Шустер выиграл суд у власти
Вчера без каких-либо бурных комментариев окончательно завершилось дело по запрету на работу в Украине журналиста Савика Шустера. Киевский апелляционный административный суд подтвердил незаконность этого запрета, таким образом поставив точку в этом непонятном выпаде власти.
Зачем принималось это решение, так никто и не понял. Единственное разумное объяснение состоит в том, что громким скандалом вокруг Шустера в информпространстве прикрывалось какое-то еще более резонансное событие. Однако даже сложно представить, что это могло бы быть – ведь резонанс вокруг дела Шустера был настолько силен и так больно ударил по имиджу власти, что вряд ли можно найти позитив, который бы это перекрыл.
Впрочем, все остальные версии еще менее утешительны для власти. Потому что второе логичное объяснение состоит в том, что это была сознательная диверсия, совершенная против президента кем-то внутри власти. А это значит, что внутри власти есть те, кто действуют против нее самой. Удивительного в этом ничего нет (даже в казавшейся монолитной команде Януковича были такие случаи), но для Банковой это повод сделать серьезные выводы.
Наконец, третья версия – простой эксцесс исполнителя. Вроде ситуации с избиением майдановцев 30 ноября 2013 года. Что, впрочем, означает, что Банковая просто не контролирует своих подчиненных.
Какая из версий ни была бы верной, единственный выигравший от всей этой ситуации – сам Шустер. Резонанс вокруг его темы существенно повысил рейтинг телеканала 3S.TV, а программу Шустера стали транслировать телеканалы "Киев" и News One. Однако в выигрыше оказалась и свобода слова в Украине в целом, поскольку власти дали понять, что есть барьеры, которая она не может взять.
Рада решила поддержать металлургию
Вчера парламент принял решение на год увеличить экспортную пошлину на металлолом в три раза. Решение, которое выглядит незначительным, но в определенной мере является революционным для нынешней власти. Закон о металлоломе – первое серьзное экономическое решение после Майдана, принятое для поддержки собственной промышленности и в разрез с требованиями Евросоюза. И, более того, в разрез с нормами, заложенными в Соглашении об ассоциации с ЕС.
Такие решения были свойственны власти во времена Кучмы и Януковича. Будучи партией крупного промышленного бизнеса, Партия регионов защищала промышленность, одновременно защищая собственные интересы. Поскольку у нынешней власти видимого интереса в подобном решении нет, оно способно вызвать уважение.
В выигрыше от увеличения экспортной квоты остается металлургическая отрасль. Но не только. Увеличение производства в металлургии – это увеличение поступлений в бюджет от налога на прибыль и НДФЛ (металлургическая отрасль по этим параметрам держит первую позицию). А еще это – увеличение экспорта и, соответственно, увеличение поступления валюты в Украину.
Так что вчера в кои то веки принял стратегическое решение. Если их будет больше, возможно, экономика начнет восстанавливаться. Но по одному закону выводы делать рано.
Фрилансеры в законе
Впрочем, вчера же был принят еще один закон, призванный улучшить экономическую ситуацию в стране. Парламент облегчил жизнь IT-сектору, а также другим отраслям по оказанию услуг в "удаленном доступе". Фактически инициатива парламента призвана узаконить фриланс и упростить украинским предпринимателям оказание услуг "на экспорт".
Этот закон можно назвать даже не своевременным, а запоздалым, поскольку после победы Майдана IT-рынок значительно сократился (многие программисты поменяли Украину на более стабильную страну без мобилизации), а недавняя война Госфискальной службы с IT-компаниями подняла новую волну эмиграции.
Тем не менее, даже сегодня IT-услуги – серьезная статья в украинском экспорте услуг (2 млрд долларов, второй показатель после экспорта услуг по транзиту газа и нефти). Правда, бюджету она почти ничего не дает, и после принятия закона поступления не увеличатся. Но IT-сфера хотя бы увеличивает занятость населения, да и валюта для страны лишней не будет.
