Всю неделю СМИ и социальные сети будоражили слухи о возможной национализации "Приватбанка". Основываясь на собственных инсайдах, внутренней информации от работников НБУ и сообщений от людей "близких к Гонтаревой" украинцы заботливо предупреждали друг друга о дате национализации и о том, что надо снять все деньги с приватовских карт дабы не потерять.
В самом финучреждении эти сообщения регулярно опровергали, но паника от этого не уменьшалась. В итоге к выходным в столице значительная часть банкоматов Привата осталась без налички.
"Страна" подытожила всю информацию о "Приватбанке" и проанализировала, на чем базировались слухи о национализации крупнейшего банка Украины. Сразу скажем - слухи, судя по всему, не беспочвенны. И уже в начале недели в банк может быть введена временная администрация.
Заявление Гонтаревой
Слухи о том, что с будущим "Приватбанка" далеко не все ясно, ходили уже давно. Но новый и самый сильный их виток последовал после того, как 8 декабря Национальный банк Украины сделал официальное заявление о продолжении проверки выполнения "Приватбанком" очередного этапа докапитализации, которую рассчитывает завершить до конца года. Об этом заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
"Верификация продолжается, но до конца года она должна быть завершена, и решение о том, выполнили они программу докапитализации или нет, должно быть принято", - отметила она.
По опыту последних лет общественность уже знала, что невыполнение плана по докапитализации с высокой долей вероятности означает признание банка неплатежеспособным с последующей ликвидацией. Правда, в случае с "Приватом", учитывая его масштабы и значение для экономики, пошли слухи не о ликвидации, а о национализации.
Спустя несколько дней нацрегулятор подогрел ситуацию, опубликовав т.н. "Отчет о финансовой стабильности". Помимо анализа макро и микро показателей, в документе НБУ подсчитал, что кредитный риск 60 крупнейших отечественных банков составляет 0,5 трлн грн.
Наибольшие риски были зафиксированы у "Приватбанка". "Разрыв между сформированными резервами по МСФО и кредитным риском, оцененным по постановлению N351, в группе крупнейших банков с национальным капиталом составляет 132 млрд грн. А учитывая долю "Приватбанка" в активах и кредитах этой группы, на банк может приходиться аналогичная доля дополнительного кредитного риска - 96,6 млрд. грн. из 132 млрд. грн.", - говорится в отчете.
Национализация неизбежна?
"Страна" уже писала, что акционеры "Привата" Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов вряд ли согласятся потратить столько денег на банк. Неизвестно, смогут ли они аккумулировать такую сумму даже продав все свои активы. По оценкам Forbes, совокупный капитал двух совладельцев "Приватбанка" составляет 2,6 млрд. долларов. Или же всего 70 миллиардов гривен.
Тем более, что в самом Приватбанке, до недавнего времени, называли другую сумму капитализации, намного меньшую - от 8 млрд. грн. до 12 млрд. грн. (в разные промежутки времени). Банкиры из Днепра не соглашались с заключениями Нацбанка. Собственно, в этом сегодня и может заключаться суть конфликта - в сумме, которую контролеры будут требовать от акционеров.
Сценарии развития ситуации
"Страна" несколько дней назад проанализировала несколько вариантов развития событий, самый оптимистичный из которых, сводится к плановой капитализации: акционеры банка договариваются с Нацбанком по сумме капитализации, и успевают ее провести. Это именно та точка зрения, которая сейчас транслируется самим банком.
Второй - добровольная национализация банка. То есть государство в виде Минфина входит в состав акционеров банка с контрольным пакетом акций, и на пару с действующими акционерами вкладывается в Приват. От власти может потребоваться несколько десятков миллиардов гривен, которых естественно нет. Так что, вероятнее всего, речь зайдет об эмиссии гривни. А из этого обычно следует рост цен и рост курса доллара. По слухам, сейчас торги между государством и Коломойским идут по поводу сумм и долей в акционерном капитале банке. Наконец, еще по одной версии, нынешние акционеры могут добровольно уйти из банка, забрав, по согласованию с НБУ, часть ликвидного кредитного портфеля в новый банк (предположительно - в А-банк, который, по слухам, аффилирован с Коломойским).
Третий сценарий - принудительная национализация, ее боятся более всего. То есть сначала произойдет введение в банк временной администрации и блокировка всех 20 млн. счетов украинцев, что наверняка выльется в панику вкладчиков. А только после этого в "Приват" зайдет Минфин с Нацбанком. В случае же конфликта с Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, из банка точно уволятся главные "мозги" банка - IT-специалисты, на которых держатся все его известные сервисы. И есть риск того, что в отместку власти может быть спровоцирован глобальный технический коллапс, из-за которого, украинцы не просто не смогут больше пользоваться услугами, к которым привыкли, но и не сразу получат доступ к своим счетам. После этого точно последует глобальный отток депозитов и серьезные финансовые проблемы в банке.
Нацбанк поставил вопрос на паузу
Слухи о туманном будущем "Приватбанке" уже привели к вымыванию из него средств и массовой обналичке счетов (из-за чего возник дефицит гривни в банкоматах). На этом фоне НБУ дал понять, что не оставит "Приват" наедине со своими проблемами. 14 апреля он выделил банку крупный объем рефинансирования (по некоторым данным - более миллиарда гривен), а в пятницу провел специально под него валютный аукцион, выкупив доллары по курсу 26,28 грн./$. Полученную гривню банк, судя по всему, также направит для поддержки своей ликвидности - для наполнения касс и банкоматов наличкой.
