Второй месяц осени подходит к концу, а прогнозируемые рядом политических сил на этот сезон народные волнения из-за тарифов и экономической политики правительства пока так и не состоялись. Почему инициаторы и организаторы акций протестов решили с ними повременить и во что они могут перерасти, разбиралась "Страна".
Когда ждать протесты
Осенняя пора обещала быть горячей. В политических кругах Украины накануне нового парламентского сезона ходили слухи о том, что сразу несколько партий, включая "Батькивщину", "Оппозиционный блок", а также различные профсоюзные организации, готовят масштабные акции протеста. Поводов для бунтов было хоть отбавляй - кроме тарифов еще вероятный рост цен на социальные продукты из-за отмены ограничений на торговые надбавки, и изменения к Налоговому кодексу, вследствие чего произойдет сокращение количества упрощенцев, которого требует МВФ, и вероятное повышение пенсионного возраста, тоже предусмотренное Фондом.
Днем "Х" должен быть стать четверг, 20 октября, когда масштабные сборы возле парламента грозились провести профсоюзы. Но вместо протестов представители профсоюзного движения за закрытыми дверями встретились с премьер-министром Владимиром Гройсманом и обещанную акцию отложили.
Народный депутат Сергей Каплин, который неоднократно грозил власти осенним бунтом, причины переноса протестов "Стране" объяснил тем, что профсоюзы ждут от премьера реальных шагов по выполнению их требований. И если подвижек не увидят, то точно будут протестовать.
"Мы сейчас ждем действий правительства по нашим требованиям. Основное - это повышение прожиточного минимума до 3,5 тысяч гривен, пересмотр тарифной политики, отказ от кредитов МВФ, который загоняет украинский народ в кабалу", - пояснил "Стране" Каплин. По его словам, если эти условия выполнены не будут, то профсоюзы устроят протесты 17 ноября.
В принципе, реальное выполнение этих условий и сегодня трудно представить. Как минимум на снижение тарифов точно нет никаких шансов. Более того, на следующий год в бюджете предусмотрено значительное увеличение количества получателей субсидий, что говорит о том, что тарифы будут расти и дальше. Например, уже точно известно, что весной в очередной раз на 25% вырастут тарифы на электроэнергию.
"К 17 ноября у нас есть время подготовиться и обеспечить массовые акции", - считает Каплин.
Впрочем, в переносе даты бунтов с 20 октября на 17 ноября есть и своя выгода.
Во второй декаде ноября люди уже получат платежки за отопление, которое существенно подорожало по сравнению с предыдущим отопительным сезоном. Если раньше средний счет за отопление двухкомнатной квартиры в 50 квадратных метров составлял до 600 гривен, то в нынешнем сезоне эта сумма возрастет в 2 раза. И хотя это будут суммы только за часть месяца (отопление включалось только с середины октября), в ноябре большинство украинцев почувствуют удар по своему карману и вполне могут этим возмутиться.
"Первые платежки люди получат в середине ноября, и начнется волна протестной активности. Вторая волна народного негодования пронесется по Украине в середине декабря, когда люди увидят уже полные платежи и поймут, что им не за что праздновать Новый год, - говорит "Стране" политический эксперт Руслан Бортник. - Но тогда власть надеется, что сможет применить какие-то методы переключения внимания, а там неделя-другая и новогодние праздники. Эта тема может затухнуть. Поэтому более оптимальное время для начала протестов - вторая половина ноября".
Поддержат ли протесты партии?
Впрочем, массовость таких акций протеста зависит от того, какие политические партии захотят повести за собой людей, и какое событие послужит причиной для социального негодования, полагают опрошенные "Страной" эксперты.
"То состояние массовой депрессии и неверия в будущее, в котором сегодня находится пол Украины, не располагает к протестам. Человек в депрессии не бунтует, а думает, как выжить. Поэтому люди пока заняты только одним вопросом, как выжить, - говорит "Стране" политолог Андрей Золотарев. - Но такое состояние неизбежно конвертируется в социальную агрессию. И вопрос в другом - какое событие или мероприятие станет детонатором этого возмущения. Не будет такого события - все может пройти благополучно для власти. А если будет, то тогда массовых протестов не избежать".
