Мария Романова
Украинское село, за последние годы сумевшее закрепить за собой статус главного кормильца всей Украины, который, к тому же, еще и исправно снабжает страну валютой, сдает позиции. Это еще не явный факт, а пока лишь едва заметная тенденция. И хотя о ней уже кричат защитники фермеров, им никто не верит, списывая все на банальный лоббизм и выбивание "плюшек" от государства. Но есть и объективные вещи - цены на зерно в мире за последнее время значительно упали и продолжают снижаться. В этих условиях, кризисные тенденции, пока еще малоощутимые, могут охватить аграрный сектор страны уже в ближайшее время.
Борьба за активы
Одним из предвестников грядущих проблем стали участившиеся случаи попыток передела собственности в отрасли. Еще в начале июня транснациональная компания Bunge заявила о рейдерском захвате двух своих элеваторов в Винницкой области (в Тростянце и Демковке). Как рассказал директор юридического департамента компании Олег Бигдан, рейдеры провели параллельную регистрацию бизнеса, оформив его на посторонних собственников. Проблему удалось быстро решить – в дело вмешался лично глава Минюста Павел Петренко. Но руководство Bunge не на шутку встревожено данной тенденцией и опасается повторных рейдерских атак.
Ровно месяц спустя – 5 июля - о попытке захвата своего имущества заявили в агрохолдинге "Мрия". Речь идет об АТП в Тернопольская обл. (Хоросткове). Как подозревают в компании, контроль над предприятием попытался вернуть бывший владелец "Мрии" Иван Гута, лишившийся этого аграрного актива после громкого банкротства в 2014г. Рейдеры предъявили договори купли-продажи АТП между некими фирмами "Буд М" и "Глобал Фид" на сумму 7,6 млн. грн. Эти компании оформлены на лиц, ранее работавших к команде Гуты.
Сама "Мрия", перешедшая под контроль кредиторов, все еще в долгах и сейчас ведет переговоры о снижении долговой загрузки с $1,3 млрд до $300 млн. (остальную часть предлагается конвертирована в капитал).
Село пытаются переделить и по–белому. Самая свежая сделка – покупка владельцем "Эпицентров" и внефракционным депутатом Александром Герегой контрольного пакета акций "Винницкой аграрно- промышленной группы" (земельный банк - около 50 тысяч земли в Винницкой и Хмельницкой области). И, судя по всему, это далеко не последнее приобретение на агрорынке.
"Период слияний и поглощений, как правило, активизируется либо под давлением негативных факторов (отсутствие доступа к капиталу, повышенные процентные ставки, подающие цены на продукцию), либо на волне позитивных изменений в отрасли (открытие доступа на биржи, улучшение фискальной политики и политики дотаций, рост цен на продукцию, повышение интереса к сельхоз направлению)", - поясняет заместитель генерального директора по стратегии и развитию группы компаний "УкрАгроКом" и "Гермес-Трейдинг" Владислав Винярский.
Но последнее – это явно не про нас. Не стал аграрный сектор более привлекательной для бизнеса. Да и нынешняя активность инвесторов весьма условная. По сути, речь идет о банальной перетасовке собственности между своими. Крупные иностранные аграрные компании, которые могли бы потратиться, скажем, на внедрение новых технологий и вывести отрасль на новый уровень развития к нам не спешат.
"Пока в стране война, говорить о больших инвестициях со стороны новых инвесторов преждевременно", - говорит аналитик консалтинговой компании ААА Мария Колесник.
Режим проедания
По данным Госстата, откровенно убыточными в прошлом году оказалось не так много аграрных предприятий – порядка 12%. Их общие убытки составили 25,26 млрд. грн.
При этом, как заявляют в Украинской аграрной конфедерации, отрасль отличилась наибольшим количеством предприятий среди всех других сфер украинской экономики, которым удалось получить прибыль — 88,4%. Они вышли в плюс на 128,43 млрд грн.
Самым прибыльным стало выращивание подсолнечника – рентабельность этого бизнеса составила 80,5%. На втором месте – производство яиц с рентабельностью 60,9%, овощеводство (47,5%) и зерна (41,1%). Доходными, по итогам прошлого года, были также сахарная свекла (28,2%), картофель (24,2%), свинина (12,7%), молоко (12,6%).
