Сегодня в Украине стартовал конкурс на нового главу Нацполиции. Его анонсировал глава МВД Арсен Аваков по своему обыкновению через Фэйсбук.
В конкурсную комиссию по отбору главного копа войдет шесть человек. Из них трое представителей международных организаций (экс-замначальника датской Службы национальной безопасности Микаэл Люнгбо, эксперт департамента юстиции США Рональд Гленсор, и отставной ветеран канадской полиции Джозеф МакАллистер). От украинской же общественности, вошел известный правозащитник Евгений Захаров, директор программы "Права человека и правосудия" фонда Сороса "Відродження" Роман Романов, а также журналист Виталий Портников, который сейчас работает на телеканале "Эспрессо", который, по данным СМИ, финансируется Арсеном Аваковым.
На данный момент единственный, кто объявил о своем желании участвовать в конкурсе - это нардеп Мустафа Найем. Но не с ним связана главная интрига конкурса.
Дело в том, что по неофициальному "квотному" делению должностей, пост главы Нацполиции должен, по данным "Страны" отойти к БПП (то есть, к команде президента). Порошенко, таким образом, мог бы решить вопрос нейтрализации слишком уж возросшего влияния главы МВД Арсена Авакова (одного из лидеров второй партии власти - "Народного фронта").
Естественно, Авакова это не сильно радует. Тем более, что после того, как 15 ноября "мать реформ" Хатия Деканоидзе ушла в отставку с поста главы Нацполиции, ее обязанности временно исполняет Вадим Троян. На 100% человек Авакова. Поэтому для министра выгодно не торопиться с подведением итогов конкурса, на котором, "по понятиям", должен победить человек президента.
Впрочем, сотрудникам полиции "в полях" до такой высокой политики дела нет. Объявление конкурса, где в комиссии будет заседать Портников и представитель Фонда Сороса, они восприняли как повод для троллинга.
– Назначат девушку Лещенко?
– Нет, 14-летнюю сестру Деевой, – шутят люди в форме в неофициальных беседах.
"Страна" решила поговорить с полицейскими о результатах реформы, формальный старт которой был дан полтора года назад.
"Полная дезориентация. Каждый сам за себя"
– Аттестация закончилась, специалисты ушли, преступность выросла, – капитан полиции Л. отвечает на вопрос, что изменилось в его службе за последние два года.
По его словам, прежде всего, очень не хватает людей.
– К нам в Киев на отработки (пешие патрулирования по районам) приезжают бывшие "Беркута" из регионов, потому что "пластмассовые" (патрульная полиция) не справляются. Они ДТП по 5 часов оформляют. Плюс аттестация вымела кадры, а многие и сами ушли из-за бардака и безденежья. Вот вызовите СОГ (следственно-оперативную группу – Прим.Ред.) и посмотрите, в чем они приедут. Выглядят хуже, чем самооборона на Майдане. Знакомому недавно выдали старую форму, и сказали срочно нашить липучки "полиция". Да, "пластмассовым" выдали 5.11 – это крутая американская фирма тактической одежды. Но это только в больших городах для картинки. А в остальном, была у милиционера зарплата 4 тысячи (или 500 долларов). Прошел он все круги аттестации, стал копом, и получил снова те же 4 тысячи (только уже 150 долларов). Сел на тот же стул, ему точно так же не выдали ни компьютера, ни бумаги, ни ручки, ни бензина – ничего. И только спустя полгода подняли зарплату до 7-8 тысяч. Скажем, ППОП (полк полиции особого назначения) получает около 10 тысяч. Но это всего месяц как. В добавок, внутри системы – полная дезориентация, каждый сам по себе. Потому что функции дублируются, кто за что отвечает, – неясно. Раньше МВД было МВД. А теперь патруль, наркотики, БЭП, внутренняя безопасность – у каждого своя вертикаль. И каждый хочет себе свой спецназ. Плюс под МВД есть еще Нацгвардия, погранцы, ГСЧС.
– В итоге, согласованности в работе нет, – поддерживает коллегу полковник из Одессы А.
Говорит, раньше любое сообщение о необходимости задержать преступника поступало по рации всем милиционерам, которые несут дежурство в районе.