Однако, в политических силах массовых бунтов пока не обещают. И вообще довольно скептически оценивают протестный потенциал общества на данный момент.
Член политсовета партии "Батькивщина", экс-парламентарий Андрей Павловский говорит "Стране", что сейчас идут консультации по линии ряда профсоюзов - при участии местных активистов партия проводит форумы в регионах, встречаясь с людьми.
Тем не менее, по его словам, "Батькивщина" пока не будет призывать к массовым акциям протеста. "Мы следим за сложной экономической ситуацией, но, учитывая события на востоке страны, пока решили занять сдержанную позицию,- говорит "Стране" Павловский. - Но если, скажем, профсоюзы не смогут защитить людей, то придется "Батькивщине", как наиболее структурированной партии, думать, как это сделать".
В свою очередь, народный депутат Олег Куприенко, зампредседателя Радикальной партии, говорит "Стране", что недовольство людей с каждым днем нарастает. "Люди недовольны властью, уровнем жизни, ростом тарифов, войной, которая все никак не закончится", - говорит он. При этом он считает, что протестные настроения не настолько сильны, чтобы дать толчок акциям.
"По моим наблюдениям, настроений выйти на улицу и начать протестные действия, нет. Все жалуются на рост цен на коммунальные услуги, но, кажется, думают, что все обойдется. Народ очень инертный в этом плане. Пока жареный петух не клюнет - скажем, не начнут за коммунальные долги отбирать квартиры, ничего не будет", - говорит Куприенко.
Он напомнил, что год тому назад Радиальная партия проводила возле Кабинета министров свою акцию под названием "Тарифный майдан", однако серьезного отклика не нашла. "Мы месяц простояли в прошлом году и нас не очень-то пришли поддерживать. Когда такие акции проводятся, так сказать, авансом, ажиотажа добиться сложно", - говорит Куприенко.
Впрочем, по словам Руслана Бортника, протестный сезон достигнет своего пика в феврале-марте: "До того времени будут только попытки протестировать общественное мнение и увидеть, насколько готовы люди бастовать, протестовать, выходить на майданы. Так что пока ждем сильного тарифного удара по общественному сознанию".
При чем здесь "рука Москвы"
Примечательно, что конец ноября как старт акций народного негодования отмечен и в письмах из якобы взломанной почты российского политика, помощника президента России Владислава Суркова, где обнародован якобы "документ" о подготовки дестабилизации ситуации в Украине с целью досрочных выборов в парламент и президента.
"Достоверность" слива в первые же минуты его появления в интернете подтвердил советник главы МВД Зорян Шкиряк и полностью опроверг российский политолог Алексей Чеснаков, входящий в окружение Суркова, назвавший эти документы примером тупости и безграмотности.
Депутат от Блока Петра Порошенко Ольга Червакова уже заявила, что инсценировать скандал с публикацией фальшивых "писем Суркова" решил нардеп от "Народного фронта" Николай Княжицкий, чтобы публично расправиться с теми, кто критикует "Народный фронт". Подвергли большому сомнению достоверность документа и большинство экспертов.
Народный депутат Сергей Каплин над такими документами только посмеялся.
"За свои 40 тысяч новой зарплаты я готов оплатить образование Княжицкому и Геращенко, чтобы они выучили русский язык и в следующий раз делали фальшивки без ошибок", - сказал нардеп.
Политолог Руслан Бортник полагает, что эти документы, достоверность которых очень сомнительна, сейчас всплыли именно потому, что власть готовится использовать их как превентивный удар по возможным протестам.
"Сузить поле для политического маневра митингующих, информационно дискредитировать эти акции протеста, как происходящие в угоду Москве и любым способом отвлекать внимание общественности от насущных проблем. Вот зачем появилась вся эта переписка", - полагает эксперт.
Кроме того, стоит обратить внимание, что в числе возможных действий по "дестабилизации ситуации" в "документе от Суркова" значится также выбросы некоего компромата против президента и прочего высшего руководства государства.