Марина Савченко
Два года назад, 20 февраля 2014 года, факт стрельбы по митингующим из отеля "Украина" казался неоспоримым. На окна и крышу, где мог расположиться снайпер, указывали многие участники и свидетели тех событий: протестующие, журналисты, медики. В марте 2015 года Международная совещательная группа, созданная Советом Европы и Украиной для наблюдения за расследованием событий на Майдане, опубликовала отчет, в котором значилось, что как минимум трое активистов, убитых на улице Институтской в тот день, были застрелены из гостиницы "Украина". Этот факт тогда признали и в Генпрокуратуре, а эпизоды гибели людей вошли в перечень тех, по которым у следствия нет ответов. Однако менее чем через год после публикации выводов следствие отчиталось о результатах работы, миновав спорные детали. По данным ГПУ 48 убитых и 80 раненых митингующих получили пули из того сектора, где находились бойцы так называемой "черной роты" Беркута. Подозрения в убийствах объявлены 25 бойцам подразделения. Под стражей находятся пятеро - замкомандира полка Олег Янишевский, а также бойцы Александр Маринченко, Сергей Тамтура, Сергей Зинченко и Павел Аброськин. Последние уже имеют статус обвиняемых - их дело полгода слушается в Святошинском райсуде Киева.
На вопрос, а были ли другие снайперы и если были, то почему следствие о них умалчивает, прокуроры дают уклончивые ответы.
- Да, есть белые пятна, - признает прокурор Управления спецрасследований ГПУ Роман Псюк. - В частности мы пока не смогли установить сектор обстрела, из которого были ранены некоторые митингующие (всего огнестрельные раны в то утро получили 157 человек, а "беркутовцам" вменяют 80 раненых - прим. авт.) Но версии снайперов активно отрабатываются. В том числе и версия стрельбы из гостиницы "Украина".
- Сотрудники других силовых подразделений, которые были на Майдане в тот день, свое оружие сдали и мы его проверили, - отмечает руководитель Управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк. - Совпадений нет.
Так были ли снайперы в то утро в "Украине"? И почему следствие так неохотно говорит на эту тему?
"Не входить по требованию СБУ"
Окно номера 1132 гостиницы выходит на улицу Институтскую. Из него отлично просматривается площадка Октябрьского дворца. Оно открыто. Шторы двигаются. Еще миг - и в окне мелькает вспышка, похожая на ту, что случается при выстреле.
- Это окно выходит прямо на нас, - кричит кореспондент канала BBC Гэбриэл Гэйтхаус своему оператору. Оба находятся у Октябрьского дворца. Оператор не выключает камеру. На видео слышен негромкий звук выстрела. Журналисты ругаются, убегают, прячась за колонны.
- Тогда я выглянул и увидел, из какого окна стреляли, - вспоминает Гейтхаус события 20-го февраля 2014 года. - Оно было вторым сверху и пятым слева. Но уже через миг, когда я выглянул снова, окно было закрытым. Тогда мне показалось, что в окне мелькнула голова человека в зеленом шлеме. Такие носили в то время активисты Майдана. Позже мы поднялись на тот этаж отеля. Никого подозрительного в тот момент мы там не увидели. Но внимание привлекла записка, которая лежала на столе для горничных. Там от руки было написано: "В номер не входить по требованию СБУ". Ни печати, ни подписи в записке не было. Но если я не ошибаюсь, речь шла о номере 1109. Позже выяснилось, что именно его обыскивали активисты Майдана в поисках снайпера.
Ролик, снятый британцами в тот день, вышел в эфир через несколько дней. Но внимание украинских следователей привлек почему- то только через полтора года. В октябре 2015 года ГПУ провела обыск у депутатов партии "Свобода" - Игоря Янкива, Олега Панькевича и Александра Сыча. Тогда же бывших нардепов позвали на допросы. Как оказалось, все они во время событий на Майдане проживали на 11- м этаже гостиницы "Украина". В номере 1109, по словам бывшего вице- спикера Руслана Кошулинского, проживала Ирина Фарион. А номер 1132, которое привлекло внимание британского журналиста, был закреплен за Игорем Янкивым.
- Что касается номера 1109, то я не понимаю, почему он так интересен, - говорит Руслан Кошулинский. -Ведь он угловой, его окна не выходят на Институтскую, поэтому использовать его как точку обстрела было нелогично.
