"Квартал 95" – новые "ватники"?
Скандалом номер один вчерашнего дня в Украине стала дискуссия вокруг выступления на украинском фестивале в Юрмале «Квартала 95». Казалось бы, юмористы поучаствовали в патриотическом мероприятии, которое было призвано заменить международный фестиваль, покинувший Латвию из-за ее поддержки Украины в противостоянии с Россией. Казалось бы, "Квартал 95" доказал и передоказал свою патриотичность вместе с телеканалом, на котором они выступают. Но оказалось достаточно одной острой политической сатиры, чтобы угодить в число "пособников российского Агитпропа".
Чем же не угодил "Квартал 95" тем, кто оказался еще патриотичнее них? Основных пунктов обвинения два. Во-первых, нельзя выносить сор из избы. То есть можно за границей издеваться над Януковичем, но над Порошенко и даже Кличко – ни-ни. Во-вторых, нельзя отождествлять Украину и украинскую власть. Самое большое возмущение вызвала фраза об Украине как женщине из немецких фильмов для взрослых, которая берет (кредиты) со всех сторон. Критики "Квартала 95" смысла о кредитах не уловили, сосредоточившись исключительно на физиологических ассоциациях.
Что интересно, значительная часть критиков – это те, кого ничуть не смущало, когда при Януковиче тогдашняя оппозиция чернила именно Украину, призывая отобрать у страны Евро-2012 или не давать ей безвизовый режим.
"Квартал 95" вместе с "1+1", оказавшись вдруг в положении «Интера», решил отбиваться от агрессивной критики. "Плюсы" даже заговорили об угрозе для свободы слова – то есть то же, о чем говорили раньше "Вести", "112", "Украина" и "Интер", но чего на "1+1" не замечали. И, в принципе, "Плюсы" тоже правы, но только защищать свободу слова можно, лишь вспомнив, что журналистская солидарность выше политических предпочтений. Если это произойдет, то шанс спасти свободу слова есть. Но возможно ли еще в этой стране, чтобы гонимые объединились с теми, кто предпочитает оставаться в стороне, пока его не трогают?
Чем обернулось "киллерство" Нацбанка
Ситуация со свободой слова чем-то напоминает ситуацию с вкладчиками закрытых банков. Каждый из них Нацбанк «убивает» по отдельности, а потом – с проблемами или без – решает вопросы их вкладчиков. Между тем, количество таких банков уже измеряется десятками, но не было ни одного случая, чтобы вкладчики одного банка объединились с вкладчиками других, чтобы их действительно услышали. Сейчас проблемы у тех, кто нес деньги в «Михайловский», – но остальных это не касается, ведь им же возвращают или обещают вернуть. При этом даже не возникает мысль, что если бы не Нацбанк, то значительная часть «убитых» им банков и сегодня работала бы. Но остановить его можно только вместе.
На каком количестве «убиенных» банков остановится НБУ, неизвестно. Однако его безнаказанность привела к тому, что Фонд гарантирования вкладов опустел. То есть то, что казалось незыблемым, когда люди несли деньги в банки (то есть возврат гарантированных 200 тысяч), может исчезнуть.
Власти ищут выход, и вчера стало известно о том, ФГВ возьмет кредит у того же Нацбанка в размере 8 млрд гривен. То есть фонд выпустит облигаций на 8 млрд, и НБУ их выкупит. Но самое главное – что Нацбанк просто напечатает эти деньги для выкупа. Там клянутся, что на инфляции это никак не скажется. Но несложно представить, что 8 млрд, попав в руки вкладчиков, тут же превратятся в доллары. Для нестабильного в последнее время курса гривны этого будет достаточно, чтобы совершить еще один скачок вверх. К тем самым 30 гривнам за доллар, которые уже второй год висят кошмаром над большинством украинцев.
В чем НБУ прав, так это в том, что на официальной инфляции курс гривны к доллару практически не отражается. Ведь считают ее, исходя из покупки житомирских носков, черниговской картошки и других отечественных продуктов минимальной корзины. А то, что школьнику нужно купить импортную авторучку, младенцу – импортные памперсы, а пенсионеру – импортные лекарства, в официальную инфляцию уже не входит.
