Андрей Дайнеко
Не успело закончится лето, и курс доллара начал ставить новые рекорды: в кратчайшие сроки он перемахнул сразу через два психологических рубежа (25 грн./$ и 26 грн./$), и затормозился на уровне 26,70 грн./$. Затормозился не сам, а лишь при поддержке Нацбанка, которому пришлось распродавать свои золотовалютные резервы. Если бы не он, курс давно бы вышел на 27 и пошел дальше (межбанк несколько раз выходил на уровень 26,90-26,95 грн./$). Это подтвердилось на прошлой неделе: пока НБУ проводил аукционы и подбрасывал на рынок доллар, его курс удавалось окатывать, и он отходил к 26,60-26,65 грн./$, но стоило один день центробанку проигнорировать торги (9 сентября он не провел аукцион), как тут же произошел откат — к 26,70 грн./$.
"Страна" проанализировала курсовой скачек и выяснила, что ждет гривну до конца года.
Банки скупают, а экспортеры — выжидают
Эксперты не скрывают, что ждали в начале осени подорожания доллара. Как чисто по сезонным причинам, так и из-за провальных переговоров нашей страны с ключевым кредитором.
«Мы ожидали возобновление девальвационной тенденции с приближением нового бизнес-сезона. Основные причины новой волны девальвации — это рост импорта энергетического сырья: газа, угля и ядерного топлива, и традиционный рост спроса на валюту с началом бизнес сезона. Кроме того, добавилась нервозность, связанная с очередной задержкой с кредитом МВФ. Неожиданностью можно считать резкое падение мировых цен на сельхозпродукцию в конце августа. Это тоже повлияло на ожидания по гривне», — отметил глава аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Важную роль также сыграли последствия валютной либерализации, затеянной Нацбанком. 28 июля он разрешил экспортерам дольше удерживать свою валютную выручку за границей: если раньше на это давалось лишь 90 дней, то теперь компаниям дали 120 дней на возврат и продажу в Украине 75% от заработанного за границей. Летом они почти не пользовались новой возможностью, ведь курс доллара в основном снижался, и продавать его торопились поскорее. Но как только валюта начала дорожать, ее сразу начали придерживать за границей.
Второе важное валютное послабление, которое начало давить на курс касается внутренних валютных гособлигаций: банкам разрешили откупать доллар на сумму купленных валютных индексированных ОВГЗ.
В первый раз это ударило по гривне еще августе: после того, как Минфин выплатил $100 млн. по таким бумагам, многие банки выходили на межбанк и откупали на эту сумму доллар. Но этим дело не закончится, и совсем скоро курс доллара снова будет лихорадить из-за выплат правительства, открывающим банкам дорогу к покупке валюты.
«Следующее крупное погашение в объеме свыше $240 млн. ожидается 28 сентября», — сообщила исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова. Чем активнее банки будут откупать доллар, тем сильнее будут давить на курс гривни.
Три в одном: энергетика, МВФ и экспорт
Ключевыми же для валютного рынка этой осенью будут два других фактора: это получение Украиной кредита от МВФ и закупки газа и угля накануне топливного сезона.
«Энергетический импорт будет давить. Импорт газа вырастет в три раза. Если за первые 7 месяцев 2016 года мы импортировали 0,5 млрд м3 газа за месяц, то теперь нам придется наверстывать и закупать около 1,5 млрд м3 в месяц. Пока тяжело сказать, как импорт будет распределен по месяцам, но очевидно, что желание накопить побольше газа до начала отопительного сезона подразумевает серьезный рост закупок в сентябре и октябре», — считает Александр Паращий.
Раньше Нацбанк мог себе позволять такую штуку, как прямые интервенции — то есть напрямую продать доллар НАК «Нафтогаз». Но после того, как регулятор пообещал Международному валютному фонду дерегуляцию валютного рынка и свободный курс, это делать сложнее. Так что вероятнее всего НАК будет скупать валюту напрямую на рынке — скорее всего, через Укргазбанк или Ощадбанк. Хотя есть надежда и на кредитование части газовых покупок западными партнерами.
«По нашим расчетам, дополнительный спрос на валюту в сентябре-октябре составит около $800 млн., что в случае отсутствия кредитов от Мирового банка и ЕБРР на покупку энергоносителей окажет девальвационное давление на гривну, но в размере не более 10%», — сказала Елена Коробкова.
10% — это более двух с половиной гривень, то есть курс может в определенные моменты достигать 29 грн./$.
В тех случаях, когда кредитного доллара будет не хватить для закупок энергоносителей.
