивно, и у нас будет по 2-3 заседания в неделю. А дело сложное, и присяжным надо во все вникать. Поэтому я их понимаю: люди не должны работать за копейки. Тем более, что тут могут возникать
Адвокаты экс-бойцов "Беркута" считают, что нарушены права их подзащитных.
– Честно говоря, и мы, и прокуратура, и сам суд в шоке. В принципе, присяжные и раньше поднимали вопрос оплаты – возможно, на этот раз они решили таким образом надавить на судебную администрацию, – предполагает один из адвокатов Александр Горошинский.
Он напоминает, что один раз дело его подзащитных уже обнулялось.
– Сначала передали в суд дело Зинченко и Аброськина. Затем его объединили с делом против Тамтуры, Маринченко и Янишевского, и процесс вернулся в нулевую точку. При этом, Зинченко и Аброськин уже больше двух лет содержатся в СИЗО. Знаете, есть такое понятие: "разумные сроки". К сожалению, нигде в законах не сказано, что такое эти "разумные сроки". Но я думаю, что суд откажет присяжным в удовлетворении их требования, потому что иначе это уже будет скандал, – уверен Горошинсикй.
Силой судить не заставишь
Павел Дикань тоже не исключает такого хода событий. Но сомневается, что можно силой заставить человека вникать в нюансы непростого дела.
– Присяжные давали присягу, и теоретически их можно обязать слушать этот процесс. Но это лишь теоретически. Как можно на практике обязать человека вникать в подробности очень сложного дела, да еще и за копейки? Они ведь могут намеренно затягивать: не являться по болезни, по семейным обстоятельствам. При этом, в апреле следующего года заканчиваются полномочия этого состава суда, и если дело не успеют заслушать до тех пор, то его возьмет новый состав, и все начнется сначала. Поэтому лучше сразу выбрать новых присяжных, – объясняет Дикань. – В прошлый раз эта процедура растянулась на 6 заседаний, и заняла 2-3 месяца. В этот раз, думаю, мы уложимся в два.
– Да, действительно, каждые 2 года состав суда должен избираться заново. И тут сложно сказать, что лучше – оставить старых, или выбрать новых. Тем более, что кроме существующих присяжных, у нас сейчас нет других, – парирует Горошинский. – Вы знаете, как формируется список присяжных? Судебная администрация дает публикацию в СМИ о наборе всех желающих, затем их утверждает Киевсовет, формируется список. И из этого списка – путем допросов и отводов – мы выбираем в суде присяжных. Но поскольку наши чиновники работают через пень-колоду, то других присяжных у нас пока нет, Киевсовет еще не утвердил списки. Не говоря уже о том, что процедуры отбора присяжных занимает плюс-минус полгода, а мои клиенты и без того уже немало провели в СИЗО.
Какие ваши доказательства?
Напомним, во время предыдущего заседания 24 мая все экс-бойцы "Беркута" сказали, что не признают себя виновными в расстреле людей.
Тем не менее, Павел Дикань уверен, что в деле достаточно "доказательств прямого действия, которые дают четкую картину – из чьего оружия убили людей".
Напротив, адвокаты "Беркута" говорят, что в деле есть две экспертизы, которые противоречат друг другу. Причем, и первая, и вторая – комиссионные.
– И одну, и вторую делали в МВД. По пять человек экспертов давали свое заключение. Например, в первой экспертизе по Аброськину пуля, которая была предметом исследования, была отнесена к другому стволу. Причем, если наглядно посмотреть обе экспертизы, то первая – очень детальная, эксперты дают методику, как и почему они приходят к своим заключениям, – парирует Горошинский.
Окончательное решение – чьи экспертизы выглядят более достоверно – должен вынести тот самый суд присяжных, который заявил самоотвод. Чем закончится эта история, – мы, возможно, узнаем уже завтра.
Одно известно наверняка: это дело будет долгим. Поскольку каждая из сторон собирается вызвать в суд больше сотни свидетелей. И еще предстоит заслушать родственников 48 активистов, которые погибли на Майдане в феврале 2014 года.