Что касается Янкива, то тогда же в октябре, после санкции суда на обыск и допроса, нардеп Сергей Лещенко заявил, что "свободовец" ни много ни мало мастер спорта по стрельбе. А это не исключало то, что он мог взять в руки оружие в кровавый день 20-го февраля. Правда, на поверку выяснилось, что Янкив - мастер по шахматам. А за ложную информацию он пригрозил подать на Лещенко в суд. Публичный скандал закончился тем, что Лещенко извинился перед Янкивым за недостоверные данные. "Свободовцы" же уверяли: обыски и допросы - это политическая борьба, цель которой - нейтрализовать их как партию накануне выборов.
"В номер мог зайти кто угодно"
На одиннадцатом этаже отеля, привлекшем внимание журналистов, а затем и следователей, депутаты из партии "Свобода" поселились задолго до начала событий на Майдане. Номера иногородним народным избранникам предоставили в качестве служебного жилья как только заработала Верховная Рада 7-го созыва.
- Кроме моих однопартийцев в "Украине" жили еще несколько депутатов из "Батькивщины" и "Удара", - говорит Руслан Кошулинский. - Мы же в те дни, когда на Майдане было особенно жарко, очень тесно все общались. В номерах жили по два - четыре человека, а то и больше. Все друг друга знали. И чужому человеку, тем более с оружием, проникнуть туда незамеченным было бы очень сложно.
Однако Игорь Янкив, в чьем добе ГПУ устроила обыск и вызвала на допрос, не уверен, что в его номер никто не входил.
- В то время, которое значится на видео, меня в номере не было, - говорит он. - Но туда мог зайти кто угодно. В гостинице была масса людей. Ключи можно было взять у дежурных.
Правда, следов присутствия посторонних в своем номере Янкив не обнаружил.
- Из личных вещей у меня ничего не пропало, двери были целые, - вспоминает быший нардеп. По его словам, из номера он вышел утром, когда на Институтской начался хаос, а вернулся лишь поздней ночью, после экстренного заседания в Верховной Раде.
Впрочем, его коллега Руслан Кошулинский возможность присутствия снайпера на 11-м этаже, да и во всей гостинице категорически отметает. Он вспоминает: когда 20- го февраля случились первые жертвы, со сцены Майдана прозвучал сигнал о том, что снайпер, который отстреливает людей, находится в "Украине".
- Через время в гостиницу прибежала группа "заряженных" парней, с оружием, - говорит Кошулинский. - У меня также был пистолет. Они все были на эмоциях, а значит готовы к любым действиям. Я их успокоил. Все вместе мы прошлись по этажам, вплоть до мастерской на самом верхнем. И мы заходили в любые номера, на которые падало подозрение и которые ребята требовали открыть.
- А кто открывал?
- Охрана. Сотрудники были перепуганы. Боялись, что гостиницу разнесут. Но никого подозрительного не нашли. А когда вышли на лестничную клетку, по нам тут же открыли огонь с улицы. в окнах и стенах остались пули. Но нас не зацепило. Думаю, что стреляли со стороны Национального банка.
- И все же вы допускаете, что в то время, когда вы были внизу, а на улице и в отеле царил хаос, в номера могли незаметно пробраться люди с оружием?
- А кто сказал, что мы в то время не бегали вверх - вниз, чтобы взять необходимое? - возмущается Руслан Кошулинский. - О снайпере узнали бы в любом случае. Ну и посудите сами: зачем стрелять из отеля? Ведь из него еще потом нужно выйти?!
У Игоря Янкива на этот счет сомнений гораздо больше.
- В гостинице был свободный режим - заходил кто хотел, - говорит он. - Где гарантия, что снайпер не засел там еще до 20- го февраля, когда территория отеля находилась еще под контролем власти?
Игорь Янкив по данному делу по - прежнему проходит как свидетель. Ни обысков, ни допросов, связанных с расстрелом на Институтской, у него больше не было.
- Представители "Свободы" остаются по этому делу свидетелями, - говорит глава Управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк. - Оружия у них мы не нашли. Могли ли в момент стрельбы в номерах находится другие люди? Возможно. Но следов взломов не обнаружено.
Янкив говорит, что теперь очень пристально следит за ходом расследования.
- Почему сейчас отвели внимание от того, что там фигурировали много снайперских групп из разных подразделений? - задается вопросом Янкив. - Это уже настолько точно установлено, что они не причастны к преступлениям? Или возможна иная версия. Эти люди установлены. Но они воевали на фронте, принесли немало пользы родине, поэтому о них нынче и не упоминается.