Если западные кредиторы пойдут на урезание (временное сокращение) своих кредитных линий, то на валютном рынке может сложиться непростая ситуация. В том, что 14 сентября Совет директоров МВФ примет решение о выделении Украине нового кредитного транша, не сомневается почти никто. Однако эксперты не верят в том, что нашей стране захотят дать $1,7 млрд., на которые рассчитывают власти. По одним оценкам, мы получим не более $1 млрд., а по другим — и вовсе $700 млн. Так кредиторы могут стимулировать власти активнее проводить реформы. Потому и остальные международные финансовые организации (Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития) могут подрезать размеры своих кредитных линий.
МВФовское и сопутствующее кредитование — второе важное условие поддержания стабильного курса гривни.
«Получение транша достаточно критично, так как кредит от Мирового банка и ЕБРР на импорт энергоносителей (общая сумма около $1,5 млрд.), а также средства от США в сумме $1,0 млрд. привязаны к траншу МВФ», — подчеркнула Коробкова.
Деньги МВФ наверняка пойдут в золотовалютные резервы Нацбанка, и у НБУ будет возможности для продаж доллара на межбанке в случае дефицита валюта. Основные выплаты по госдолгу в этом году уже проведены, так что стабильность курса — ключевая задача властей.
«Это важно для демонстрации поддержки со стороны кредиторов. Особых внешних выплат у нас в этом году уже нет ($500 млн купона по долговым бумагам уже заплатили). Но это важный сигнал для внешнего мира — насколько хорошо мы справляемся со своими проблемами. Кроме того, кредит МВФ открывает возможность разместить евробонды под госгарантии США на $1 млрд дол США, и получить кредит от Евросоюза на 0,6-1,2 млрд евро. С точки зрения валютных ожиданий, транш также очень важен», — подтвердил Александр Паращий.
Без этих вливаний на валютном рынке не будет хватать доллара. Ведь агроэкспортеры из-за снижения цен на свою продукцию в последнее время несколько сократили свои заработки.
«Две ключевые отрасли, которые составляют около 70% валютных поступлений, — это продовольствие (в том числе зерно) и продукция черных металлов. В связи со снижением цен на зерновые до уровня почти 10-летнего минимума, думаю, что стоимость объема экспорта останется без изменений по сравнению с предыдущим годом (несмотря на рекордный урожай зерновых). В то же время, цены на продукцию черных металлов сохраняются на 20% выше, чем за аналогичный период 2015 года, соответственно, можно прогнозировать увеличение предложения валюты со стороны металлургов», — отметила Елена Коробкова.
Призрачные правила
Непременно скажется на валютном рынке и курсе гривны новая редакция валютных ограничений, которая должны быть принята Нацбанком 15 сентября: в четверг истекает трехмесячный срок действующих табу, и НБУ должен решить какие из них отменять, какие — продлевать, и вводить/не вводить что-то новое.
«Мы ждем скорее послаблений — упрощения документооборота, уменьшения количества отчетных документов, уменьшения процента обязательной продажи валютной выручки экспортерами или увеличения суммы валюты, которую имеет право купить население. Полной либерализации рынка ждать еще слишком рано», — допустил председатель правления банка «Глобус» Сергей Куриленко.
На спрос на доллар, как и прежде, будет влиять вывод дивидендов из Украины, разрешенный Нацбанком летом. А также множество других экономических и психологических факторов.
«Ежемесячная выплата дивидендов, возможная дальнейшая либерализация валютного рынка (в краткосрочной перспективе), политическая нестабильность, увеличение объема гривны после перечисления Нацбанком в бюджет 38,2 млрд. грн. (последнее невозможно без создания Совета НБУ). К тому же, бюджет на 2017 год до сих пор не представлен и не утвержден парламентом. Если он будет также проголосован под новый год, это снова может негативно отобразится на курсе гривны», — отметила Елена Коробкова.
Какой курс
Все курсовые прогнозы до конца 2016 г. сегодня делят на три категории. Первая — оптимистическая или правительственная. Власти уже несколько раз заявляли, что рассчитывают до конца года держаться среднего курса в 27 грн./$, и заложили в госбюджет на 2017 г. 27,2 грн./$. И многие верят в эту оценку с оговоркой в стабильную военно-политическую ситуацию в стране и получение денег от МВФ.
«Чем ближе курс будет к отметке 27 грн./$, тем менее вероятны серьезные колебания в ту или иную строну», — считает Александр Паращий.
Вторую категорию прогнозов называют реалистичной, и здесь обычно закладывают коридор.
«На конец года курс однозначно будет ниже, чем в октябре-ноябре, когда будет пик. Мой прогноз — 27-28 грн./$», — отметил Сергей Куриленко.
Третья категория — пессимистической — включает в себя несколько форс-мажоров, главный из которых — получение от МВФ не всей суммы из ожидаемых $1,7 млрд., рост энергетических затрат и сокращение экспортной выручки. В этом случае, эксперты прогнозирую к концу года курс 30 грн./$.