Сегодня на официальном сайте ГПУ появилась новость о ликвидации Департамента специальных расследований, который ведет следствие по делам Майдана.
Похоже, генпрокурор Юрий Луценко таки решился зарезать "священную корову", которой ранее считался Департамент спецрасследований под началом Сергея Горбатюка.
Как водится, официально это назвали реорганизацией Департамента в Управление. В ГПУ утверждают, что речь идёт о формальностях и ничего в расследовании дел Майдана существенно не изменится, дескать "указанные изменения имеют целью разграничения структурных подразделений, осуществляющих досудебное расследование и процессуальное руководство досудебным расследованием в Генеральной прокуратуре Украины".
Однако на деле это означает фактически перевод Сергея Горбатюка, известного своей враждой с Юрием Луценко на иную должность, с другими более узкими полномочиями, равными фактически роли английской королевы.
"Страна" разбиралась в истории этого щекотливого для власти вопроса.
Горбатюку оставили только следователей и забрали прокуроров
Чтобы отвести внимание общественности от расправы над Департаментом Горбатюка, сегодня на официальном сайте ГПУ сообщили, что приказом генпрокурора ликвидирован не один, а целых четыре самостоятельные структурные подразделения Генеральной прокуратуры, а именно: Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики (тот, что в народе называют Департаментом Кононенко-Грановского), Департамент специальных расследований, Управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями и Управления процессуального руководства по уголовным производстве следственного управления по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями.
Также официально сообщается, что решением генпрокурора, "в структуре Генеральной прокуратуры Украины образовано Управление специальных расследований как самостоятельное структурное подразделение с той же штатной численностью, и одноименное управление в составе бывшего Департамента специальных расследований. А отдел процессуального руководства по уголовным производствам следственного управления специальных расследований включен в качестве отдельного подразделения в Департамент процессуального руководства по уголовным производствах, подследственных Государственному бюро расследований".
Сергей Горбатюк тут же заявил прессе, что "выведен за штат". Пресс-секратарь Луценко – Лариса Сарган поспешила заверить общественность, что Горбатюк не уволен и будет назначен начальником новосозданного Управления специальных расследований с той же штатной численностью. Однако, дьявол как известно кроется в деталях этой кадровой абракадабры. Если вчитаться в сообщение пресс-службы о реорганизации, то получается, что Сергей Горбатюк остается руководителем Управления спецрасследований в которое, входят только следователи прокуратуры, но в то же время у него забирают руководство над процесуальными руководителями – прокурорами.
В релизе ГПУ так и сказано - "отдел процессуального руководства по уголовным производствам следственного управления специальных расследований включен в качестве отдельного подразделения в Департамент процессуального руководства по уголовным производствах, подследственных Государственному бюро расследований".
То есть получается что Сергей Горбатюк будет командовать следователями прокуратуры, которые согласно действующего законодательства еще два года уполномочены расследовать старые дела, то бишь дела Майдана (с ноября 2017 года прокуратуры утратила следственные функции по новым делам, зарегистрированным после этого и лишь уполномочена на протяжении двух лет расследовать старые дела), но начинать новые расследования уже не могут. А все прокуроры Горбатюка – то бишь процессуальные руководители переходят под начало нового начальника Департамента процессуального руководства по уголовным производствах, подследственных Государственному бюро расследований.
Согласно УПК, процессуальное руководство осуществляет именно прокурор над следователем, то есть у Горбатюка остаются в подчинении только исполнители, любое решение которых могут заблокировать прокуроры, которые уже ему неподвластны.
Прокурорами Горбатюка будет рулить "удобный" Кизь
Выходит что в делах Майдана из процессуального руководителя Сергей Горбатюк переходит в положение пешки – то есть исполнителя воли прокуроров, которыми назначен командовать начальник Департамента процессуального руководства по уголовным производствах, подследственных Государственному бюро расследований.
Эту должность занимает - Сергей Кизь. Личность мало известная общественности, но по данным наших источников в ГПУ, крайне лояльная руководству генпрокуратуры.
Звезда Кизя взошла еще во время генпрокурорства Виктора Шокина.
Именно в 2015 году он стал заместителем начальника управления по расследованию особо важных дел — начальником четвертого отдела по расследованию уголовных дел Главного следственного управления ГПУ. Кизь вел знаменитое дело о взятке нардепа Игоря Мосийчука.
В ноябре 2015 года он провел совместную пресс-конференцию с генпрокурором Виктором Шокиным, посвященную расследованию преступлений, совершенных депутатом-радикалом. Именно Кизь показал видеозапись с допросом Мосийчука, на котором тот признает свою вину.
Верно послужив Шокину, Сергей Кизь, по данным информированных источников "Страны" в ГПУ, не менее внимательно прислушивается и к указаниям Юрия Луценко.
