Разделение Государственной фискальной службы на две самостоятельных структуры - налоговую и таможенную, которое Украина, согласно договоренностям с МВФ, должна провести до конца апреля (именно этот срок указан в меморандуме), обрастает массой проблем.
Реформаторы споткнулись уже на этапе назначения новых руководителей налоговой и таможенной служб. Как известно, в марте Кабмин дал старт конкурсному отбору на эти должности. Но в случае с налоговой победителя объявили еще за несколько дней до официального окончания отбора.
Им, якобы, стал заместитель министра финансов Сергей Верланов. А так как об этом поспешил объявить лично президент Петр Порошенко, многие эксперты тут же сделали вывод - конкурс оказался фикцией, а Верланова попросту назначили на хлебное место.
Позже эти подозрения еще больше усугубились, так как, по итогам третьего этапа конкурса 23 апреля Комиссия высшего корпуса государственной службы рекомендовала Кабмину назначить Верланова на должность главы налоговой службы.
Но на Кабмин 24 апреля этот вопрос так и не был вынесен.
Ситуация с таможенной службой еще хуже. Еще до окончания конкурса также был озвучен потенциальный победитель - заместитель министра экономики и торговли Максим Нефедов. Но в итоге Окружной суд Киева попросту заблокировал отбор.
Причина - соответствующие иски со стороны экс-главы ГФС Романа Насирова и депутата от БПП Андрея Антонищака. Последний, по слухам, связан со львовским бизнесменом Игорем Кривецким, известным под кличкой Пупс. СМИ не раз писали о его интересе в схемах по контрабанде.
По мнению экспертов, блокировка конкурса обозначает лишь одно — торги за "потоковое" ведомство явно не закончены. "Сейчас поставить своего человека на денежную должность пытается премьер-министр Владимир Гройсман, плюс свою "закладку" спешит сделать Петр Порошенко, пока он еще в статусе президента. Свое видение по кандидатурам в налоговую есть у западных партеров Украины. Плюс — активизируются люди из команды Владимира Зеленского", — говорит глава ассоциации поставщиков торговых сетей и депутат Киевсовета Алексей Дорошенко.
"Конкурс — это прикрытие, все, как и раньше, решается в среде олигархов, а отбор —это инструмент безнаказанности тех, кто реально расставляет своих людей на должности. А то, что конкурс отменяют и переносят, свидетельствует о торгах за должности", — считает экономический эксперт Всеволод Степанюк.
"Страна" разбиралась, кто возглавит налоговую и таможенную службы, и как изменится их работа.
Промежуточные кандидаты
Кабмин выставил стандартные условия конкурсных отборов - знание законодательства, владение иностранным языком (английским или французским), решение неких "ситуативных заданий" и личное собеседование (презентация кандидатами своего видения реформирования ведомства).
На финальный этап конкурса по налоговой вышли замминистра финансов Сергей Верланов, исполнительный директор ООО "Стандарт-аудит" Дмитрий Алексеенко, замминистра юстиции по вопросам европейской интеграции Сергей Петухов.
По таможне финалистами стали проректор по учебной работе Университета таможенного дела и финансов Евгений Гармаш, первый заместитель МЭРТ Максим Нефедов и глава общественной организации "Центр развития цифровой экономики", эксперт CASE Украина Андрей Саварец.
Собственно, большинство этих имен абсолютно ничего не говорит широкой общественности. За исключением разве что замминистра МЭРТ Макса Нефедова, автора системы госзакупок "Прозорро" с имиджем чиновника-хипстера.
Интересно, что еще на первом этапе конкурса экспертное сообщество активно обсуждало заявленную зарплату будущих глав налоговой и таможенной служб - им пообещали мизерные оклады в 24 тысячи гривен, а со всеми доплатами на руки они смогут получать до 70 тысяч гривен. Что не идет ни в какие сравнения с зарплатами других государственных структур и компаний - "Нафтогаза", "Укрпочты", "Укрзализницы", где зарплаты руководителей выше в разы.
Это сразу же вызвало подозрения - как власти собираются бороться с коррупцией в налоговой и на таможне, назначив столь "дешевый" топ-менеджмент.
