G20: вместо "Нормандской тройки" – дважды "1+1"
Одной из главных новостей вчерашнего дня в Украине неожиданно оказалось заявление пресс-службы Кремля о том, что на саммите G20 в Ханчжоу 4-5 сентября встречи президентов России и Франции, а также канцлера Германии втроем по вопросу Украины не будет, а вместо этого Путин встретится с Меркель и Олландом по отдельности. Некоторые эксперты успели даже преподнести это как поражение Кремля. Хотя на самом деле практически ничего не изменилось.
Тема встречи "Нормандской четверки" с повесткой дня по Украине и без президента Украины в нашей стране действительно задела многих. В том числе самого Порошенко, который публично намекнул, что неплохо бы и его позвать в Ханчжоу. Но приглашать президента страны, не входящей в G20, в чужую страну (тем более, в Китай) Меркель с Олландом не в состоянии, поэтому вопрос решили иначе – сделав вид, что никакая "Нормандская четверка" не собирается. Но только сделав вид.
Ни для кого не секрет, что Олланд в этой четверке присутствует только для солидности и подтверждения всему Евросоюзу, что Берлин ничего без Парижа не решает. Как говорят, на исторических ночных переговорах в феврале 2015 года, когда заключался "Минск-2", Олланд не очень активно вмешивался в разговор, в то время как все решалось либо лично между Порошенко и Путиным, либо с участием Меркель как гаранта и инициатора.
В Пекине Олланд тоже присутствовал бы лишь для символизма. Который, конечно, Путину не помешал бы, но для него (как и для Меркель) важнее результат. Поэтому от символизма отказались. Тем более что Олланд с Путиным тоже встретится.
И в преддверии этих встреч важно понять, каким может быть результат. О своих пожеланиях и Меркель, и Олланд уже заявили публично. Оба политика – против того, чтобы вооруженным путем перекраивались границы, но оба за отмену санкций против России. Поэтому, как сказал французский президент, надо "как можно быстрее найти наилучший выход из этой ситуации".
При этом Олланд снова сказал о выборах на Донбассе, то есть речь идет о все той же парадигме выполнения Минских соглашений. В которой главный вопрос для Запада сегодня – как убедить или заставить Киев их выполнять. Собственно, именно это решение и будут искать в Пекине – теперь в формате дважды "1+1". Если что-то решат – это будет известно очень быстро.
Кого будут судить за Иловайск?
Еще одна вчерашняя новость по Донбассу – завершение военной экспертизы по Иловайской трагедии. Спустя два года после печально известного котла Генпрокуратура сообщила, что закончила длившуюся год военную экспертизу, которая позволит передать дело в суд.
Но сообщение первого замгенпрокурора оставило больше вопросов, чем ответов. Во-первых: экспертиза длилась год – почему ее начали только прошлым летом, спустя почти год после Иловайска? Во-вторых, каким было содержание экспертизы? Ведь на месте боев ее проводить не могли (эта территория – за линией разграничения), значит – мог быть только штабной анализ и проверка приказов; неужели все это заняло целый год? И в-третьих – а против кого будет уголовное дело, которое передадут в суд?
До сих пор ни разу не звучала информация о том, что дело заведено против бывшего министра обороны Гелетея или нынешнего (и тогдашнего) начальника Генштаба Муженко, не говоря уже о высших политических чинах 2014 года, которые по-прежнему у власти. Зато вместе с появлением сообщения Генпрокуратуры в соцсетях стали массово появляться авторитетные мнения о том, что вины особой за Иловайскую трагедию на тогдашнем командовании силами АТО нет, так как никто не ожидал нападения россиян, которые, в итоге, еще и нарушили свои обещания по коридору для выхода украинских войск. Означает ли это, что и в деле, которое передаст в суд Генпрокуратура, будут подобные выводы (то есть, единственным виновником случившегося объявят Россию)? Если это так, то зачем нужна была годичная экспертиза? Обвинение против Путина за 20 минут напишет любой начинающий украинский следователь…
МВФ по привычке забыл об Украине
Вчера стало известно, что МВФ в очередной раз отложил вопрос о выделении Украине транша. Все сроки, называвшиеся правительством Гройсмана (в июле и августе), уже прошли так что новое сообщение никакого ажиотажа не вызвало. Тем более что последние сигналы от фонда и так были намеками на то, что в сентябре ничего ждать не стоит. Потому что электронные декларации, коррупция и отсутствие договоренности по повышению пенсионного возраста.
