Верховная Рада приняла закон, в корне меняющий процедуру отбора судей Конституционного суда Украины (КСУ).
Теперь в этом процессе должны участвовать назначаемые по квоте западных структур международные эксперты - по аналогии с процедурами формирования Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которые являются ключевыми органами управления судебной системой и состав которых отбирается под надзором международников.
Эту идею давно продвигали западные партнеры во главе с США, которые, как и в случаях ВСП и ВККС, могли бы контролировать конкурс в КСУ, а значит, и его состав (и деятельность). В целом это означало бы контроль над всей судебной ветвью власти в Украине.
Однако по итогу эта норма была в законе выписана таким образом, что контроль над КСУ фактически переходит к Офису президента.
Как и почему это произошло, рассказывает "Страна".
Ария заморского гостя
У законопроекта №7662 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка отбора кандидатур на должность судьи Конституционного суда Украины на конкурсных основах" непростая судьба.
Внесенный в августе 2022 года, он был принят в первом чтении в сентябре с оговоренной ускоренной подготовкой ко второму. Однако второе чтение законопроекта состоялось только 13 декабря.
С одной стороны, власть поджимало время: документ входит в перечень т.н. евроинтеграционных проектов, которые необходимо принять до конца года, чтобы оправдать получение Украиной статуса кандидата в члены Евросоюза. С другой - он нес серьезные перемены для важнейшего в государственной системе Конституционного суда, и вплоть до самого голосования шла ожесточенная борьба за его содержание (как мы видим, она еще не закончена).
Если коротко, проект в корне меняет процедуру отбора кандидатов в судьи КСУ. В состав суда входят 18 судей. Сейчас, согласно действующей редакции закона о КСУ, по шесть судей назначают соответственно президент Украины, парламент и съезд судей Украины.
Отбор кандидатур на должности по квоте президента осуществляет конкурсная комиссия, создаваемая главой государства. Кандидаты, за которых голосует Верховная Рада, предварительно оцениваются ее "правовым" комитетом. Совет судей Украины допускает кандидатуры к рассмотрению съездом судей Украины.
В случае же вступления обсуждаемого нами закона в процедуру отбора кандидатов в судьи КСУ будет включена также Совещательная группа экспертов (СГЭ) в составе шести человек.
В СГЭ первого созыва должны входить по одному представителю от президента, парламента, съезда судей Украины (в первый раз делегировать его может совет судей Украины) и три - формально от Кабинета министров, а на самом деле один - предложенный Европейской комиссии за демократию через право (или Венецианской комиссии) и два - международными и иностранными организациями, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями на протяжении последних пяти лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере конституционной реформы и/или верховенства права, и/или защиты прав человека, и/или предотвращения и противодействия коррупции.
Именно на СГЭ будет возложено составление списка претендентов на должности судей Конституционного суда и их оценивание. И только после ее выводов о соответствии с кандидатами будут работать конкурсная комиссия, созданная президентом, парламентский комитет и совет судей Украины, а потом будет их утверждать глава государства, народные депутаты и съезд судей Украины.
После окончания работы первого созыва СГЭ круг субъектов ее формирования будет меняться. Квоту Кабмина разделят Национальная академия правовых наук, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений, а также собрание общественных объединений, работающих в сфере конституционной реформы и/или верховенства права, и/или защиты прав человека, и/или предотвращения и противодействия коррупции.
Формально участие международников в работе СГЭ прекратится (хотя они вполне могут зайти от общественников, которые будут представлять, скорее всего, прозападные грантовые организации), но так ли это будет важно к тому времени, если за первые шесть лет работы СГЭ состав КСУ существенно обновится, а назначаются его судьи на девять лет?
Вопрос решающего голоса
Появление СГЭ, конечно, не станет новостью в судебной системе.
Как писала "Страна", это аналог Этического совета, который проверяет кандидатов для ВСП, и Конкурсной комиссии по отбору нового состава ВККС.
В обоих органах работают те же международные и иностранные эксперты, утвержденные западными структурами. Но есть важное отличие от них СГЭ, которое может стать определяющим для судьбы законопроекта №7662.
В Совещательной группе иностранцы не получили ожидаемой роли в отборе кандидатов. Решения в СГЭ, согласно нынешней редакции, принимаются простым большинством. Кандидатура должна набрать не менее четырех голосов, чтобы продолжить участие в конкурсе. То есть минимум один из западных делегатов в СГЭ все же должен поддержать кандидата.
Однако Запад и его лобби в Украине настаивали именно на "решающем голосе" для международников (или "независимых экспертов"), как, например, в формуле голосования Этического совета, в которой решения принимаются не менее чем четырьмя голосами, три из которых должны принадлежать иностранным спецам.
Так, послы стран "Большой семерки" в твитте, посвященном КСУ, сделали акцент на роли международников в законопроекте.
"Важно, чтобы законопроект №7662 предусматривал значимое привлечение независимых экспертов, в частности, право решающего голоса", - говорится в заявлении послов G7 в их микроблоге в Твиттере.