Впрочем, как видно, низкие зарплаты не смутили претендентов. А сразу после второго этапа отбора, 16 апреля, президент Петр Порошенко, выступая в эфире телеканала "112 Украина" объявил победителей - замминистра финансов Сергея Верланова и Максима Нефедова. При этом они были представлены именно как утвержденные кандидатуры, а не фавориты очередного круга отбора. Хотя последний - третий этап конкурса был назначен на 23 апреля, а итоги должны были подвести только 25 апреля.
Правда, к тому времени конкурс по таможне благополучно заблокировал киевский окружной суд. А Ассоциация плательщиков налогов направила премьер-министру Владимиру Гройсману письмо, в котором указала на непрозрачность конкурса, в котором победил Верланов.
Он, буду заместителем министра финансов, якобы, сам писал условия конкурса и отбирал людей, которые оценивали кандидатов и проводили собеседования. Поэтому налицо — конфликт интересов, следовательно, назначать Верланова нельзя. Поэтому не исключено, что результаты отборов могут попросту обнулить.
Но пока именно два названных Порошенко кандидата сейчас рассматриваются как наиболее вероятные претенденты на кресла новых ведомств. Хотя эксперты не исключают - возможны сюрпризы.
"Сейчас идут активные торги за эти кресла", - говорит Алексей Дорошенко.
Друг Запада, враг ФОПов
Заместителя министра финансов Сергея Верланова многие эксперты называют "темной лошадкой". Он - профессиональный юрист, в 2003 году закончил юридический факультет Львовского университета имени Ивана Франко, получил должность юриста в международной компании из большой аудиторской четверки - PwC, затем стал партнером юридической фирмы Sayenko Kharenko. Что кстати, является не очень типичным развитием карьеры. Как правило специалисты переходят из украинских фирм в международные, а не наоборот.
Верланов также работал в Американской торговой палате. В Минфин он попал только в прошлом году - стал замом тогдашней и.о министра Оксаны Маркаровой. В министерстве курировал таможенное и налоговое направление.
Опыт работы Верланова на западных работодателей только подкрепил подозрения экспертов в том, что его кандидатура согласована и даже отчасти навязана западными партнерами Украины. "Он - креатура западных партнеров, хотя в принципе устраивает и Гройсмана. Можно сказать, что Верланов - некий компромиссный вариант", - считает Дорошенко.
По словам экономиста Алексея Куща, сама идея разделения ГФС была инициирована Международным валютным фондом в надежде если не полностью разрушить, то хотя бы ослабить процветающие в Украине налоговые и таможенные схемы.
"Западные партнеры прекрасно осведомлены о масштабах нашей коррупционной рентной экономики. Их цель - постепенно сломать эту схему, но резко обрубать концы никто не будет. Скорее всего, вся "реформа" идет по негласному графику. И, похоже, что первой из-под схемного влияния попытаются вывести именно налоговую", - говорит Кущ.
Верланов не был замечен в связях с отечественными ФПГ и считается человеком прозападным. В его активе - работа над законами о евробляхах и о налоге на выведенный капитал. Порошенко представил Верланова как человека, "которые очень активно работал над введением автоматического возмещения НДС".
Потенциальный глава налоговой также говорил о необходимости легализировать и обложить налогом криптовалюты.
Но малому и среднему бизнесу он запомнился в другой ипостаси.
"Он известен как ярый противник упрощенки и физлиц-предпринимателей, не раз говорил, что это главная беда нашей экономики", - отмечает глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич. Алексей Кущ также не исключает, что обновленная налоговая начнет усиленное наступление на ФОПов, что в принципе согласуется с политикой западных партнеров и международных организаций, которые давно лоббирует отмену упрощенной системы налогообложения.
"Не факт, что ее совсем прикроют, так как для этого все же нужно "добро" парламента, и не факт, что он его даст. Но вот ужесточения вполне могут быть", - считает Алексей Кущ.
Но, по мнению Доротича, до парламентских выборов и окончательной перезагрузки власти в стране новому руководителю налоговой будет не до упрощенцев и реформ.
