Дмитрий Мицкевич
Уже десятый день активисты националистической партии «Свобода» продолжают «медвежью блокаду» российских грузовиков вопреки решению Кабмина возобновить транзит.
Активнее всего останавливают фуры на Волыни, в Черниговской области и под Львовом, где местные блокпосты назвали «Брама Лева» («ворота Лева»).
И если в первые дни «медвежьей блокады-2» свободовцы больше делали селфи на блокпостах, то на минувшей неделе они развернули бурную деятельность.
У дорог активисты поставили палатки с партийной символикой, национальными и бандеровскими флагами, и круглосуточно в них дежурят, подменяя друг друга и греясь у костра. Как только на дороге видят «гумконвой» (так они иронически называют колонны российских грузовиков), выходят на трассу и преграждают фурам путь.
Такса за проезд
Часть грузовиков разворачивают, и те должны искать объездные пути, другим большегрузам удается проехать. Кто-то «проскакивает» под прикрытием патрульных машин (сопровождение можно заказать заранее), а кому-то удается «договориться». По слухам, некоторые активисты неплохо зарабатывают на блокаде и за определенную «таксу» (говорят, в среднем это 100 долларов) готовы пропустить «фуру агрессора». Впрочем, участники акции опровергают обвинения в вымогательстве.
Кстати, полиция тоже небескорыстно прикрывает российские грузовики. Как сообщали ранее в пресс-службе российского отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, сопровождение стоит 1170 грн. В полиции о тарифе на такую услугу говорят невнятно. По словам директора департамента коммуникации Национальной полиции Ярослава Тракало, цена зависит от нескольких параметров, в частности, от километража.
Тракало говорит, что в случае блокады полицейские должны вступать в переговоры с активистами, чтобы «разрулить» конфликтную ситуацию. Впрочем, из-за российских фур между свободовцами и полицией нарастает напряженность. Люди Тягнибока все чаще упрекают полицейских в «службе оккупанту» и заработках на проезде фур.
«Просто не могут поделить мзду, - сказал «Стране» наш источник из львовских правоохранительных органов. - Получается так: водитель российского фура, который уже заплатил полицейским за «крышу», отказывается платить второй раз еще и активистам, которые его останавливают. Патрульные тоже не хотят делиться, и тогда ситуация заходит в тупик. Фуры разворачивают. А там, где удается «прийти к консенсусу» с помощью некоторой суммы, едут дальше. Убрать свободовцев с блокпостов полицейские не могут, чтобы не провоцировать стычек. Это такой себе «мирный протест», разогнать который вроде и не имеют права».
«Свобода» обвиняет полицейских, что они якобы переодеваются в гражданское и угрожают «ночным дежурным», требуя снять блокаду. Ночных визитеров называют «полициантами-титушками». В полиции обвинения в угрозах отметают. «Полицейские проводят переговоры, разъяснительные беседы, не более того. Все в рамках закона», - заявили «Стране» во львовском управлении Нацполиции.
Закарпатцы защищают россиян
Кроме полицейских, у свободовцев разгорается конфликт с дальнобойщиками из Закарпатской области, которые приезжают освобождать грузовики из России. Дело в том, что их земляков не пускают российские активисты в ответ на новую «медвежью блокаду». Поэтому водители приезжают на блокпосты во Львовской области и пытаются «решить» вопрос со свободовцами (кстати, в Закарпатской области блокады нет).
В субботу, 6 марта, закарпатцы полностью перекрыли движение в селе в селе Малые Подлески Львовской области (за 15 км от Львова), где проходит ведущая в Европу трасса Е40 и дорога национального значения и где свободовцы поставили блокпост.
Закарпатские водители перекрыли тремя фурами трассу, из-за чего на трассе образовалась огромная пробка из легковушек и грузовиков. На свободовцев начали давить попавшие в затор шоферы, и они выпустили из «заложников» три российские фуры. После этого закарпатцы убрали свои грузовики с трассы.
На днях у свободовцев произошел инцидент с закарпатцами неподалеку от Подлесок, в Гамалеевке у въезда во Львов. По словам главы Львовской областной ячейки «Свобода» Иосифа Сытника, несколько десятков закарпатских «титушек» с битами приехали на блокпост среди ночи и грозились заблокировать все въезды во Львов.
«Они постоянно общались с полицейскими, требуя от них «договориться» или разогнать и арестовать активистов. Во время словесной перепалки между «титушками» и нашими активистами полиция просто стояла сбоку», - пожаловался Сытник. В полиции говорят, что нарушения правил дорожного движения или общественного порядка они не зафиксировали, поэтому задерживать было некого.
Сытник же заявляет, что его подопечные не снимут блокаду, пока правительство не отменит транзит российских фур через Украину.
Угроза сепаратизма?
В экспертной среде считают, что блокада может рассорить Закарпатскую и Львовскую области. «Закарпатцам, многие из которых работают дальнобойщиками, невыгодна блокада. Из-за свободовцев их не пускают активисты в России. Они каждый день теряют деньги. Учитывая, что у тысяч закарпатцев есть венгерские паспорта и на фоне экономического и политического кризиса в Украине, эта конфликтная ситуация может привести к мятежу и росту сепаратистских настроений на Закарпатье, который грозит стать вторым Донбассом, если ситуация будет усугубляться», - считает политолог Вадим Резниченко.
Впрочем, его коллега Роман Дейнека уверен, что «медвежья блокада» не подхлестнет сепаратизм на Закарпатье. «Блокада фур – это не такая серьезная проблема, чтобы закарпатцы захотели отделяться», - полагает политолог.