Украинские предприятия, работающие на щедро финансируемый из госбюджета оборонный комплекс, имеют все шансы стать лидерами по зарплатным долгам.
В последнем реестре должников (информация обновлена по состоянию на 2 января 2019г) на официальном сайте Госслужбы по вопросам труда числится больше десятка заводов и конструкторских бюро концерна "Укроборонпром".
Они не платят своим сотрудникам, как минимум, по несколько месяцев, а некоторые умудряются накапливать зарплатные долги годами. К примеру, на киевском заводе "Маяк" денег не видели 11 месяцев, а на заводе "Буревестник" - больше трех лет.
И это при том, что государство не жалеет денег на оборону и безопасность. Эти статьи уже который год бьют рекорды по бюджетному финансированию.
В этом году Министерству обороны и подконтрольным ему ведомствам (в том числе, и "Укроборонпрому") выделят больше 102 млрд. грн., что на 16 млрд. больше, чем в 2018г. и превышает 5% ВВП. Из них на развитие вооружения и военной техники предусмотрено около 17 млрд. грн., что на 3,7% больше, чем в прошлом году. По-сути, эти деньги должны пойти на финансирование госзаказов предприятиям "Укроборонпрома". Уже вдогонку, рассматривая проект бюджета ко второму чтению, депутаты подбросили "Укроборонпрому" еще 1 млрд. грн. на финансирование производства боеприпасов.
Но даже там, где зарплаты платят более-менее регулярно, рабочих, мягко говоря, не балуют - средние по отрасли оклады едва превышают 6-7 тыс. грн., а квалифицированных рабочих (токарей, станочников, фрезеровщиков и др.) и даже инженеров "Укроборонпром" ищет на 4,5 тыс. грн. в месяц. Хотя работающих на оборонку специалистов принято считать инженерно- технической элитой Украины.
"Страна" разбиралась, почему рекордного финансирования не хватает на зарплаты и куда уходят бюджетные деньги.
Военный долг
В черном списке работодателей, месяцами не выплачивающих зарплаты, предприятия "Укроборонпрома" занимают "почетные" места практически по всем регионам.
Согласно реестру Госслужбы по вопросам труда, казенное предприятие "Змеевский ремонтный энергомеханический завод" (Харьковская обл.) не платит зарплаты уже 10 месяцев, а общий долг на 1 января 2019 г достиг 4,2 млн. грн. Для сравнения - на аналогичную дату прошлого года он составлял 364 млн. грн., а еще годом ранее - 1,6 млн. То есть, долги из года в год только растут. Завод задолжал деньги 84 работникам. С учетом суммы долга, получается, что каждому причитается по 50 тыс. грн. Среди причин огромных долгов на предприятии называют отсутствие заказов и устаревшее оборудование (которое, видимо, и не позволяет получать заказы).
Еще одна харьковская "дочка" "Укроборонпрома" - "Харьковское государственное авиационное предприятие" имеет долг перед 3 тыс. сотрудников в 180 млн. грн. Денег на предприятии не платят уже 13 месяцев, поясняют - проблемы возникли после потери традиционных рынков сбыта в Северной Африке, а также из-за отсутствия того же госзаказа. Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко, который сейчас проходит процедуру банкротства, должен персоналу 1,2 млн. грн.
Конструкторское бюро приборостроения не выплачивает зарплаты уже 18 месяцев, а общий долг перед 167 рабочими составил 2,5 млн. грн. В КБ поясняют - денег нет из-за задержки оплаты иностранным заказчиком. Тот же не перечисляет средства, так как выявил дефекты при приеме продукции. Как будут решать проблему - пока неясно.
В известном столичном НИИ "Квант" долги по зарплате на начало этого года составили 15,6 млн. грн, увеличившись за последний год более чем в трое. Аналогичная ситуация на заводе "Маяк" - в начале 2018 г долгов по зарплатам там не было вовсе, зато на конце года они превысили 10 млн. Фактически рабочие сидели без денег почти весь прошлый год - задолженность, по данным Госслужбы труда, составляет 11 месяцев. Аргументы работодателя традиционные - мало заказов.
