Как только появились первые е-декларации с огромными суммами наличных и прочих богатств, встал вопрос, какова судьба ждет указавших это чиновников в уголовном плане. То есть, проверят ли их на законность приобретения этого имущества и на соответствие указанных денежных сумм их налоговым декларациям.
С этим вопросом "Страна" обратилась в само Национальное агенство по противодействию коррупции.
Ответ несколько удивил. Но обо всем по порядку.
Как и что проверяет НАПК
По нынешнему законодательству проверку деклараций проводит Национальное агентство по противодействию коррупции.
Чтобы выполнить эту норму закона, НАПК разработало специальный порядок проверки е-деклараций и отправило его на регистрацию в Минюст.
Исходя из алгоритма, если субъект не подал декларацию, то НАПК сообщает ему об этом, и он в течение 10 дней должен подать декларацию. Также ведомство сообщает о факте непредоставления декларации руководителя органа и специально уполномоченного в области противодействия коррупции.
Если декларанты допустили логические ошибки, подали неполную информацию, ведомство начинает полную проверку, которая включает проверку достоверности, наличия конфликта интересов, проверку источников и информации от физических и юридических лиц.
В случае, если будет найдено несоответствие, об этом информируются антикоррупционные органы (если говорить точнее, то в НАБУ), которые могут открыть уголовное производство. На время расследования декларанта могут отстранить от исполнения служебных обязанностей (до 18 месяцев).
Затем суд устанавливает наказание (от штрафа до лишения свободы до 2 лет). Декларации, в которых обнаружении ошибки или несоответствия могут проверяться в период осуществления субъектом декларирования своих обязанностей и в течение 3 лет после прекращения этой деятельности.
Однако, Минюст раскритиковало этот механизм в пух и прах. Замминистра юстиции по вопросам европейской интеграции Сергей Петухов заявил, что Минюст отказал в регистрации разработанного НАПК порядка проверки электронных деклараций из-за огромного количества нестыковок в нем. Об этом он сообщил в Facebook.
В ответ НАПК обвинило министерство юстиции в блокировании проверки e-деклараций.
"Отказав в регистрации Министерство юстиции фактически заблокировало работу НАПК", - написал на своей странице в социальной сети Facebook заместитель главы НАПК Руслан Радецкий.
Законность нажитого имущества никто не проверит
В тоже время, стоит отметить, что в алгоритме НАПК отсутствует проверка соответствия указанных в е-декларациях доходах и активов (в том числе денежных средств).
И, судя по всему, Агентство заниматься этим не намерено. По крайней мере, так следует из ответа НАПК на запрос "Страны".
Как видим, в самом последнем предложении ответа сказано, что действующими законодательством не предусмотрена проверка законности приобретения имущества или иных активов.
"Страна" уже сообщала об этом белом пятне антикоррупционного законодательства. Дело в том, что налоговую амнистию в Украине никто не объявлял. И если чиновник задекларировал 1 миллион долларов наличными и, в ходе проверки окажется, что, согласно его официальным доходам, указанным в налоговой декларации, эту сумму он никаких не мог заработать, то это повод для соответствующих органов привлечь его к ответственности как минимум по статье за неуплату налогов.
Но, как следует из ответа, НАПК этой работой не будет заниматься. А больше, по законодательству, никто не имеет права проверять е-декларации.
Если так и будет, то получится, что люди, задекларировавшие миллионы налички, фактически их легализовали, вне зависимости от того - уплатили ли с них налоги или нет.
"По всей логике нельзя путать е-декларирование и налоговую амнистию, - говорит "Стране" адвокат Юрий Иващенко, ранее занимавший пост замминистра юстиции. - Если налоговая амнистия позволяет человеку заявить о наличии средств, не указывая источники их происхождения, то е-декларирование не должно давать таких привилегий. А у нас получилось, что налоговую амнистию в Украине никто не объявлял, но е-декларирование ее негласно зафиксировало. Поэтому НАПК и признается, что его не касается ни происхождение всех этих сумм и предметов роскоши, ни то, были ли с них уплачены налоги".
По словам нашего собеседника, не составляло особого труда доработать электронную систему декларирования, чтобы она могла подтягивать данные с деклараций, поданных в фискальные органы, или суммировать доходы за предыдущие годы и сопоставлять их с растратами в е-декларации. "На пальцах это можно объяснить так - система суммирует, какую общую цифру получил чиновник за 10 лет работы и выдает предупреждение, что это цифра "не бьется" с суммой затрат на приобретенное имущество. По таким случаям и следовало бы объявлять проверку. А у нас никого не удивляет, что депутат за 10 лет работы получил доход в 1 млн грн, а растраты или наличность составляют сотни миллионов", - объясняет Юрий Иващенко.
Если бы этот механизм был доработан, говорит адвокат, для чиновников и нардепов, которые сегодня внесли в декларации тонны налички, последовали бы конкретные итоги, прописанные в Уголовном кодексе.
"Есть 212 статья - уклонение от уплаты налогов, 209 - легализация средств, полученных преступным путем. Есть статья 368 - незаконное обогащение тоже со значительными санкциями. Но у нас е-декларирование обернулось легализацией награбленного и за это ничего не будет", - добавляет Иващенко.
Мина замедленного действия
Но расслабляться чиновникам пока рано. Дело в том, что законодательство позволяет проводить проверки е-деклараций спустя несколько лет после окончания пребывания человека на госслужбе. А за это время позиция НАПК может измениться.
Политический эксперт Руслан Бортник, обращая внимание "Страны" на этот факт, добавляет, что поспешность в принятии е-декларирования для нынешней политической элиты может стать миной замедленного действия.
"Все задекларированные факты рано или поздно могут стать предметом расследований. И особенно высоки шансы на это, если произойдет смена элит, будет другой президент, другой парламент, другой премьер. Все, кто решил легализовать награбленное с этими декларациями, уже оказался на крючке", - считает политолог.
"Для того, чтобы начались проверки, должна быть политическая воля. Сейчас вся система е-декларирования похожа на общий политический сговор. НАБУ могло бы заявивших умопомрачительные суммы попросить предъявить факты, где они эти деньги взяли. Все это должно было бы стать предметом расследования. Но если оно и будет, то, в очередной раз, будет проявляться избирательно", - добавляет политолог Андрей Золотарев.