"Он будет прятать концы в воду, подчищать документы по масштабных нарушениям по преференциям и льготам, налоговым ямам, всем тем схемам, с которых кормилась наша властная верхушка. Чтобы сложно было привлечь к ответственности конкретных людей", - предположил Доротич.
Впрочем, кандидатура Верланова, хоть и весьма вероятная, все же не окончательная. Как рассказали "Стране" эксперты, сейчас начали активно прощупывать почву люди, которые причисляют себя к команде Зеленского или пытаются попасть в его ближайшее окружение. В частности, тонкостями налоговой кухни, якобы, активно интересовался Александр Данилюк.
Но о конкретных планах команды нового президента относительно своих людей в налоговой ничего неизвестно.
Да и при нынешнем Кабмине провести туда своих ставленников Зеленскому будет непросто.
Таможенное окно
Ситуация по таможенной службе еще более запутанная. Имя Максима Нефедова уже прозвучало в качестве нового руководителя этого ведомства. Но на данный момент конкурс заблокирован.
"Прозрачная таможня немного откладывается. Окружной административный суд города Киева запретил осуществлять любые действия по проведению конкурса по таможне. Ну что же, а кто говорил, что будет легко. Но добро победит", - написал на своей странице в Facebook Нефедов.
По мнению Куща, таможня пока будет оставаться под влиянием местных политических элит со всеми вытекающими последствиями - особой борьбы со схемами не ожидается, скорее, возможно их обновление.
В свете этого, якобы, победитель отбора, замминистра экономики Максим Нефедов не совсем вписывается в образ нового руководителя таможни.
Широкой общественности от известен как создатель системы госзакупок "Прозорро". К ней, к слову, немало нареканий. Как говорят эксперты, она не ликвидировала, а, скорее, узаконила схемы в госзакупках, но это, скорее, не столько вина Нефедова, сколько заслуга креативных подрядчиков госструктур.
Сейчас Нефьодов курирует внешние торговые отношения, хотя особых успехов здесь пока не демонстрирует. "Украина теряет старые рынки и не находит новых, наш внутренний рынок постепенно съедает импорт", - говорит Алексей Кущ.
"Но на таможне нужно только считать, а считать он умеет", - иронизирует Дорошенко.
По информации Доротича, вероятность назначения Нефьодова не столь очевидна, как в случае с Верлановым.
"По таможне идут более активные торги", - говорит он. Другие эксперты, с которыми пообщалась "Страна", также отмечают, что за это кресло идут борьба между окружением Гройсмана и Порошенко. И тот факт, что конкурс заблокирован с подачи депутата от БПП Антонищака, по слухам, связанного с львовским бизнесменом Игорем Кривецким, по мнению экспертов, только подтверждает эти подозрения.
Плюс уже подтягивается "голодная элита", имеющая доступ к команде Зеленского.
"Зеленский вообще не в курсе таможенных дел. Не исключено, что будет попытка зайти на потоки и быстро заработать. Причем, вполне возможно возобновления вертикальных схем, которые действовали при Януковиче, когда с региональных таможен собранные деньги передавали на верх", - предположил Дорошенко.
"Таможня в плане потоков даже более интересна, чем налоговая. Основной фискальный поток дает налогообложение экспортно-импортных операций. Только импорт - это 60 млрд долларов в год, импортный НДС - 10 млрд долларов, а с учетом того, что половина импорта в тени, несложно прикинуть прибыльность потока. Возмещение экспортного НДС - еще 120-130 млрд гривен в год. До трети идет по фиктивным схемам так называемых налоговых скруток или импортного пересорта, когда импортные бананы вдруг становятся цементом с которого строительная компания получает налоговый кредит. В общей сложности таможня генерирует схемный поток в 10-15 млрд долларов в год. Понятно, что это очень лакомый кусок для многих", - говорит Кущ.
Сергей Доротич считает, что какой в итоге будет обновленная таможня во многом зависит от нового президента. "На самом деле победить коррупцию не так сложно, как принято считать. Для этого нужно лишь, чтобы не воровал глава государства. Остальное решаемо - онлайн-камеры на границе, открытые судебные процессы по коррупционерам с реальными посадками, да хотя бы реализация заявленного в программе Зеленского - сдай коррупционера получи 10%", - говорит Доротич.