3 августа в Минске состоятся очередные переговоры трехсторонней контактной группы. Одним из ключевых вопросов, вынесенных на встречу, будет обмен военнопленными. Эту тему накануне переговоров на отдельной пресс-конференции подняла герой Украины, народный депутат Надежда Савченко, которая заявила, что начинает голодовку из-за того, что власть ничего не делает, чтобы вернуть военнопленных в Украину. Собственно, это и стало одним из главных событий вторника.
"На ваших детей ему наплевать"
"Одним из механизмов моего освобождения был протест голодом на бездействие украинской власти. С сегодняшнего дня я снова объявляю голодовку против бездействия находящихся у власти по освобождению украинцев из плена. Голодовку буду держать до дня положительного результата", - заявила Савченко.
Народный депутат и летчица Надежда Савченко призвала всех родственников пленных украинцев выходить с митингом на Банковую под Администрацию президента 8 августа.
Она заявила, что "предлагала президенту реальные действия для результативного обмена военнопленного". "Нужно начать отдавать людей первыми. Но в плену не сидят дети Петра Алексеевича. А на ваших детей ему плевать. Потому что каждый должен бороться за своих, как за меня боролись сестра и мать", - конкретно "наехала" на президента Савченко. Причем подобные выражения граничат с объявлениям войны (пока словесной).
Коллеги Савченко по фракции "Батькивщина" тут же поспешили заверить всех, что заявление Савченко делает от себя лично, а не от имени всей политической силы.
"Объявление голодовки - акт отчаяния, - заявил замглавы фракции Сергей Соболев в комментарии "Интерфаксу". - Савченко не может влиять на процесс освобождения украинских заложников с территории РФ и оккупированной части Донбасса и не участвует в соответствующих переговорах".
Впрочем, радикальность шага Надежды заставила многих задуматься - что за история с украинскими пленными и почему процесс их обмена тормозится?
Что происходит с обменом
Переговоры по обмену военнопленными продолжаются регулярно. Последний раз обмен состоялся в начале июля, когда был освобожден полковник Вооруженных сил Украины Иван Безъязыков, который находился в плену с августа 2014 года. После этого Украина предложила самопровозглашенным "ДНР" и "ЛНР" обменять 50 сепаратистов, находящихся в украинских тюрьмах на 25 украинских военных, которые находятся в плену за линией разграничения. Однако, непризнанные республики отказались от предложения и заявили, что настаивают на освобождении пленных в формате "всех на всех". Они предоставили украинской стороне запрос на обмен чуть более, чем 600 человек. Украинская сторона заявляет о том, что в плену боевиков находится 112 человек. То есть, по пропорции, которую предлагает Киев было бы освобождено всего 224 сепаратистов из 600, что, естественно, Донецк и Луганск не устраивает.
"Почему на 50 к 25 не согласятся в ДНР и ЛНР, потому что они понимают, что придут к такой ситуации, что они вернут 200 человек, а еще 400 будут находиться в местах заключения в Украине. Поэтому они хотят освободить всех,. В минских соглашениях прописан обмен всех на всех и они требуют выполнения минских соглашений. Но украинской группе из Киева даны инструкции отстаивать позицию 50 на 25. Поэтому прорыва в переговорах 3 августа ждать не стоит", - говорит наш собеседник, близкий к переговорному процессу.
Другими словами, если перевести демарш Савченко на язык практических шагов, то цель ее голодовки - реализация формулы обмена "всех на всех", потому что в противном случае сепаратисты на обмен пленными не пойдут.
Почему Украина не хочет менять всех на всех
Официальная позиция Киева, почему обмен всех на всех не возможен, заключается в том, что в списке ДНР/ЛНР на обмен пленными значатся многие люди, которые не имеют никакого отношения к Минским договоренностям, а некоторые даже не числятся ни в каких списках задержанных.
Об этом неоднократно сообщал советник главы СБУ Юрий Тандит. В одном из его последних заявлений говорится, что среди всех военнопленных в непризнанных республиках порядка 30 процентов не имеют никакого отношения к Минским договоренностям.
"Среди них есть злостный неплательщик алиментов или "вор в законе". Более того, там есть люди, которые никогда не были под следствием, они просто не хотят туда ехать, а их вызывают", - объяснял Тандит.
Сейчас же советник главы спецслужбы утверждает, что переговорный процесс по обмену военнопленными продолжается и Украина использует все рычаги, чтобы вернуть своих людей.
"Мы боремся за освобождение каждого заложника и мы нацелены освобождать всех, - сказал он "Стране". - Мы готовы отдавать всех, кого можем отдавать по закону. Мы будем делать все, чтобы освободить всех украинцев, которые находятся в плену у боевиков".
Обмен "всех на всех" невозможен потому, что тогда вообще отпадет повод даже делать вид, что идет Минский процесс, считает политолог Вадим Карасев.
"Пока есть переговоры об обмене, пока выпускают партиями военнопленных, поддерживается иллюзия, что минский процесс действует, стороны встречаются, что-то обсуждают, добиваются каких-то мелких успехов. Когда всех обменяют - встанет вопрос - а что дальше? Мы приступаем к выполнению прочих пунктов минских соглашений или что? Эту гуманитарную тему выгодно использовать, чтобы продолжать переговоры. Выгодно всем - нам, им, боевикам, немцам, ОБСЕ и так далее", - сказал "Стране" Карасев.
