Тема референдума по выходу Великобритании из Европейского союза стала одной из самых осуждаемых в Украине. В частности, политики пытались спрогнозировать, как Brexit скажется на европерспективах Украины. Большинство считают, что теперь ЕС будет уделять значительно меньше внимания нашей стране во всех аспектах отношений. Возможно, стоит ожидать, что введение безвизового режима с альянсом отложат до лучших времен (а когда они наступят непонятно).
Нашлись и те, кто считает: решение британцев - на руку Украине.
Но в любом случае последствия, которые окажет Brexit на нашу страну, напрямую зависят от того, какое он влияние окажет на европейскую и мировую политику. Что будет после Brexit с Британией, ЕС, отношениями Европы с США и Россией, а также, естественно, что теперь будет с европейским вектором Украины - на эти вопросы отвечает "Страна".
Британский исход, шотландское мнение
Некоторое время сразу после референдума бытовало мнение, что он ни к каким практическим результатам не приведет. Также как и не привел ни к чему, по сути, референдум по Украине в Нидерландах. Назывался достаточно длительный период переходного состояния, за который много чего может еще поменяться.
Однако, очень скоро сам Евросоюз дал понять, что британцы свой выбор сделали и должны максимально быстро его реализовать, несмотря на всю болезненность процесса. Это было официальное заявление руководства ЕС, которое уже не оставили сомнений, что все всерьез. Как отмечает экс-спикер МИДа Украины Олег Волошин, сама кампания по выходу Британии из Евросоюза велась в настолько оскорбительной для евробюрократии форме, что последняя решила сама ускорить процесс, чтоб показать всем остальным свои нерадивым членам, что бывает, если ребенок (пусть и самый видный) уходит из большой европейской семьи.
Сколько займут процедуры, не совсем ясно. Но уже очевидно, что они будут проистекать при довольно напряженных отношениях между ЕС и Британией.
Не исключено, что евробюрократы попробуют сыграть на внутренних противоречиях в Соединенном Королевстве. Известно, что в Северной Ирландии и в Шотландии большинство проголосовало против выхода из ЕС. Премьер Шотландии уже выступил с инициативой проведения повторного референдума о независимости. В 2014 году референдум провалился, но сейчас может быть совсем другой результат. В Северной Ирландии ситуация еще более сложная, с учетом еще не заживших ран недавней войны. Наконец, после Brexit свои права на Гибралтар неожиданно предъявила Испания.
В общем, клубок противоречий затягивается очень серьезный. И это не говоря уже о неизбежных социально-экономических проблемах в Британии, связанных с выходом из ЕС. Какой ответ на это даст британское общество - вопрос спорный. К власти могут прийти как сторонники возвращения в ЕС, так и, наоборот, жестко-националистические силы, которые не захотят и слышать, например, о шотландской независимости. В Ольстер введут спецназ, а к Гибралтару пошлют военный флот.
Европа с немецким акцентом
Многие комментаторы предрекают распад ЕС. Мол, референдум был лишь первой ласточкой. На самом деле, для такого прогноза пока оснований нет. Сейчас Евросоюз состоит из нескольких четко выделенных частей.
Первая - это развитые страны центральной и северной Европы во главе с Германией и Францией. Это страны, для которых существование Евросоюза - выгодная история, так как они являются в нем главными товаропроизводителями, а все остальные страны - это их внутренний рынок сбыта (по сути - торговая колония). Эти же страны оказывают наибольшее влияние на политику Брюсселя. Поэтому отделяться им не с руки. Да, они тратят средства на содержание более бедных стран ЕС, но эти ресурсы потом отдаются им сторицей за счет того, что "бедняки" на эти деньги покупают немецкие товары или французские услуги. Единственное исключение, похожее на Британию - Нидерланды. Страна, обладающая крупными запасами углеводородов прекрасно может чувствовать себя и без ЕС. Поэтому тут так сильны евроскептические настроения, нашедшие свое отражения в результатах референдума по Украине. Нидерланды теоретически могут повторить путь Британии. Но, разве что, только они.
Вторая группа - это развитые страны, которые находятся в состоянии кризиса. Такие как Италия и Испания, а также Бельгия. Все их надежды на возрождение былой мощи связаны с помощью ЕС. И они тем более никуда бежать не хотят, несмотря на все недовольство населения текущим состоянием дел.
Третья группа - это страны Восточной Европы. Здесь говорить вообще не о чем. После вступления в ЕС их экономика, за редким исключением, полностью потеряла самостоятельность и теперь само их существование зависит от Евросоюза. Который дает субсидии и пускает на работу в развитые страны миллионы восточноевропейских гастрабайтеров, за счет переводов которых живут те, кто остались на родине. Поэтому эти государства если и будут отделяться, то только при условии, что их возьмет на содержание кто-то другой. Например, Россия или США.
Британия представляла собой четвертую группу - она была страной-донором, но при этом не пользовалась выгодой от этого положения. Не обладая столь развитой экспорто-ориентированной промышленностью как Германия и не имея столь мощное влияние на евроструктуры как Франция. Поэтому она и ставила вопрос о своем выходе. Но кроме нее этот путь может повторить, повторимся, только Нидерланды (см. выше).