На киевском заводе "Буревестник" перебои с зарплатами длятся уже почти 4 года. Предприятие задолжало более 200 сотрудников 3,5 млн. грн. На "Арсенале" в октябре прошлого года висел долг перед рабочими в 1,5 млн. и только к новому году его погасили. На предприятии жалуются на нехватку оборонных средств. Схожая ситуация на киевском бронетанковом заводе. Осенью долги по зарплатам там достигли 7,4 млн. грн., но к концу года с рабочими рассчитались.
На Николаевском судостроительном заводе долги по зарплате составляют почти 60 млн. грн. Это больше половины всей задолженности по зарплатам в регионе (всего - 103,8 млн.). Проблемы длятся более трех лет и из-за зарплатной катастрофы на этом предприятии в прошлом году даже был уволен глава "Укроборонпрома" Роман Романов (хотя, по слухам, настоящей причиной отставки все же стал личный конфликт Романова с премьер-министром Владимиром Гройсманом). Новый гендиректор концерна - Павел Букин - проблему с долгами по зарплатам тоже пока не решил.
Несмотря на рост бюджетных отчислений на военные заказы, задолженность только увеличивается.
Все уходит в схемы
В концерне "Укроборонпром" говорят, что одна из причин, лишающая предприятия прибыли (и в тм числе, возможности своевременно платить зарплату) - существующая схема ценообразования.
Формула определения стоимости продукции, которая производится по госзаказу, остается неизменной еще со времен СССР. К примеру, формально устанавливается норма прибыльности в 20%, но не от конечной цены, а от производственной себестоимости, в которую не входят операционные расходы.
В итоге прибыльность снижается до 8%. Но и эти деньги съедает инфляция, которой в ценовой формуле вообще нет. Не предусмотрено также расходов на программное обеспечение, гарантийное обслуживание и пр.
"Таким образом, у предприятий не остается денег, которые нужны для обновления производственных мощностей, проведение опытно-научной деятельности и повышение заработных плат", - уверены в "Укроборонпроме".
Но эксперты называют совсем другие причины зарплатой катастрофы в изначально богатой отрасли.
Первая - неэффективное управление, - говорит руководитель проекта "Марлин" (антикоррупционные расследования в оборонно- промышленном комплексе) Глеб Каневский.
В структуру концерна "Укроборонпром" входит порядка 100 предприятий, рассредоточенных по разным регионам страны. В теории концерн должен обеспечивать их госзаказами, финансировать новые разработки, а также помогать искать новые рынки сбыта. За это заводы платят "Укроборонпрому" членские отчисления, за которые, собственно, эта структура и живет. "По-сути, это как отдельное министерство, только в форме концерна. Оно должно формировать стратегию, разобраться с хозяйственной деятельностью предприятий. Некоторые, возможно, стоит закрыть, другие - приватизировать или корпоратизировать", - пояснил "Стране" экс-глава "Укрспецэкспорта" (входит в структуру "Укроборонпрома") Сергей Бондарчук.
При этом, согласно отчету Госаудитслужбы, концерн не имеет единого подхода к размерам ежегодных членских взносов. Для одних предприятий взносы по непонятным причинам увеличиваюся, тогда как другим, наоборот, делают скидки. "При этом на предприятиях, которые перечислили в 2015-2016г почти 105 млн. грн. среднемесячная зарплата составляла от 5,6 тыс. до 7,6 тыс., тогда как в еонцернет - от 13,8 тыс. до 24,8 тыс. грн", - отмечают аудиторы.
Вторая причина - слабый контроль и, соответственно, массовая коррупция. Получая огромное бюджетное финансирование, предприятия по-сути, предоставлены сами себе.
"Директора многих предприятий - местный "царьки", которые сами решают куда потратить деньги и, понятно, не забывают о своих карманах. Коррупционные схемы в этой сфере процветают", - пояснил Глеб Каневский "Стране".
"К примеру, на Николаевском бронетанковом заводе директор отдал контракт по ремонту двигателей своим фирмам. Харьковский завод транспортного оборудования, который в начале 2000-х был признан банкротом, передал свое оборудование на временное хранение одноименной частной фирме. Но теперь, когда производство восстановлено, не может его забрать.
Киевский бронетанковый завод еще в 2016г закупил броню ненадлежащего качества. Фактически бюджетные потери от этой коррупционной схемы могут составить 50 млн. грн. Заведено уголовное дело, но как продвигается расследование - непонятно. Военные заводы у нас прикрываются гостайной, поэтому информации крайне мало", - рассказал Глеб Каневский.