– Допустим, вырвали у женщины сумку или сняли серьги, – и сразу дежурный передает по рации в эфир приметы преступника, – вспоминает прежние порядки А. – Сейчас же информация идет только на планшеты, а они есть только у патрульных полицейских. То есть, даже если преступник будет проходить рядом с машиной ГСО, например, то они его не остановят. Плюс некоторые структуры подчинили Киеву. Например, отдел по борьбе с наркотиками. И ежедневная рутинная работа прекратилась. Потому что Киеву нужны только резонансные дела, килограммы наркотиков. То есть, раздолье для преступников.
На 30% больше преступлений
– Если говорить о цифрах, то в Киевской области, во всяком случае, в нашем районе преступность выросла процентов на 30%, в основном, за счет краж. "Несут" всё: даже заборы на металлолом. Причем, тащат и свои, и приезжие, – рассказывает полковник В.М. – Тогда как людей сократили. Если еще 3 года назад у нас на каждое село было по одному участковому, то теперь 5 участковых на 16 сельсоветов. А сельсовету могут подчиняться 2-3 села. То есть, на 8 сел один участковый. А это важная цепочка в раскрытии преступлений. Он знает, что за люди живут на вверенном ему участке, что тут вообще происходит: ни одно ведь серьезное преступление с кондачка не происходит, этому предшествует какая-то подготовка.
– И еще надо понимать, что, например, опер, он без агентурной системы – никто. А на это денег нет. Начальник милиции ездит и просит у знакомых предпринимателей, чтобы дали 100 литров бензина. Потому что финансирования нет, – добавляет "мент" В.П. – И если у нас по району раскрываемость более-менее, потому что у нас начальник райотдела, – бывший сотрудник УБОПа, то в целом по Украине она не превышает 10-15%. Потому что спецы поуходили, а на их место пришло много случайных людей. Был следователем, погнали, попал в струю, покрутился где-то на Майдане, и вернулся начальником. А все, что он умеет – это только фотографироваться.
Зарплата – 10 тысяч
Вместе с тем, полицейские признают, что зарплаты им все-таки подняли, и сегодня они составляют 5,5 – 13 тысяч.
– Но повышение зарплат случилось совсем недавно, – говорит полицейский В.П. – Вот только месяц как.
– Не говоря уже о том, что теперь старый сотрудник может получать 7,5 тысяч, а зеленый лейтенант – 10 тысяч, – говорит полковник из Одессы А. – И это при том, что четыре патруля не могут составить один протокол! Им же вообще обещали красивую жизнь: два дня работаешь, два дня отдыхаешь – словом, все по-американски. Машины им дали новые, которые они уже, во многом, перебили. А теперь выяснилось, что кадров не хватает. Все завалены работой. И они стали потихоньку уходить. Короче, все это только вывеска.
"Впервые в истории..."
Совсем иначе оценила итоги своей работы Хатия Деканоидзе. Напомним, 15 ноября глава МВД Арсен Аваков подписал рапорт об отставке Хатии Деканоидзе с поста главы Нацполиции.
На прощание Хатия написала огромный пост в фэйсбук о том, чего ей удалось достичь.
"Впервые в истории правоохранительных органов мы провели тотальную переаттестацию сотрудников. Этот процесс много критиковали, он не был совершенным, но и тогда и сейчас я убеждена, что другого способа очистить систему у нас не было. По сути, аттестация стала первым шагом к обществу и открытой оценке деятельности государственных органов;
Нами был создан независимый рекрутинговый центр, через который сегодня осуществляется не только набор в патрульную полицию, но и на все другие должности Национальной полиции Украины;
Мы завершили формирование патрульной полиции, которая теперь работает уже в 32 (тридцати двух) городах страны, показывая новые стандарты взаимоотношений государства и человека;
Под моим личным руководством была создана незангажированная, эффективная структура внутренней безопасности Национальной полиции, которая только за минувший год открыла более 1 000 дел против коррупции в органах полиции, в том числе в отношении высших должностных лиц системы;
В Национальной полиции появилось управление по защите прав человека и имплементирована система электронного контроля по соблюдению прав задержанных в изоляторах временного содержания;
Нами разработана и внедрена система прозрачных, открытых конкурсных отборов следователей, участковых и оперативных сотрудников из числа простых граждан, а также система переподготовки действующих следователей и участковых по международным стандартам. А с 1 декабря запускается пилотный проект детективов в Киевской области – функциональное объединение следователей и оперативных сотрудников" – написала у себя в фб Хатия.
Недокомплект – 20 тысяч
Сотрудники правохранительных органов видят те же результаты несколько иначе.