Правила субсидий: новые изменения
Кстати, о пенсионерах. Правительство вчера проявило о них заботу, внеся изменения в правила выдачи субсидий. Правда, касаются они не всех пенсионеров, а только тех, кто вышел на пенсию в течение последних месяцев. Теперь таким пенсионерам нужно будет подавать справку не за весь год, а только за последний месяц – когда они уже только получали пенсию.
Мера правильная, но подана она правительством так, будто облагодетельствованы оказались все, кому полагается субсидия. Между тем, к концу года реальна ситуация, когда субсидии будут оплачивать далеко не всем. Из 40 млрд гривен в бюджете уже израсходовано за январь-март и половину апреля 25 млрд. А ведь тогда субсидии получали 5 млн семей, и средний размер субсидии составлял 1200-1400 грн. Сейчас субсидии оформили 6 млн семей, ожидается, что их будет 8 млн, и средний размер субсидий вырастет до 2-2,5 тысяч. Несложно подсчитать, что оставшиеся 15 млрд закончатся уже в ноябре…
Почему вспомнили о «Больнице будущего»
Тем временем Нацполиция с подачи СБУ открыла уголовное дело по Фонду Екатерины Ющенко, точнее – по легендарному строительству «Больницы будущего», которая так и осталась одним из символов правления Виктора Андреевича, правившего в полной противоположности со своим лозунгом «Не словом, а делом».
То, что с «Больницей далекого будущего» что-то нечисто, известно давно. Потому возникает вопрос: почему о ней вспомнили сейчас? И ответ следует искать не в самом неосуществленном проекте, а в изменившихся политических обстоятельствах.
Пока Виктор Андреевич ограничивался тем, что грезил о будущей Украине и периодически покупал предметы старины на блошином рынке, никого не интересовало, есть ли в будущем Ющенко его больница. Но едва экс-президент решил вернуться в политическую игру, предоставив себя и свою команду в распоряжение Ляшко, тут же проснулся интерес к его прошлому. Сначала Москаль вспомнил о том, за кого стоял на Майдане-2004 и кто его разочаровал, а теперь и уголовное дело. Похоже, Виктору Андреевичу мягко (или уже не мягко) намекают, что нынешняя политика не для него. Интересно, услышит ли он эти предупреждения?
Главная ошибка Хиллари
Мировое внимание тем временем все больше и больше приковывается к президентским выборам США, до которых осталось ровно восемь недель. С одной стороны, постоянно появляются сообщения о том, что крупные компании выражают поддержку Клинтон, с другой – Трамп в рейтингах обошел ее, и с тех пор с самой Клинтон творится что-то невероятное.
Видео о кандидатше от демократов, которой стало 11 сентября настолько плохо, что она не смогла сама войти в мини-бус, оказалось одним из главных хитов интернета. Трамп запретил своей команде строить критику Клинтон на ее болезни и даже посочувствовал ей, но все это делается таким образом, чтобы избиратель раз за разом вспоминал о том, стоит ли голосовать за кандидата с такими проблемами.
Однако здоровье – не самая большая проблема Хиллари. Самая большая проблема – она сама. Ее высказывание о том, что половина избирателей Трампа – это «скопище людей, заслуживающих лишь сожаления», «расисты, гомофобы, ксенофобы, исламофобы», стало огромной ошибкой Клинтон (о чем, кстати, Трамп тут же сообщил).
Сказав о половине, Хиллари задела всех избирателей конкурента (а это на данный момент 43%), поскольку каждый из них может отнести себя к этой половине. Больше того, она задела почти 20% неприсоединившихся избирателей, которые тоже допускают, что могут оказаться среди голосующих за Трампа, а соответственно – могут оказаться в этой половине.
Наконец, из 41% тех, кто поддерживает Клинтон, не более четверти пришлось по душе то, что она сказала. По сути, она высказала идею трех космополитических городов – Нью-Йорка, Вашингтона и Лос-Анджелеса, – задев всю остальную Америку, которая лишь терпит ценности «большой тройки», при этом не считая их своими.
Не удивительно, что Хиллари пришлось извиняться за свои слова. Правда, она забрала назад только слово «половина», и это означает, что сути своей ошибки Клинтон так и не поняла. Теперь осталось дождаться результатов ближайших соцопросов, чтобы понять, насколько дорого эта ошибка ей обойдется.