Верховная Рада готовится к голосованию за изменения к своему регламенту ради принятия “антиколомойского” законопроекта о невозврате бывшим владельцам “Приватбанка”.
При этом инициаторы переписывания регламента соглашаются, что их предложения можно трактовать как ущемление законодательных прав народных депутатов, но говорят, что иначе из ситуации с заваленным поправками банковского законопроекта не выйти и желанный транш МВФ не получить.
Хватит ли голосов за поправки в регламенте и как в случае его изменения будут голосовать за "антиколомойский" закон — читайте в материале "Страны".
Окольный путь
На запланированное на четверг, 16 апреля, очередное внеочередное заседание парламента хотят вынести законопроект №1043 "О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины относительно противодействия злоупотреблением прав народных депутатов в ходе законодательной инициативы", который позволяет фильтровать вносимые парламентариями поправки на уровне профильных комитетов и фракций.
Народный избранник по-прежнему может подавать какие угодно предложения и поправки, но их судьбу будет решать главный для законопроекта комитет. Сейчас за поправку по желанию ее автора голосуют в сессионном зале, даже если она отсеяна комитетом. Иногда этой возможностью пользуются, чтобы подать столько поправок, что их рассмотрение серьезно затормозит принятие законопроекта — или, как в случае "антиколомойского проекта", отложит голосование на неопределенный срок.
Соавторы проекта №1043 предлагают решение этой проблемы.
Вводится так называемая особая процедура рассмотрения законопроекта во втором чтении, которую инициируют 150 народных депутатов, но минимум 226 — должны поддержать в сессионном зале. Прибегнуть к ней можно только, если к законопроекту подано в пять и более раз больше предложений, поправок, чем число статей (пунктов) в корректируемом законе, но не менее 500 правок.
Комитет будет, как и сейчас анализировать и одобрять или не одобрять правки. Однако если Рада решила идти по спецпроцедуре, депутаты смогут подать свои отсеянные комитетом поправки только от фракций и депутатских групп, причем от каждой возможно только пять правок.
При этом внефракционные депутаты имеют право на довнесение одной собственной поправки. Их потом обсудят в сессионном зале и, возможно, поставят на голосование вместе с учтенными комитетом поправками.
К примеру, к "антиколомойскому" закону несколько депутатов от "Слуги народа" внесли тысячи правок.
И по новой "спецпроцедуре", если комитет их не одобрит, то фракция СН позволит поставить на голосование только пять правок.
А внефракционный депутат Антон Поляков, который отличился внесением более 6 тысяч поправок, сможет подать только одну из отсеянных.
Время рассмотрения всего банковского законопроекта значительно сократится: как предполагают в пропрезидентском большинстве - до нескольких часов.
Расчет на Вакарчука и Порошенко
Относительно проекта №1043 о регламенте есть еще один интересный нюанс. В первом чтении его приняли еще в сентябре прошлого года, сократив процедуру процедуру подготовки ко второму чтению. Однако тогда окончательное голосование не состоялось из-за противодействия внутри фракции.
Но важно то, что по ускоренной процедуре на внесение правок дается всего неделя. И сроки уже все прошли. То есть этот законопроект уже не смогут забросать правками, как это сделали с "антиколомойским" законом.
И его вполне можно рассмотреть во втором и окончательном чтении в четверг, что и планируют сделать депутаты.
Но вопрос о голосах под него остается, признает народный депутат Александр Качура (СН). “Думаю, голосование состоится успешно, но не все голоса будут из нашей фракции", - спрогнозировал он.
По его словам, сомневающихся пробуют переубедить с помощью меморандума, что принятый закон, не откладывая в долгий ящик, откорректируют. Его коллега по фракции и автор законопроекта Павел Фролов, это подтверждает.
"Планируется очень быстро после принятия №1043 отредактировать особую процедуру, предусмотрев, в частности, увеличение нижней границы поправок до 1000 единиц. И второе — дать не фракциям, а каждому депутату право на включение в уточненную таблицу своей поправки", - ответил парламентарий на вопрос "Страны" в комментариях к своему посту.