"Выстрелы были с разных сторон"
Ролик, снятый Би Би Си, вызывает вопросы и у адвокатов "беркутовцев". Основываясь на материалах уголовного дела, они пришли к выводу, что выстрелы в митингующих производились с разных сторон. В том числе и с гостиницы "Украина".
- Это становится понятным из показаний свидетелей, - говорит адвокат Сергея Зинченко, Игорь Варфоломеев. - Люди говорили, что видели, как стреляли из открытых окон, причем даже не высовываясь оттуда, то есть из глубины комнат. Есть целый список свидетелей, указывающих на вспышки в окнах. Многие потерпевшие, в том числе раненые, которым удалось выжить, указывали на то, что стреляли из "Украины", банка "Аркада", со стороны улицы Грушевского. Но от версии, что обстрел велся с разных сторон, следствие попыталось избавиться. Например, мне известно, что на следственных экспериментах, которые проводились с ранеными, люди указывали, откуда летела пуля. Но следователи поддавали их слова сомнению - мол, может, быть вы сидели не так, а эдак. В итоге человека поворачивали так, что его показания вписывались в сектор обстрела со стороны "Беркута".
Любопытный факт. Еще полтора года назад нынешнюю официальную версию следствия поддавали сомнению как некоторые адвокаты Небесной сотни, так и родственники погибших.
- Следователи предположили, что отца убили из-за баррикады у верхнего выхода с метро "Крещатик", - говорил в ноябре 2014 года журналистам сын убитого Сергея Бондарчука - Владимир. - Возможно. Но у меня есть и другое мнение. В отца могли стрелять из гостиницы «Украина». Но эта версия следствием почему-то не рассматривается.
Больше других у адвокатов вызывала сомнение смерть Владимира Мельничука 20 февраля около 16 часов. Пуля скосила мужчину на глазах десятка свидетелей, когда он стоял у входа в Октябрьский дворец. В тот момент силовиков в черной форме на Институсткой уже не было. Однако сейчас, через два года после трагедии, адвокаты не так категоричны.
- Все не так конспирологически, как хотелось бы некоторым, - уверяет адвокат потерпевших Павел Дикань. - Сегодня установлено, что выстрел в Мельничука был сделан из того же направления, с которого были убиты и многие другие активисты - с баррикады, где стоял Беркут. А если там и действовали другие группы стрелков, то это основания для дальнейшего более глубокого расследования.
- Может быть, адвокаты уже сами себя переубедили, - парирует слова коллеги Игорь Варфоломеев. - Ведь это весьма удобно и для них тоже - оперировать версией, что стрельба велась только со стороны "Беркута", и все погибшие и пострадавшие получили пули оттуда. Но если журналисты и интересующиеся будут следить за судебными заседаниями и услышат материалы дела, то узнают, что эксперты нередко подвергают версию следствия сомнению и называют несколько точек, с которых мог вестись обстрел.
Почему же вопреки сомнениям и фактам версия стрельбы со стороны гостиницы "Украина" не стала ведущей в ГПУ? Очевидно, что доказывать вину "беркутовцев" следователям было проще - группа в черной форме засветилась на сотнях фото- и видеокадрах, которые растиражировались на весь мир.
Эту версию с легкостью проглотит и общество, подогретое ненавистью к спецподразделению, которое, скомпрометировало себя в период протестов на Майдане, а значит имело все основания мстить митингующим. Загвоздка в том, что стреляли спецназовцы из "калашей", которые на базу затем так и не вернули (что лишний раз указывает на страх быть узнанными и наказанными), а раны у погибших были разные. Есть, например, человек, убитый картечью, из пистолета ( с близкого расстояния) и из снайперской винтовки. Но у многих пули прошли навылет.
По данным ГПУ, картечью в голову был убит боец спецроты "Беркута" Николай Симисюк, который во время смерти вместе с коллегами находился у стен Октябрьского дворца. Значит ли это, что кроме кроме "Беркута" на Майдане и Институтской были и другие стрелки, которые могли стрелять из окна "Украины" как по безоружным митингующим, так и по милиционерам? А люди, за которыми были закреплены номера с видом на Институтскую либо не знали о том, что происходит, либо дали свое согласие на их использование тем, кто хотел множить "сакральные жертвы"? Эта версия никогда всерьез не отрабатывалась на уровне официальных правоохранителей. А следовательно нет и четко установленных доказательств ее достоверности либо безосновательности.