После публикации нашего материала о том, как сотрудник СБУ Александр Хаиндрава пытался завербовать журналиста нашего издания, "Страна" выяснила, что думают об этой истории коллеги Хаиндравы, которому в редакции дали прозвище "Пушкин".
"В этом департаменте все работают для галочки"
Юрий М., киевское управление СБУ:
"Что я думаю обо всем этом? Я думаю, что этот "Пушкин" просто недалекий товарищ. Собственно, как большинство ребят из этого департамента защиты национальной государственности. Дело в том, что эта управа никогда не отличалась профессионализмом. Это подразделение до 2014 года считалось синекурой. Таким себе местечком, где можно тупо просидеть от старта до пенсии, ничем не занимаясь. В реале в это подразделение направляли совсем никудышних – тех, кто был непригоден к оперативной или следственной работе. До 2014 года считалось, что реальных врагов у Украины нет. Четыре года назад ситуация изменилась, началась война. У этих ребят вдруг появились реальные задачи, но они оказались не готовы решать их. Что происходит тогда, когда у сотрудников силовых органов есть задачи, но они их не могут осилить? Правильно – начинается работа для галочки. Ребятки начали искать врагов государства, где легче, – среди блогеров и журналистов. В общем, вместо того чтобы искать реальных врагов, они сейчас сидят целыми днями в интернете и ищут крамолу. Там для них работы – поле непаханное, благо, что у нас всегда хватало людей, которым не нравятся нынешние действия власти. Берут на карандаш и открывают производства на всех, кому пришло в голову в ФБ написать ругательство в адрес президента. В общем, по-прежнему занимаются х…ней".
"Пушкин" нарушил все правила агентурной работы"
Валерий Ш., подполковник СБУ:
"Этот сотрудник СБУ нарушил сразу несколько правил агентурной работы. Во-первых, построил вербовку агента на угрозах. Дело в том, что на страхе потенциальный агент работать не будет. Реальный, "рабочий" агент должен доверять своему куратору и ни в коем случае не бояться его. Иначе результатов не будет – агент всеми силами будет стремиться "спетлять" от куратора или давать ему "фуфло" – никчемную информацию. Что и произошло. Во-вторых, этот "Пушкин" грубо нарушил правило конспирации – встречался в открытых местах, не проверил вероятность встречного наружного наблюдения, дав возможность себя сфотографировать со стороны и даже записать беседу с вербуемым. За такие просчеты в оперативной работе в других подразделениях сразу следует увольнение. В лучшем случае, если повезет, то сотрудник уйдет "в распоряжение", то есть будет отодвинут от реальной работы и будет просто числиться при управе, получая голый оклад".
"Пушкин" провалил задачу"
Александр, майор СБУ:
"А что вы хотите? Этот "Пушкин" – Хаиндрава из управления, которое всегда считалось "мажорным" – там сплошные "шишкины сынки" сидят. Бандитов и шпионов они только в кино видели, навыков работы нет. Конечно, ваша "Страна" и еще несколько изданий как кость в горле для начальства. Скорее всего, была четко поставлена задача – получить агента в вашем издании, получать информацию изнутри и документировать для открытия уголовного производства в отношении сайта. Но "Пушкин" ее провалил. Вербовка на компромате очень сложное дело. Поначалу вербуемый должен увидеть в тебе спасителя, поверить тебе, как своей маме. Но, судя по записям разговоров "Пушкина" с вашим журналистом, можно понять, что с самого начала процесс вербовки не удался. Опытный оперативник такие нюансы чувствует на уровне подсознания – вербуемый невнятно отвечает, с самого начала дает ненужную информацию. А вообще, четыре грамма травы – это не компромат. Тем более, что он в данной ситуации – потребитель. Это административная ответственность. "Пушкин" и тут проявил непрофессионализм. Можно даже сказать, оказался дремучим в уголовно-процессуальных тонкостях".
Ранее "Страна" сообщала, что еще один журналист опознал "Пушкина", который вербовал нашего фотографа, а также публиковала запись разговора эсбэушника и журналиста "Страны", которого хотели завербовать путем шантажа и угроз.