Как утверждает источник "Страны" в президентской фракции, сегодня готовы поддержать законопроект где-то 170-180 депутатов от СН. Естественно, не будет голосовать так называемая группа влияния Коломойского. Поэтому Банковая будет договариваться о голосах с другими парламентскими объединениями. Прежде всего, с фракцией "Голоса" Святослава Вакарчука, а также "Евросолидарностью" Петра Порошенко и депутатской группой "Доверие".
Но "Голос" в сложном положении, как и другой ситуативный союзник СН — "Европейская солидарность" (ЕС).
Обе фракции голосовали против законопроекта №1043. А те мажоритарщики, которые сегодня составляют лояльную к президенту депутатскую группу "Доверие", либо воздержались, либо вообще не нажали кнопку для голосования.
Как сообщил "Стране" член фракции ЕС Алексей Гончаренко, решения политсилы об этом голосовании еще нет.
"От имени фракции сказать не могут. Но в первом чтении мы проголосовали против. И я считаю, что нужна какая-то система, чтобы помешать даже одному депутату заблокировать законодательный процесс в стране. Что это возможно, показал господин Поляков. Но нельзя фактически лишать депутатов возможности вносить правки", - комментирует Гончаренко "Стране".
"Есть много способов принять закон о банках, и нам нужно выбрать самый лучший. Мы настаиваем на принятии банковского закона. Насколько законопроект №1043 оптимален для решения создавшейся проблемы, фракция еще будет определяться", - заявила "Стране" член фракции "Голос" Инна Совсун.
Член регламентного комитета Михаил Папиев ("Оппозиционная платформа — За жизнь") спрогнозировал "Стране", что законопроект будет принят голосами СН, "Голоса" и ЕС. При этом он допускает, что со временем Конституционный суд признает его не соответствующим Конституции.
"Эти изменения в закон о регламенте нарушают права народного депутата Украины как субъекта законодательной инициативы. В Конституции фракция не фигурирует как такой субъект, а этот законопроект фактически предлагает дать ей это право. И КС на это укажет, - считает Михаил Папиев. - Нельзя подстраивать законы под свои сиюминутные потребности. Текст нужно выписывать так, чтобы он одинаково для тебя работал и когда ты во власти, и когда в оппозиции. Регламент сегодня мешает всем, но он написан абсолютно объективно с учетом интересов законодательного процесса, а не власти и групп влияния".
Комитет - ключевое звено
Если изменения в регламент будут проголосованы в четверг, то это открывает дорогу к голосованию и за "антиколомойский" проект.
Правда, не сразу.
Как резонно предполагают во фракции президента, противники изменений в регламент, скорее всего, заблокируют подписание закона, внеся проекты постановлений о его отмене. Поэтому для голосования за них придется на неделе после Пасхи собирать еще одно заседание Рады.
Когда постановления об отмене будут провалены, закон уйдет на подпись спикеру, а потом президенту и вступит в силу.
Но и это не означает, что за него смогут сразу проголосовать.
Для начала нужно собрать еще одно заседание, чтобы утвердить спецпроцедуру.
Далее - в дело вступает ключевой орган - комитет Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Он должен будет рассмотреть более 16 тысяч поправок и решить, какие из них рекомендовать к голосованию, а какие - нет.
И, собственно говоря, комитет и станет главным "бастионом", через который попытаются не пропустить "антиколомойский" закон его противники. Они в комитете имеют сильные позиции. Заместитель главы комитета Александр Дубинский (СН) - главный критик законопроекта. А секретарь комитета - соратник Коломойского Игорь Палица ("За будущее). Да и многие другие члены комитета считаются близкими к олигарху. Более того, сам глава комитета Даниил Гетьманцев неоднократно выражал сомнения в целесообразности принятия закона именно в таком виде.
Перед первым чтением комитет с трудом смог собрать кворум и поддержать законопроект не очень убедительным большинством. Перед вторым же чтением ситуация будет еще напряженнее.
Тем более, что не совсем понятно как комитет будет рассматривать эти 16 тысяч правок - пачками или каждую по отдельности. Это тоже будет поводом для конфликта.
В общем, комитет, от которого, повторимся, по новой процедуре и будет зависеть какие правки поставят на голосование в Раде, а какие нет, тоже за один день явно не справится.
Поэтому "слуги народа" прогнозируют голосование за "антиколомойский" закон в Раде лишь в начале мая. И это еще довольно оптимистичный срок.
Одно лишь можно сказать очевидно - в этот четверг борьба точно не закончится.