Таким образом, выход Великобритании вряд ли приведет к распаду ЕС. Наоборот - усилит в нем позиции франко-германского политического ядра и немецкое экономическое господство. ЕС станет и более политически однородным. Великобритания традиционно ориентировалась на США и всегда отличалась "особым" мнением, не совпадающим с мнением Франции и Германии. Это впервые очень четко проявилось во время войны в Ираке в 2003 году. Затем, во время решения вопроса о расширении НАТО в 2008 году (когда Украину не пустили в альянс усилиями Германии и Франции). Да и в отношении России и украинского конфликта немцы и французы были настроены явно мягче, чем британцы. Без поддержки англичан, "особая" проамериканская позиция поляков и других стран Восточной Европы не будет слишком влиятельна в масштабах всего ЕС.
Отношения в треугольнике США-ЕС-Россия
Британия была одним из самых последовательных сторонников усиления давления на Россию по украинскому вопросу. При том, что французы и немцы постоянно намекали на необходимость "договариваться". Поэтому в Москве с большим энтузиазмом восприняли известие о результатах референдума, надеясь, что теперь позиция ЕС станет более лояльной к РФ.
Британия была одним из главных лоббистов создания трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и США. При том, что в континентальной части Европы к этой идее куда более прохладное отношение.
Безусловно, основные решения по обоим важнейшим вопросам принимают национальные правительства в Германии и Франции. Пока их возглавляют лояльные американцам лидеры, резких изменений в треугольнике США-Россия-ЕС ожидать не приходится. Да, увеличатся шансы на снятие санкций со стороны ЕС в отношении России. Да, уменьшатся шансы на создание зоны свободной торговли ЕС и США. Но кардинальной перемены вектора внешней политики у Европы не произойдет.
Но если вдруг в Париже и Берлине придут к власти люди вроде Николя Саркози или же Герхарда Шредера, им теперь будет намного легче развернуть курс ЕС в сторону концепции Единой Европы от Атлантики и до Владивостока. Британия мешать не будет. А у одних поляков сил помешать этому движению может и не хватить.
А теперь об Украине
Руководители украинского государства дружно высказали сожаление по поводу результатов британского референдума. Президента Петра Порошенко в сложившейся ситуации заботит больше всего, как Brexit скажется на санкциях в отношении России со стороны Европейского Союза.
"Рассчитываю, что санкции против России как страны-агрессора будут продлены", - написал Порошенко на своей странице в Фейсбуке.
День, когда стали известны результаты голосования британцев, премьер-министр Владимир Гройсман назвал "не лучшим днем для объединенной Европы". Но глава правительства верит, что "единство европейских народов все же будет сохранено".
Более конкретными опасениями поделилась вице-спикер Ирина Геращенко. Она считает, что у нас будут проблемы с отменой виз с Евросоюзом: "Последствия британского референдума будут иметь негативные перспективы и для Украины. ЕС трудно проходит испытания миграционной кризисом, Европу накрыло цунами евроскептицизма, там растет поддержка радикальных и популистских партий. Может это отсрочить безвизовый? Да, к сожалению. Сейчас в ЕС будут дуть на воду".
Нехорошие предчувствия обуревают и члена парламентского комитета по зарубежным делам Владимира Арьева (БПП) называет победу евроскептиков в Соединенном королевстве "землетрясением" для ЕС, которое не несет Украине "абсолютно ничего хорошего". "Санкции против РФ очень вероятно начнут постепенно снимать с 2017 года, а безвизовый режим для нас (Украины - ред.), Грузии и Турции откладывается на неопределенный срок. Все это будет объяснятся нанесенным ударом, который действительно является тектоническим", - прогнозирует Арьев.
Эксперты также полагают, что на значительной период времени дальнейшее расширение ЕС будет заморожено.
"При таких результатах в Британии евроинтеграция совершенно объективно на несколько лет вперед не сможет быть основой стратегии внешней политики. Евросоюзу потребуется два года только на то, чтобы согласовать с Соединенным Королевством условия выхода. Размытая фраза "нас там никто не ждет" обрела совершенно практическое содержание: им реально просто не до нас", - говорит Олег Волошин.
В этой связи возникает вопрос об адекватности политики "евроинтеграции любой ценой", которую проводила украинская власть во время после Майдана и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Возможно, ее нужно будет корректировать.
Наконец, серьезный удар будет нанесен по базовой концепции решения вопроса с Донбассом, которая сейчас превалирует в Киеве и заключается в тактике выжидания: не интегрировать неподконтрольные территории, а ждать, когда Россия под гнетом санкций настолько ослабнет, что пойдет на куда большие уступки, чем это предусмотрено минскими соглашениями.
Вероятное смягчение санкций и общей политики ЕС в отношении России делает подобную стратегию не очень реалистичной. Наоборот, Украина рискует столкнуться с усилением давления со стороны Евросоюза, Германии и Франции относительно выполнения минских соглашений. Что, в свою очередь, приведет к необходимости очень серьезной переконфигурации власти внутри Украины. Потому что, при нынешнем политраскладе, выполнить Минск практически невозможно.
Причем, в таких условиях, речь может идти не только о досрочных выборах парламента. Но и о смене курса развития государства. Что, в новой реальности после референдума в Британии, может стать для Украины жизненной необходимостью.