Перечень предприятий, которые государство запланировало выставить на sale, Кабмин утвердил еще в прошлом году. К продаже предлагаются такие "лакомые кусочки", как "Центрэнерго", "Сумыхимпром", госконцерн "Укрторф", шахты, заводы, ряд ТЭЦ, горгазы, порты и строительные корпорации, санатории, предприятия сельскохозяйственной и химической отраслей – всего более 400 предприятий. А начать грандиозную распродажу планируется с Одесского припортового завода - флагмана химической промышленности Украины.
Что даст приватизация
В правительстве рассчитывают, что продажа крупных госпредприятий принесет казне 17 млрд грн. – около 3% доходной части бюджета. Все-таки лучше чем ничего. Тем более что на приватизации настаивают и международные кредиторы Украины. Сам текст законопроект шел с грифом "По требованию МВФ".
"Этот закон – маяк МВФ, - говорит глава Фонда госимущества Игорь Билоус. - Нет закона – не будет финансирования". Он считает, что после принятия закона можно немедленно начать большую приватизацию - например, того же Одесского припортового. "45 дней понадобится на проведение аукциона и еще месяц - на закрытие сделки. То есть к концу полугодия мы можем получить деньги. Это реально", - утверждает глава ФГИ.
Министр экономики Айварас Абромавичус заявил в связи с принятием закона: "По-другому коррупцию в госкомпаниях не победить".
Советник министра агрополитики Алексей Зубрицкий на своей странице в Facebook приводит еще один аргумент за приватизацию – снижение убытков.
«В прошлом году расчетные доходы от приватизации оценивались в 17 млрд грн. При этом план был выполнен на менее чем на 1%, а убытки составили 115 млрд. Это абсурдная ситуация, когда мы теряем больше, чем рассчитываем заработать», - пишет Зубрицкий.
"Страну распродадут за бесценок"
Критики проекта считают, что сейчас не время устраивать торги – цены на мировых рынках упали, а это значит, что компании отдадут за бесценок. Несколько дней назад даже глава Национального банка Валерия Гонтарева заявляла, что надежды на 17 млрд грн дохода от приватизации явно завышены, и едва ли приватизация в 2016 году даст доход хотя бы в 1 млрд.
"Я не знаю, откуда взялась цифра в 17 млрд грн доходов от приватизации. На заседании Комиссии по вопросам приватизации звучал этот вопрос. Но в Минэкономики кивали на Минфин, в Минфине – на Минэкономики, и в итоге стало ясно, что цифра взялась с потолка для того, чтобы было о чем говорить на эфирах. По факту в нынешних условиях сумма будет в десятки раз меньше", - признается в беседе со "Страной" один из членов приватизационной комиссии.
Как считает народный депутат, член ВО "Свобода" Юрий Левченко, приватизация по новому закону несет большие риски: "Они предложили не только ускорить дерибан государственного имущества, но и создать так называемый институт советников, который никому не подчиняется. Будут идти абсолютно левым людям платить за несуществующие услуги миллионы. Никаких критериев по отбору этих советников не прописали", - говорит он.
Еще одну новацию проекта политик считает провальной – отмену нормы, по которой перед приватизацией необходимо было продавать на фондовой бирже миноритарный пакет акций предприятия от 5 до 10%. В новом законе такого требования уже нет.
"Это был едва ли не последний предохранитель против огульной приватизации в стране. Если они говорят, что украинская фондовая биржа не работает, то давайте дадим возможность выпускать тестовые пакеты на иностранных биржах и хоть таким образом проверять реальную цену, чтобы ни одно предприятие не ушло с молотка по заниженной цене", - считает он.
Приватизация госпредприятий в условиях кризиса только навредит экономике Украины, говорит "Стране" народный депутат от Оппозиционного блока Александр Нечаев. "Сегодня в условиях глубокого экономического и политического кризиса, в условиях обвала национальной валюты власть хочет распродать за бесценок градообразующие предприятия Украины. Если предприятия работают, обеспечивают людей зарплатой, развиваются, создают новые рабочие места, то они должны иметь поддержку от государства и продаваться в последнюю очередь, когда цена на них будет справедливой и рыночной. Давайте поднимем экономику, повысим покупательскую способность, а затем будем устраивать торги", – считает он.
Кому достанутся предприятия
Один из самых главных вопросов в проведении приватизации - это то, кому все же достанутся украинские стратегические государственные предприятия? С одной стороны, вряд ли в нынешней ситуации в Украину ринутся толпы западных инвесторов. Российским инвесторам участие в торгах запретил все тот же принятый накануне закон. Этой теме уделена большая часть текста документа.
Соответствующая норма закона звучит следующим образом: к приватизации не допускаются «юридические лица, владельцем любого количества акций (долей, паев) которых является резидент государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором". Между тем, под это определение подпадают все крупнейшие мировые корпорации, акции которых торгуются на биржах – они просто не смогут доказать, что среди акционеров нет граждан России.
Таким образом, в приватизации смогут участвовать только частные западные компании, иностранцы лично, а также отечественные депутаты и министры. Ведь норма о том, что компании, которые принадлежат украинским политикам и чиновникам, не имеют права участвовать в приватизации стратегических предприятий, была изъята из законопроекта. Все это позволяет сделать вывод, что закон дает слишком много коррупционных возможностей и направлен на устранение нежелательной конкуренции в распродаже государственных предприятий. Все как раньше.