В Раде готовятся признать польский Сейм украинофобами
Чем вчера так и не смогла заняться Верховная Рада, так это ответным ударом по полякам за их готовящееся решение по признанию Волынской резни геноцидом польского народа со стороны УПА. Хотя руки чесались. Ляшко прямо с утра внес в парламент готовый текст заявления, в котором Сенат и Сейм Польши предаются анафеме.
Радикалы в своем проекте подробно расписали, сколько в прошлом было принято законов о том, чтобы примирить два народа в ситуации с Волынской трагедией, а потом жестко констатировали, что польский парламент все это перечеркнул. Правда, при этом в заявлении не упоминается, что главной причиной нынешней активности поляков является решение украинского парламента о признании УПА героями борьбы за независимость Украины.
Зато в проекте заявления содержится требование остановить "провокационную антиукраинскую акцию украинофобских сил", а вся вина за потенциальное разрушение украинско-польских отношений возлагается на польский парламент.
Позже еще одну, более мягкую версию заявления зарегистрировали представители фракций "Народного фронта", "Самопомощи" и "Батькивщины". Впрочем, она также пропитана антипольским духом.
А тем временем в Польше попытались примирить историю с сегодняшним днем. Министр обороны Польши Мацеревич заявил, что "настоящим врагом, тем, кто использовал часть националистических сил украинцев для того страшного преступления, геноцида, является Россия". "Там находится источник этого страшного преступления", – добавил министр, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что он имеет в виду.
Однако версия польского министра окончательно ставит в тупик украинских политиков. Мысль о "русском следе" в Волынской резне звучит привлекательно, но она означает, что во время Второй мировой войны УПА не боролась за независимость, а работала на Кремль! Трудный получается выбор между такой "ганьбой" и виной за геноцид. Поэтому вряд ли депутаты будут этот выбор делать, а скорее попытаются свалить всю вину на поляков и и их Сейм и Сенат. Но, вероятно, Банковая им запретит совершать этот акт холивара. У Порошенко и без того обеспокоены обострением опасной для украино-польских отношений исторической дискуссии и постараются как можно скорее затушить этот несвоевременный патриотический пожар в парламенте. За что и получит, наверняка, свою порцию обвинений в Зраде. Ибо, как напомнил один из депутатов Народного Фронта, "в Декалозі (десяти заповедях - Прим.Ред.) українського націоналіста є дуже простий і чіткий другий пункт: Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі Твоєї Нації!"
Прокуратура вспомнила о деле по убийству Бузины
В деле об убийстве писателя и журналиста Олеся Бузины – новый поворот. После года проволочек, непонятных решений и пропажи документов из дела следствие неожиданно проявило активность.
Вчера днем "Правый сектор" сообщил в "Фейсбуке" о том, что подозреваемые в убийстве Медведько и Полищук прибыли в УБОП как потерпевшие по делу об их избиении во время задержания, но их снова избили и силой пытались взять ДНК. На помощь подозреваемым прибыли Луценко (Игорь), Парасюк и Петренко.
Спустя час свою версию произошедшего изложила прокуратура. Согласно ей, у Медведько и Полищука взяли образцы крови и слюны, причем взяли "в наименее инвазивный способ, никоим образом не нарушая права на уважение к достоинству освидетельствованной особы". После взятия образцов, по словам адвоката подозреваемых, обоих отправили в больницу.
По данным "Страны", отсутствие процессуально правильной экспертизы ДНК (для того чтобы сравнить ДНК подозреваемых с ДНК убийц) было одним из главных препятствий для того, чтобы следствие было завершено и материалы были переданы в суд. Судя по тому, в какой жесткой форме это было проделано, Генпрокуратура все-таки намерена дело в суд отправить (хотя это будет спорным с точки зрения закона решением, так как предельно допустимый срок следствия истек еще 18 июня). Все таки, явный развал дела по убийству оппозиционного журналиста чреват сильным имиджевым ударом по власти. Поэтому дело в суд, скорее всего уйдет. Но вот что будет потом с ним происходить в суде - большой вопрос.
Как минимум можно ожидать массовых акций протеста соратников подозреваемых, которые полгода назад уже привели к тому, что суд их выпустил на волю.