– По поводу переаттестации. Скажем, у нас в райотделе по итогам аттестации уволили 8 человек. Толковые ребята, сержанты, по службе претензий не было, к "злочынной владе" отношения не имели, – рассказывает полковник из Киевской области В.М.
В результате переаттестации, как уже писала "Страна", из полиции ушли тысячи сотрудников. Сама Деканоидзе признавалась, что нехватка кадров составляет 20 тысяч человек.
Напомним, многие уволенные подали в суд, и в последствии, восстановились.
– Из 26 дел, которые я веду, в 6 уже есть решения, и они положительные, – рассказал "Стране" адвокат Дмитрий Абрамчук. – Это еще совсем свежие решения, поэтому люди пока только находятся в процессе восстановления. По остальным делам: слушания еще впереди.
Процесс приема на работу новых людей полицейским тоже не нравится.
– Что касается независимого рекрутингового центра, то теперь начальник отдела получает в свое подчинение "кота в мешке", – говорит капитан Л. – Раньше было как? Приходит человек в райотдел к руководителю или в отдел кадров: "хочу у вас работать". На него смотрят, спрашивают, показывают, рассказывают. Потом отсылают на физо, психологическое тестирование, медосмотры. А затем отсылают на обучение. Но руководитель уже за него отвечает, и включен в процесс его обучения. То есть, когда человек приходит рботать, то уже известно, что он за фрукт. Теперь же, руководитель в неведении, кто ему достанется.
Да и в патрульной полиции проблем хватает.
– Начнем с того, что автомобили "Тойоты Приус", которые используются на службе в полиции, ничем не отличаются от стандартных моделей, продающихся у официальных дилеров. Все переоборудование – это "люстра" на крыше и наклейки на бортах, в некоторых машинах сзади имеется одиночная клетка, никаких бронелистов, усиленной ходовой, усиленного кузова у них нет, – рассказывает полицейский из Одессы. – Автомобили не проходят даже мелкие техосмотры, не говоря уже об осмотрах на СТО, ходовые части в большинстве своем в плачевном состоянии. Резина просто "лысая". Хотя поступали они на службу с хорошей японской резиной "Йокогама" и "Гудйер", но уже сейчас, почему-то, все ездят на отечественной "Премиори". Когда едешь за нарушителем со скоростью выше 100 км/час, становится страшно за себя и за напарника. Не говоря уже о том, что видеорегистраторы мы покупали каждый сам себе. Потому что они не были предусмотрены. При этом, видео с регистраторов в управлении часто теряют, или направляют дела в суд без него – "Потому что нет дискеты". И ходят слухи, что наш начальник еще пару лет назад был простым водителем у очень большого человека. Но при этом, каждое утро на построении нам говорят, что "время сэлфи прошло, пора показывать зубы".
– Словом, куда дальше – никто не знает. Очевидно, грядет реорганизация реформы, – смеется капитан Л. – Но лично я ищу себе новую работу. Надоело.
Хорошая плохая полиция
Тем временем, украинцы по-разному оценивают результаты реформы. Многие отмечают, что новые патрульные – вежливые, приятно выглядят, стараются оказывать помощь.
– Те, що пишуть деякі про розбиті машини та загублену зброю, це ті, хто не бажає та боїться змін, – пишет в фб Олександр Кобиляков. – Ми українці віримо в нову поліцію та всіляко будемо підтримувати.
– Мы заметили новых патрульных. Они молодцы, но с ними ещё работать и работать. А остальные... Пока мы ощущаем колоссальный рост преступности, на фоне которого уходят реформаторы, – пишет в соцсетях под постом Хатии Константин Кошелев.
Другие, напротив, отмечают провалы.
Критика результатов реформы особенно усилилась после трагедии в Княжичах.
– Дореформировались... – пишет в соцсетях киевлянка, активистка "Автомайдана" Катерина Кувита. - Зачем координация между подразделениями? Зачем подчинение одному территориальному управлению? Везде же одни старые коррупционеры по версии реформаторов. Пускай и дальше главк работает отдельно, патрульные отдельно, ДСО отдельно, УБОП отдельно. Сколько ещё нелепых смертей должно случиться?
С некоторыми критиками, кстати, вступает в переписку и сам Аваков.
Министр призывает украинцев смотреть в будущее полиции с оптимизмом. Правда, начинает свой пост со слов "и еще... мы все умрем".