И поскольку из всех претензий выполнена может быть только одна (систему электронных деклараций пообещали сертифицировать сегодня, а запустить завтра), то возникает вопрос – а ради чего тогда сохраняются драконовские решения по повышению тарифов на отопление?
Ведь не секрет, что эти тарифы даже не рыночные, а выше рыночных, поскольку за украинский газ платится европейская цена с учетом транзита из ЕС, которого нет. По подсчетам специалистов, приведение цены к реальной рыночной может снизить тарифы на отопление на 30%. Так почему этого снижения нет?
И тут может возникнуть обычный для Украины ответ. Очень вероятно, что резкое повышение тарифов было вызвано не требованиями МВФ (фонд как раз не требовал такого резкого повышения уже в этом году), а более приземленными интересами. То есть украинские газодобывающие компании благодаря решениям власти получают сверхприбыли и в качестве благодарности что-то отстегивают за такие решения. Почему-то такая схема в условиях нашей страны кажется очень даже реальной.
Нацполиция: развенчание последнего мифа
И еще один аспект, характерный для нашей страны, – особый рецепт "реформ по-украински". До сих пор единственной удачно проведенной реформой считалась замена милиции полицией, но все последние месяцы происходят события, этому тезису противоречащие. Особенно резонансно это происходит в последние недели. Сначала убийство полицейскими задержанного в Николаевской области, а вчера – скандальное видео из самого Николаева, на котором полиция никак не реагирует на беспредел в исполнении "мажоров".
И это, наверное, последний гвоздь в крышку гроба разрекламированной реформы. Уже никто не верит, что нынешняя полиция может бороться с преступностью хотя бы на уровне старой милиции. Никто не верит, что новая полиция не берет взятки. Но ведь значительная часть "рекламных" роликов состояла в том, что новая полиция бескомпромиссно борется именно с привыкшими к безнаказанности "мажорами", и тут – такое развенчание. От всей реформы остались только новая форма и новые автомобили. Впрочем, и они уже не новые – ведь прошел год. И за этот год стало ясно, что защиты у украинских граждан стало даже меньше, чем было.
Слухи о смерти Каримова и страхи за Среднюю Азию
Главная новость вчерашнего дня в масштабах СНГ – слухи о смерти президента Узбекистана Каримова. Их не подтвердили, но и убедительно не опровергли, а потому ситуация остается подвисшей в воздухе. И тревожит очень многих.
Средняя Азия – потенциально крайне взрывоопасный регион. Четверть века назад весь мир, включая Штаты, молчаливо закрыл глаза на формирование во всех бывших советских республиках региона авторитарных (а порой и откровенно диктаторских) режимов, которые уберегли регион от межусобных войн, потрясавших тогда Таджикистан и Афганистан, и распространения исламского экстремизма. Уже четверть века спокойствие в регионе держится на стабильности двух режимов – Назарбаева в Казахстане и Каримова в Узбекистане. При этом все понимают, что оба лидера не вечны (Каримову – 78, Назарбаеву – 76), и со страхом ждут перемен.
Безусловно, есть вероятность, что в случае смерти Каримова передача власти состоится быстро и без серьезных противостояний – тем более, в этом сегодня заинтересованы все основные мировые игроки. Однако нельзя исключать, что у каждого из основных игроков в этом регионе – России, Китая и США – свое видение того, кому должна быть мирно передана власть. Плюс свое видение есть у местных элит. И если все эти точки зрения не сойдутся, Узбекистан рискует стать фитилем, который подожжет всю Среднюю Азию, – таким же, каким пять лет назад стал для Ближнего Востока и Северной Африки Тунис.