Поэтому "вопрос Горбатюка" с такой рокировкой на Банковой считают решенным.
Каким образом это отразится на расследовании дел Майдана?
Простой переход сотрудников из одного подразделения в другое, создаст позднее при рассмотрении дел Майдана в суде основания для признания их действий нелегитимными. К примеру, адвокаты обвиняемых будут требовать признать проведенные ими процессуальные действия недопустимыми доказательствами, так как в тот момент они были выведены за штат.
Единственный выход не допустить таких процессуальных диверсий – остановить следствие по всем делам Майдана до того момента пока не будет укомплектован штат нового Управления спецрасследований и не будут официально изданы приказы о назначении всех сотрудников.
К примеру в деле по обвинению Юрия Крысина (соучастник убийства журналиста "Вестей" Вячеслава Веремия и обвиняемый в поставках "титушек" на Майдан – Прим. Ред.), которое сейчас слушается в Дарницком райсуде Киева с большими трудностями, прокурору ГПУ Алексею Донскому придется подтверждать, что он по-прежнему уполномочен представлять обвинение, так как формально сейчас выведен за штат и переназначен в другое подразделение ГПУ.
В таких случаях защитники обвиняемых будут требовать, чтобы им предоставили выписки из Единого реестра досудебных расследований или новые постановления о создании группы следователей и прокуроров, которые уполномочены выполнять процессуальные функции в конкретном уголовном производстве.
Это только верхушка айсберга бумажной волокиты в делах Майдана, которая возникнет после проведённых Юрием Луценко преобразований.
Стоит отметить, что другие департаменты, которыми руководят не такие бунтари-прокуроры действительно подверглись только формальной реорганизации.
Согласно сообщения пресс-службы ГПУ, "на базе 2-х самостоятельных ликвидированных структурных подразделений создано 2 новых управления в составе Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Украины: Управление по расследованию уголовных производств в сфере экономики (вместо Департамента Кононенко-Грановского, то есть фактически для его сотрудников ничего не изменится) и Управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями.
Горбатюк закрыл сейфы с делами для проверяющих Луценко
Следует напомнить и предысторию "упразднения" Департамента спецрасследований. Отношения между руководителем ГПУ Юрием Луценко и начальником Департамента спецрасследований Сергеем Горбатюком давно перешли в настоящую "холодную войну".
Амбиции каждой из оппонирующих сторон достигли таких масштабов, что общение между начальником и подчиненным попросту прекратилось, и при каждом удобном моменте Луценко пытался в прессе пнуть Горбатюка, науськивал на него квалифкомиссию прокуроров с выговорами.
В ответ непокорный Горбатюк, заручившись поддержкой адвокатской группы, представляющей интересы потерпевших родственники Небесной сотни, не выбирал выражений и сыпал обвинениями в адрес генпрокурора.
Как говорят наши источники в Генпрокуратуре, с самого начала конфликта Луценко пытался все таки обуздать подчиненного, до поры до времени генерального устраивало существующее положение вещей, когда он лично не контактировал с неудобным Горбатюком, а замкнул деятельность его Департамента на заместителе – Анжеле Стрижевской.
Однако острый на язык Горбатюк продолжал сыпать обвинениями в адрес Луценко и даже обвинил своего шефа в одном из последних интервью изданию "Українські новини" в совершении уголовно наказуемых преступлений. Как говорят на Резницкой это окончательно вывело из себя Луценко и он решил нанести "решающий удар".
В сухом остатке теперь получается, что формально Сергей Горбатюк остается начальником новосозданного Управления спецрасследований ГПУ и дальше занимается делами Майдана, однако на деле он уже не всесильный руководитель закрытого кластера прокуроров и следователей. А всего лишь один из начальников Управления, в ведении которого остались только следователи с довольно урезанными, учитывая ампутацию следственной функции у прокуратуры, полномочиями.
Все вопросы, связанные с окончательной редакций подозрений, обвинительных актов, согласования всех ходатайств, будут решать прокуроры, которые переподчинены лояльному к Луценко – Сергею Кизю. И фактически Горбатюк из разряда руководителей, переведен в поднадзорные исполнители. Впрочем, Горбатюк сдаваться не собирается и заявляет, что будет обжаловать решения генпрокурора.
Правда, пока непонятно где. Совет прокуроров – декоративный орган без реальных полномочий. В Высшем совете правосудия и Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров вряд ли найдется лояльный к нему кворум.
В админсудах огромная перегруженность делами и его иск могут рассмотреть только через полгода в лучшем случае. Так что в существующих реалиях ему придется только взывать к общественности и адвокатам родни Небесной сотни. Но это на практике вряд ли что-то изменит.