Скандал вокруг попытки работников Генеральной прокуратуры провести обыск в НАБУ стал олним из главных событий пятницы. Если сопоставить заявления всех сторон, то фабула выглядит примерно таким образом.
По словам руководителя НАБУ Артема Сытника, прокурорские приходили с обвинениями о незаконной прослушке, которую якобы осуществляла НАБУ. Речь идет, по словам Сытника, о деле "сахарного прокурора" Александра Колесника (заместителя прокурора Киевской области), по фигурантом которого осуществлялась прослушка.
А вот по словам генерального прокурора Юрия Луценко, речь идет о том, что под предлогом прослушивания фигурантов дела слушались люди, которые к нему отношения не имели.
По данным "Страны" речь идет о прослушке ряда депутатов БПП, в частности Александра Грановского, которого в СМИ называют неофициальным куратором "от президента" силовых структур и судов. К слову, с обыском приходили из департамента ГПУ, который называют "департаментом Грановского" - якобы именно он и выполняет заказы влиятельного нардепа.
Сам нардеп свою причастность к проведению обыска в НАБУ отрицает.
Отметим, что установка на прослушку людей, которые не имеют никакого отношения к делам, в которых их "вписывают" для получения санкции на негласные следственно-розыскные действия, является очень распространенной практикой в наших правоохранительных органах.
Буквально сразу после того, как разгорелся скандал, появились версии, что главная его подоплека - это борьба вокруг законопроекта, который дает право НАБУ осуществлять прослушку самостоятельно. Сейчас Бюро, также как и другие правоохранительные органы Украины, это делает через СБУ.
Если закон примут, то монополия спецслужбы на прослушку будет разрушена. И, мол, чтобы сорвать утверждение этого документа Радой, и начался раскручиваться скандал вокруг якобы незаконной прослушки НАБУ.
Так, в частности, считает нардеп Виктор Чумак, близкий к бывшим заместителям генпрокурора Касько и Сакварелидзе.
"Страна" решила разобраться подробнее, что означает этот скандал и борьба за прослушку.
Борьба за закон
Председатель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник еще в мае этого года просил предоставить его ведомству право самостоятельно прослушивать разговоры граждан. Сытник поставил в пример Польшу, в которой такое право имеют девять различных правоохранительных органов. Сейчас НАБУ также имеет доступ к разговорам граждан, однако только путем обращения с соответствующим запросом в СБУ. При этом, по заявлениям главы НАБУ, СБУ прослушивает Viber и WhatsApp.
"Очень важно дать НАБУ возможность автономного съема информации с каналов связи, – заявил он. – Я не вижу никакой угрозы в том, что Антикоррупционное бюро будет иметь такую возможность снимать информацию самостоятельно".
Кроме того, в НАБУ уверяют, что автономная от СБУ процедура прослушки уменьшит вероятность утечки информации.
В июле к просьбам Сытника присоединился и глава специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий. Он просил депутатов одобрить законопроект, который позволит Национальному антикоррупционному бюро осуществлять прослушивание независимо от СБУ.
"Нашей работе очень сильно препятствует то, что Национальное антикоррупционное бюро не может самостоятельно снимать информацию с каналов связи независимо от Службы безопасности Украины. Возможность самостоятельно прослушивать телефоны необходима Национальному антикоррупционному бюро Украины, чтобы ускорить следственный процесс и предотвратить утечки информации, а также – это независимость новых правоохранительных органов от старой системы", – заявлял прокурор.
По словам Холодницкого, НАБУ уже имеет достаточно технических средств для реализации этой возможности, а также – сотрудников, которые будут это делать.
Холодницкий заверил, что законопроект распространяется не на всех граждан, "а только на фигурантов уголовных производств, относящихся к подследственности Нацбюро, то есть ТОП-чиновников".
Но для прослушивания народных депутатов даже в случае принятия законопроекта НАБУ не сможет обойтись без согласия Верховной Рады.
Антикоррупционный комитет Верховной Рады уже одобрил законопроект, который позволяет Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) вести самостоятельное прослушивание каналов связи. Рассматривать и голосовать его должны уже этой осенью.
Повод не дать доступ НАБУ к "большому уху"
Сегодняшний обыск ГПУ в НАБУ (с официальной аргументацией о незаконной прослушке, осуществляемой Антикоррупционным бюро) многие уже привязали именно к этому законопроекту.
"Ключевой целью этих клоунов (ГПУ) были не процессуальные действия, а запуск новости про назаконную прослушку, осуществляемую НАБУ. Порошнеко и Ко генерируют для МВФ оправдания, почему они не дают НАБУ право на автономную прослушку", – прямым текстом заявил руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
"Абсурд обысков в НАБУ состоит в том, что традиционно на протяжении четверти столетия и до сегодняшнего дня незаконную прослушку, как правило, организовывают сотрудники генеральной прокуратуры и службы безопасности. Но за годы работы журналистом я не помню обысков в ГПУ, СБУ или МВД. В ситуации, когда антикоррупционному бюро не дают собственных возможностей для оперативной работы, а вся политическая система сопротивляется созданию антикоррупционного суда, этот обыск - это приглашение к компромиссу и конформизму. Это очевидная попытка приструнить и дать понять, кто в доме хозяин", – считает также нардеп Мустафа Найем.
В то же время пресс-секретарь НАБУ Светлана Олифира сообщила, что прослушивание НАБУ смогло бы самостоятельно проводить лишь после изменения законодательства.
"По закону (действующему – ред.) самостоятельно прослушивать фигурантов уголовных производств мы не имеем права. Мы это делаем через мощности службы безопасности Украины", – сказала Олифира. Она подчеркнула, что "незаконно прослушивать мы априори не можем, потому что мы действуем в рамках действующего законодательства".
Уже давно у многих политиков и общественности были опасения, что между НАБУ и СБУ может возникнуть конфликт интересов из-за возможности прослушивания, так как по линии Антикоррупционного бюро могут проходить офицеры и руководство Службы безопасности, которая и предоставляет технические возможности для "прослушки".
"Расцветет бизнес на торговле прослушкой"
В тоже время, среди политиков и бизнесменов перспективы получения НАБУ право на прослушку вызывают опасения.
"Во-первых, чем больше структур имеет техническую возможность для прослушки, тем больше вероятность того, что заказы на прослушку будут просто покупать и продавать как бычки на одесском базаре, - говорит один из нардепов. - И сейчас силовики промышляют этим бизнесом. Но пока есть только одна точка входа и выхода на прослушку, то всегда есть возможность при желании установить источник утечки. Если же появится еще одна структура, то просто концов не найдешь. Во-вторых, серьезно увеличится взяткоемкость НАБУ - имея такой инструмент, люди там тут же повысят тарифы на закрытие дел и прочие манипуляции. В-третьих, на НАБУ оказывают влияние западные структуры. И это влияние будет только расти. И если НАБУ получит доступ к прослушке, то может так статься, что представители интересов иностранных государств поимеют полностью легальный способ слушать всех и вся в стране. И уже не на Банковой и СБУ это будет решаться, а в посольствах иных держав. С другой стороны, есть логика и в том, что говорит НАБУ по поводу конфликта интересов с СБУ и утечки информации. То есть надо искать компромисс какой-то, чтоб пресечь возможные злоупотребления со стороны НАБУ и тех, кто на него влияет".