Тем не менее, по нашей информации до конца августа еще произойдет 2 встречи контактной группы в Минске, на которых будет подниматься вопрос обмена военнопленными.
Сдвинет ли жесткий демарш Савченко решение проблемы с мертвой точки?
"Голодовка - это не рациональный способ. Даже если весь парламент будет голодать, проблема пленных не будет решена, - говорит "Стране" депутат от БПП Ирина Суслова, люди от этого не вернутся обратно. Лучше бы Савченко включилась в переговорный процесс".
Политолог Михаил Погребинский говорит, что желание Савченко освободить пленных понятно, но с голодовкой она погорячилась.
"Масштабного прорыва в обмене точно не будет, потому что есть абсолютно ясная позиция у "ЛНР/ДНР": сначала стулья - то есть закон об амнистии, а затем обмен. Савченко - единственный человек из политиков первого эшелона, которая реально поднимает эту тему. Ее первые слова после освобождения были, что она сделает все, чтобы пленных освободили. Она два с половиной месяца билась, как рыба об лед и смотрит, что эти ребята, которые при власти, ловят кайф, ездят по Испаниям и прочим странам, рассказывают красивые слова и ни шагу не делают, чтобы вытащить из плена людей. Но напрасно она объявляет голодовку, ведь закона об амнистии нет и до сентября его не будет. Не будет же она голодать до сентября?! Я не исключаю того, что процесс сдвинут с мертвой точки и освободят хотя бы десяток людей. Но все на свободу сейчас не выйдут и нужно это понимать", - сказал Михаил Погребинский.
Савченко взорвала медиапространство
Кроме темы обмена военнопленных, Савченко на своей пресс-конференции еще сделала ряд резонансных заявлений, которые тут же взорвали медиапространство.
Заявила, что пора заканчивать "бля...кую" войну, о коррупции в армии, о том, что "ни один шоколадный завод не был изменен на патронный" (прямой намек на бизнес президента), о том, что "Украина созрела для революции и в стране созданы для этого условия, а власти заговорили о военном положении, опасаясь очередного Майдана". А также о том, что люди и на Антимайдане, и на Майдане стояли за одни и те же идеалы и ценности.
Резкую реакцию вызвало и заявление Савченко о том, что она видит иным государственное устройство Украины.
"Я предлагаю национальную идею - народное государства Украина. Концепция перезагрузки Украины", - заявила Савченко, отметив, что стране нужна новая конституция, в которой будут прописаны самоуправление административных единиц Украины на основе экономической самодостаточности, народный контроль правоохранительной системы, а президенту отводится роль "британской королевы".
Пропрезидентские эксперты и блогеры тут же увидели в этом конец ее политической карьеры и полную приверженность идеалам "внешнего врага Украины" и Виктора Медведчука.
Вот как, например, оценил выступление Надежды близкий к Администрации президента политолог Тарас Березовец.
Иные эксперты, наоборот, считают, что перед Савченко открываются широкие политические перспективы.
"Савченко угадывает общественные ожидания, она говорит то, что давно ждут люди. Что должна быть выборность власти, общественный контроль, что нам президент, который рулит всем, не нужен. Не знаю, кто ей это подсказывает, но идеи совершенно правильные. Она выступает как политик со своим стратегическим видением страны. Сегодня она авторитет у значительной части общества, ей доверяет в два раза больше людей, чем Порошенко. Савченко вдохновляется разумной идеей, что нужно прекратить войну. Теперь вопрос в том, кто сделает на нее ставку. Если ее заявления будут не гласом вопиющего в пустыне, то у нее есть есть перспективы, ее слова вполне ложатся в предвыборную программу новой политической силы", - говорит Михаил Погребинский.
"Все думали, что Савченко будет инструментом в их руках. Порошенко думал, что она будет его инструментом против Тимошенко, Тимошенко - что использует Савченко против Порошенко, а теперь Савченко дала понять, что ведет собственную политическую игру. Я не исключаю, что она работает на досрочные выборы, что появится условный "список Савченко", и в новом парламенте она станет одним из политических лидеров", - прогнозирует Вадим Карасев.
"Социально-политическая функция" Савченко очевидна: это классический проект по расколу оппозиционного электората. Также, как все эти Демальянсы и прочее - проект по расколу промайданного электората, - пишет известный одесский журналист Юрий Ткачев. - То есть, мы, конечно, можем с интересом наблюдать за тем, как Савченко генерирует "зраду" и как вчерашние поклонники Савченко сегодня жрут её с го...ном. Главное просто не забывать, что всё это - шоу. Ничего личного, только политтехнологии. Савченко может быть интересна с технологической точки зрения, но это не повод сколь угодно серьёзно относиться хотя бы к одному звуку, который она произносит".
Буквально пару недель назад соцопросы группы "Рейтинг" показали, что среди всего украинского политикума наивысшим уровнем доверия пользуется именно Надежда Савченко. О позитивном отношении к ней заявили 45 процентов опрошенных (для сравнения о позитивном отношении к президенту Украины Петру Порошенко заявили 19 процентов респондентов). Правда, опрос проводился в начале июня. Поэтому интересно посмотреть какая поддержка у Савченко будет сейчас - после всех ее демаршей и заявлений.
Ну и естественно, важно и то - ограничится ли все заявлениями, либо за словами у Савченко последуют и дела с конкретным эффектом.