Государственный реестр электронных деклараций, из-за которого разгорелись нешуточные страсти, официально запущен с четверга, 1 сентября, по-новой. Но он тут же дал сбой и толком так и не заработал. Все это провоцирует разговоры о том, что никакой реальной ответственности чиновники за недостоверные данные не понесут. На этой почве власть и лоббисты электронного декларирования могут еще не раз схлестнуться.
Сбой в системе
Накануне запуска госреестр получил сертификат безопасности от Государственной службы специальной связи и защиты информации (Госспецсвязь). Именно его отсутствие при предыдущем запуске системы 15 августа стало причиной громкого скандала. Без сертификата данные поданных деклараций не были бы законным доказательством для суда в делах о сокрытии доходов лицами, состоящими на госслужбе.
В общественных организациях, лоббирующих электронное декларирование, расценили начало работы несертифицированного госреестра как срыв внедрения новых подходов к проверке доходов. В свою очередь власть устами чиновников и лояльных парламентариев заявила об уязвимости программного обеспечения госреестра, созданного независимой компанией-разработчиком "Миранда". Чтобы доказать это, даже загрузили в систему фальшивый документ: мол, несовершенный "софт" позволяет свободно в нее проникать. Программу следует передать Госспецсвязи, чтобы та довела ее до ума и сертифицировала к 1 сентября - новому сроку запуска. Так, в итоге, и было сделано.
Старт состоялся вовремя, хотя система по сути, так и не заработала.
Руководитель компании-разработчика системы электронного декларирования "Миранда" Юрий Новиков в эфире "5 канала" признался, что "по факту выдали "сырой продукт", на который выдали аттестат. Не может продукт с одними браузерами работать, а с другими нет. То есть недостаточно тестов и испытаний провели". При регистрации с помощью браузера Google Chrome пользователям выдает ошибку "Ваше подключение не защищено", в то время как другие браузеры без проблем продолжают регистрацию.
Не удивительно, что на этом фоне оппоненты - власть и общественники - не перестают подозревать друг друга в желании вставить палки в колеса. "Есть тактическая победа: система электронного декларирования наконец-то полноценно запущена. Но все может измениться в ближайшие месяцы", - прокомментировал "Стране" бывший исполнительный директор Transparency International Украина Алексей Хмара. Эти опасения разделяет и председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, который спрогнозировал попытку переписать антикоррупционное законодательство, сопровождающее госреестр.
Министр сделал анонс
Хмара советует обратить внимание на заявление министра юстиции Павла Петренко, который допускает изменения в закон о е-декларировании, но только после того, как они будут согласованы с экспертами Европейской Комиссии. Министр упомянул о дискуссии, которая "ведется в депутатских и экспертных кругах", не уточнив ее участников. По мнению Петренко, полный доступ к задекларированным данным должен быть только у контролирующих органов, открытая информация привлечет внимание преступников.
"Я не знаю содержания упомянутой министром дискуссии, но мне кажется, что будет попытка сузить публичный доступ к декларациям. Это помешает общественным активистам и СМИ проверять внесенные данные. Кроме того, могут попытаться сузить объект декларирования - разрешить не вносить в декларацию сведения о третьих лицах - близких родственниках или проживающих вместе лиц, на которых чиновники обычно переписывают дорогостоящее имущество", - сказал Хмара.
Если такие правки будут внесены в закон, то это выхолостит новые подходы в декларировании, отмечает эксперт.
Эксперт Шабунин добавляет еще принятие законопроекта о так называемой нулевой декларации, считая, что таким образом госслужащие получат амнистию всего нажитого нечестным путем. "Этот закон, в случае голосования, вообще нивелирует систему открытых электронных деклараций и функцию НАПК (Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции - Прим.Ред.), ведь позволит чиновникам спрятать свои активы в "нулевой" налоговой декларации, за добровольную подачу которой государство обязуется не привлекать к уголовной ответственности за коррупционные преступления", - пишет Шабунин в своем блоке на "Украинской правде". Впрочем, Хмара говорит, что все зависит от концепции законопроекта, говоря, что сама идея "нулевого" декларирования по сути здоровая.
Закон требует шлифовки
Идея ограничения доступа к доходам лиц, связанных с чиновниками, действительно обсуждается, сказал "Стране" народный депутат Алексей Мушак ("Блок Петра Порошенко"). "Однако речь идет о низшем звене госслужащих. Им нужно указывать в декларациях данные о том, как живут, например, родители, сколько наличных денег, какие драгоценности, машины они имеют. Никто не говорит, что эту информацию не нужно предоставлять в распоряжение НАПК, но нельзя выставлять ее на всеобщее обозрение. Это ставит под угрозу этих людей", - сказал парламентарий "Стране".
Следом за министром Петренко, депутат Мушак говорит о возможном корректировании законодательства: "В Румынии, где сейчас идет полноценная борьба с коррупцией, законы пришлось шлифовать. В этом нет ничего страшного".
Началась ли в Раде работа над подготовкой соответствующего законопроекта? "Дискуссия идет публично, не удивлюсь, если да", - сказал депутат, отметив, что сам он этим не занимается.
А вот председатель правления Центра противодействия коррупции Шабунин отвергает аргумент об опасности публичных данных, считая его манипулятивным. По его словам, с 2011 года, когда государственные служащие начали заполнять декларации, случаи грабежа после обнародования деклараций происходили редко. Он обещает сопротивление общественников попыткам переписать антикоррупционное законодательство. При этом у них есть свое парламентское лобби. Значит, Рада с началом работы получит еще один фактор дестабилизации.
Тем временем, система пока работает со сбоями. Как заметили журналисты, в первые часы после запуска подать декларацию было невозможно по техническим причинам.