Но, похоже, власть сознательно проигнорировала это требование, проведя свой вариант через Раду. Как утверждал перед голосованием за проект №7662 глава "правового" комитета Денис Маслов, представлявший документ депутатам, в редакции второго чтения сохранен "баланс".
"Есть возможность и международных экспертов блокировать недобропорядочных кандидатов, и не ограничивать суверенитет Украины. Это главное. Это баланс в этом законопроекте", - заявил Маслов с парламентской трибуны.
На это был комментарий экс-спикера Дмитрия Разумкова, что, дескать, послы G7 говорили о совсем другой конфигурации, и не выйдет ли так, что сейчас Рада примет законопроект в нынешней редакции, как евроинтеграционный, а его не "засчитают", тогда опять нужно будет возвращаться к вопросу.
"Тем не менее часть своих полномочий как Верховная Рада, как суверенитет, как Конституционный суд, мы отдаем, но ничего не получаем обратно. На мой взгляд, это выглядит довольно странно", - отметил Разумков.
Маслов же настаивал, что Рада, проголосовав, последует рекомендации Европейской комиссии принять проект в соответствии с выводами Венецианской комиссии.
"Мы принимаем закон, которым сможем гордиться и набрать самых лучших представителей в Конституционный суд… на конкурсной прозрачной основе, с привлечением и представителей международной организации, и представителей гражданского общества", - настаивал глава комитета.
Вместе с тем в заявлениях грунтовых структур, последовавших за голосованием, говорится, что Запад, и прежде всего евроструктуры, не примут эту версию законопроекта, а, значит, под угрозой выполнение условий кандидатства.
Еще один примечательный момент. В тот же день Рада проголосовала за ликвидацию Окружного административного суда Киева (ОАСК), на чем также настаивали западные партнеры, прежде всего США, которые незадолго до этого ввели санкции против председателя этого суда Павла Вовка.
Закон в тот же день отправили на подпись президенту, и Владимир Зеленский его оперативно подписал. Неуступчивость в вопросе КСУ и скорость выполнения в отношении ОАСК рождали подозрения в размене.
Однако влиятельный в парламенте собеседник в разговоре со "Страной" опроверг подобное предположение.
"Наша власть просто тут надеется "пропетлять". Посмотрим. Я в это не верю", - говорит он.
Американцы умеют убеждать
Похоже, Офис президента затеял сложную игру ради взятия под свой полный контроль КСУ, дозируя участие Запада в его "перезагрузке".
На днях сразу трое судей КСУ, назначенных по квоте Верховной Рады, сложили свои полномочия и ушли в отставку. Это Сергей Сас (квота партии "Батькивщина") и Игорь Слиденко (квота партии "Свобода"), назначенные в марте 2014 года, а также Ирина Завгородняя (квота Блока Петра Порошенко) – в сентябре 2018-го.
Все они покинули КСУ раньше истечения девятилетнего срока, причем у судей Слиденко и Саса он заканчивался в марте 2023 года, а у Завгородней вообще - в сентябре 2027- го. Первые двое считались в судейских кругах оппозицией к президенту. Третья старалась не перечить власти, но попала в их компанию.
Все они подали заявления об отставке после того, как в очередной раз было сорвано специальное пленарное заседание по избранию председателя КСУ.
Как считается, срыв выгоден Сергею Головатому - и.о. главы КСУ, как старшему по возрасту судье, который теперь сохранит свой нынешний руководящий статус.
ОП такой расклад вполне устраивает, так как Головатый - лояльный власти человек.
Послы G7 отставку трех судей КСУ приветствовали. По всей видимости, на Западе делался расчет, что с принятием новых правил отбора кандидатов в орган конституционной юрисдикции появляется возможность завести туда кадры, отобранные международными экспертами.
И тут главный вопрос: продолжит ли ОП курс, взятый с принятием законопроекта о КСУ, и попытается ли организовать в Раде назначение новых "своих" судей, возможно, вообще по старым правилам.
Не факт, что Зеленский оперативно подпишет проект №7662. Или же после критики Еврокомиссии парламент переголосует. Но на все это нужно время, в течение которого можно заполнить пустующие места в КСУ по старым правилам - то есть просто решением парламента (в котором у "слуг", как известно, монобольшинство).
К слову, уже сейчас власти имеют фактический контроль над КСУ. По квоте парламента были проведены в судьи КСУ Виктор Кичун, предложенный бывшим представителем президента в КСУ, народным депутатом от СН Федором Вениславским, и бывшая представитель Верховной Рады в КСУ Ольга Совгиря. А по президентской квоте в КСУ зашли судьи Александр Петришин (экс-президент Национальной академии правовых наук Украины) и Оксана Грищук (профессор Львовского национального университета им. Ивана Франко).
Если три вакансии достанутся тоже ОП, вместе с Головатым и другими пропрезидентскими судьями они составят серьезное лобби власти в суде. Это, правда, сведет на нет все усилия Запада в отношении КСУ, и, значит, стоит ждать серьезного противодействия с его стороны планам Банковой.