"На киевском заводе "Маяк" ценное оборудование попросту порезали на металлолом, а помещения на Петровке сдают в аренду. Столичный завод "Квант", который выпускает современную оптику и является одним из самых мощных предприятий отечественного ВПК, как выяснилось, активно подыгрывает частным подрядчикам, теряя свои, то есть, государственные, деньги. Скажем, Госаудит обнаружил, что в 2015 году предприятие отгрузило продукции заводу "Ленинская кузня" (который тогда принадлежал президенту Петру Порошенко, а в прошлом году был продан Сергею Тигипко) на 10 млн. грн. А деньги ему вернули только в 2016г, когда их уже существенно "подъела" инфляция. В договорах с другими подрядчиками "Квант" занижал свою норму прибыли в разы - вместо стандартных 15% ставил 1,4-3,5%", - говорит Глеб Каневский. При этом это предприятие имеет доли по зарплатам порядка 500 тыс. грн. Сумма сравнительно небольшая, но для компании такого уровня - это вообще нонсенс, - говорит Каневский.
"Существует так называемый "коррупционный разрыв". Руководство получает миллионы, а рядовым работникам достаются только долги. Деньги просто не успевают добежать до низов из-за их схем. Местами крупные бюджетные суммы гоняют по депозитам, а когда на них заработают свои проценты, тогда начинают погашать долги по зарплатам", - говорит аналитик "Евроконтроля" Вячеслав Коновалов.
5 тыс. грн. для инженера, 1,5 млн. - для директора
Но даже на предприятиях, которые не попали в черный список Госслужбы труда, рабочих, мягко говоря, не балуют. Средние оклады в отрасли не превышают 6-7 тыс. грн. На сайте "Укроборонпрома" в рубрике "Вакансии" квалифицированных мастеров (токарей, фрезеровщиков, станочников и др.) и даже инженеров ищут на 4- 5 тыс. грн. К примеру, фрезеровщику на столичный завод "Генератор" предлагают 4,5 тыс. грн., вакуумщику - 4 тыс., инженеру -технологу - 5 тыс. грн., инженеру по ремонту оборудования - 4,2 тыс. грн.
Правда, есть еще целая система доплат. Согласно коллективному договору на 2017-2020г, подписанному руководством "Укроборонпрома" с тогдашним главой МЭРТ Степаном Кубивым и представителями профильного профсоюза, надбавки могут варьироваться от 10 до 100%.
Скажем, за вредные условия труда положено 24% от оклада, за выполнения работы временно отсутствующего сотрудника - 100%, за руководство бригадой - до 35%, за знание и использование иностранного языка -10%, за научную степень -15-33%, за почетное или спортивное звание - 20% и т.д. Но на самом деле доплачивают не всем и не везде. Неплохие суммы набегают, в основном, топ-менеджменту. Зарплаты управленцев на военных заводах исчисляются сотнями тысяч гривен. Плюс - есть и другие "плюшки".
"Руководители предприятий практически не ограничены в расходах. К примеру, львовский бронетанковый завод заплатил 1,5 млн. грн. за аренду для директора автомобилей Range Rover, Ford Mustang и мотоцикла Spider, которые тот использовал в личных целях", - рассказывает Каневский.
По словам главы секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, такая ситуация с оплатой труда уже спровоцировала массовый отток персонала с оборонных предприятий.
"Их активно переманивают бывшие заказчики, скажем, те же африканские компании, которые хотят развивать собственное производство, а не закупать нашу технику", - говорит Забловский.
Сергей Бондарчук добавил, что одним из основных работодателей для наших военных инженеров и рабочих с недавних пор стал также Китай, который готов платить ценным кадрам по несколько тысяч долларов в месяц.
"Получается, что вместо того, чтобы развивать свое производство и беречь, без преувеличения, супер-ценные кадры, мы финансируем иностранные заводы-конкуренты. Вошло до смешного - хваленые электровозы General Electric, которые дали сбой, тянули наши луганские тепловозы с двигателями завода им. Малышева (тоже входит в "Укроборонпром")", - подытожил Сергей Бондарчук.