В списке убыточных – нишевые сегменты производства мяса овец и коз (-29,6%), КРС (-17,9%), птицеводство (-6,1%). Но даже по ним у экспертов есть хорошие новости: "минус" оказался самым маленьким с 1994 года, - заявляют в УАК.
Но этот рекорд обманчив: селяне вложились в бизнес (посевную, закупку молодняка, кормов и пр.) еще по старому курсу гривни, а продать произведенную продукцию смогли уже по новому. На самом деле подобные "сверхзаработки" в истории украинского села уже были и, как показывает практика, их быстро съедают следующая посевная или закупка кормов на новый сезон (уже по новому курсу). В итоге у селян остаются гроши.
Особенно плохо будет аграриям, когда окончательно отменят спецрежим НДС (налог оседает на отдельном счете и его можно тратить на развитие предприятия).
Правда, новый министр агрополитики Тарас Кутовой обещает, что, если спецрежим НДС и заберут, то фермерам дадут взамен "что-то другое". В частности, профильное министерство, якобы, уже разрабатывает программу поддержки села. Впрочем, аграрии говорят, что до сих пор не состоялось ни одного обещанного заседания рабочей группы профильных аграрных ассоциаций и представителей правительства, которая должна была предложить механизмы компенсации селянам убытков, связанных с отменой спецрежима НДС.
Сколько заработает село
Но настоящим откровением не только для фермеров, но и для всей страны может стать новый аграрный сезон. Урожай -2016 будет явно меньшим прошлогоднего. Сказалась неудачная осенняя посевная (из-за недостатка финансирования и неблагоприятных климатических условий засеяли не все площади, а часть всходов вошла в зиму в ослабленном состоянии) и остродефицитная весенняя кампания (хозяйства не могли купить подорожавшие удобрения, топливо и пр.). К примеру, урожай пшеницы ожидается на уровне 21-22 миллионов тонн против 26,5 миллионов в прошлом году. И еще непонятно какого качества она будет.
Некоторые эксперты опасаются, что вырастет доля фуража и уменьшится – продовольственного зерна. "Достичь содержания 12.5% по протеину будет сложно", поясняет Винярский. А это значит, что на хлеб стране может и не хватить, особенно с учетом амбициозных планов экспортеров, которые намерены продать на внешние рынки не менее 10-11 миллионов тонн пшеницы.
С одной стороны, у чиновников есть способ закрыть зерно внутри страны – можно вернуться хотя бы к уже апробированной практики квотирования экспорта. Но в этом случае трейдеры заведут меньше валюты (а по итогам первого квартала 2016 года АПК обеспечил 40% всех валютных поступлений в страну), что грозит стабильности гривны, а это властям тоже невыгодно.
Но даже если чиновники пожертвуют внутренними ценами на хлеб в угоду экспортерам, заработки на продаже зерна на внешний рынок рискуют упасть. Ведь мировые цены на продовольствие продолжают катиться вниз (сейчас – порядка $170/тонну, хотя 4 года назад котировки достигали $280/тонну). А, по прогнозам Минсельхоза США (USDA), запасы пшеницы в мире в текущем сезоне достигнут рекорда (258 миллионов тонн), так что продать урожай даже по невысоким ценам Украине будет непросто.
"По пшенице уже сейчас мы наблюдаем падающий тренд из-за высокого уровня мировых запасов и достаточного предложения. Думаю, такая тенденция сохранится на ближайшие 3-4 месяца. В дальнейшем на ситуацию будет оказывать большее влияние погода в южном полушарии. По кукурузе и сое цены пока растут из-за высокого спроса, проблем с урожаем в Аргентине и Бразилии, а также жаркой сухой погоды в США", говорит Мария Колесник.
По данным Винарского, ячменя будет 8,5 млн. тонн (-10,9% к прошлому году) и кукурузы – 26,8 млн. тонн (+6,5%).
Общий зерновой вал в Украине в этом году составит порядка 61 миллионов тонн, а на экспорт Украина сможет отправить 35,5 миллионов, что на 2,5 миллиона меньше, чем в прошлом сезоне. "Это порядка $6-$6,5 млрд. в зависимости от мировых цен", - добавляет Колесник.
В таких условиях, рост внутренних цен может стать маркетинговой стратегией для отечественных производителей для хотя бы частичной компенсации потерь на внешних рынках. Правда, неизвестно как на это отреагирует правительство, которому ко всем уже существующим проблемам только нового витка инфляции и не хватает.