Но сколько продлится неопределенность? И как долго НБУ будет заливать этот пожар рефинансированием?
Коломойский за национализацию, Гройсман против?
В СМИ по этому поводу гуляет самая разноречивая информация.
Так, "Экономическая правда" со ссылкой на собственные источники указала, что Коломойский уже, якобы, согласился на национализацию.
"После долгих месяцев напряженных переговоров стороны все-таки нашли компромиссное решение. Игорь Коломойский и другие акционеры согласились передать банк государству после 20 декабря", - пишет издание.
Вместе с тем, согласия Коломойского, по версии издания, оказалось недостаточно.
"14 декабря поздно вечером состоялась встреча в АП, на которой премьер-министр Владимир Гройсман высказался против такого сценария. И теперь уже сложно сказать, будет ли национализирован банк до конца года. Без согласия премьера этого сделать нельзя", - говорится в материале.
"В любом случае позиция премьер-министра выглядит убедительной, так как это может быть абсолютно не тот случай, когда решить проблему "Приватбанка" раньше будет лучше и дешевле, даже если того требует МВФ", - также отмечают в материале.
Насколько достоверна эта информация, "Страна" судить не может - источники "Экономической правды" анонимны, а различных новостей вокруг банка в последнее время было много.
Но в ней подчеркивается два момента, которые и лежат в основе проблемы "Приватбанка".
Первая - проблемность банка для его акционеров. Им, очевидно, будет трудно выполнить требования НБУ по докапитализации, а главное зачем? Банковский бизнес в Украине переживает не лучшие времена. В прошлом (в период между кризисом 2008 года и Евромайданом), в его основе лежала, как правило, не хитрая схема. Привлечение средств населения и юрлиц через депозиты и финансирование за счет этого собственного бизнеса.
Еще один способ заработка - потребительское кредитование и кредитные карты. Реальные ставки по этому виду кредитов превышали 35-40%, что в 2 и более раза было выше ставок по депозитам. Начиная с 2014 года этот "вечный двигатель" сломался. Население стало массово забирать вклады из банков (в том числе, и из "Приватбанка"), по кредитам начал вал невозвратов.
Соответственно, как бизнес, банки перестали быть привлекательными для своих акционеров и держались на плаву, преимущественно, благодаря их политическим связям, которые позволяли получать рефинансирование от Нацбанка для латания дыр в балансах. Особенно крупные сумы рефинанса получил "Приватбанк", но всем было понятно, что так долго продолжаться не может - слишком большой банк, чтоб государство его из года в год содержало за счет миллиардных кредитов.
Поэтому, теоретически, акционеры действительно, возможно, не против уйти из "Приватбанка" и передать все эти проблемы государству (то есть, единственному, у кого есть деньги, чтоб решить эти проблемы). Вопрос лишь условий.
Вторая проблема - зачем банк государству? По данным СМИ, часть ликвидного кредитного портфеля уже выведена из "Приватбанка". Кредиты связанным с акционерами лицам вряд ли вернешь. Остаются лишь обязательства перед вкладчиками, который придется погашать за счет государственных средств, точнее за счет эмиссии, что может привести к инфляции и падении курса гривны. Поэтому не удивительно, что Гройсман был против вхождения государства в "Приватбанк". Единственный мотив для государства идти на этот шаг - избежать взрывного роста протестных настроений, а также критически негативное влияние краха банка на экономику и финансовую систему государства.
Именно поэтому "Приватбанк", скорее всего, будут спасать.
Гонтарева, введи войска!
Главный редактор сайта "Реалист", известный финансовый журналист Сергей Лямец, на своей странице в Фэйсбуке пишет, что уже в понедельник в банк может быть введена временная администрация и пишет, что это хорошо - нужно торопиться.
А в статье на "Реалисте", со ссылкой на свои источники, он советует проводить национализацию "Привата" как военную операцию.
"Должен быть создан штаб управления национализированным Приватом. В нем должны собраться представители СНБО, СБУ, МВД, Генпрокуратуры, Администрации президента, НБУ и Минфина. Штаб должен собрать финансистов и специалистов по управлению электронными системами. Эти люди должны быть готовы практически мгновенно взять под свое управление все аспекты управления самым большим банком страны. Но главное — принять работающую электронную систему и обеспечить ее работоспособность на долгие месяцы вперед. Штаб должен почти мгновенно подписать договор о введении в Приватбанк временной администрации (ВА) — без этого, к сожалению, не обойтись. После подписания решения о ВА почти одномоментно необходимо ввести во все крупнейшие офисы Приватбанка военизированные подразделения. Скажем, спецподразделения "Альфа" СБУ. Они должны взять офисы под контроль, отобрать все ключи и коды. Топ-менеджерам банка должны быть тут же вручены подозрения, а вместе с ними — решения судов, ограничивающие передвижение. Эти люди обязаны остаться в Украине в пределах досягаемости государства на долгие месяцы", - пишет автор, добавляя, что это касается и акционеров банка.
"Естественно, решениями суда должен быть обложен лично Коломойский, его бизнес-партнер Геннадий Боголюбов, а также их многочисленные бизнесы. Причем, их должны «догонять» также за границей, чтобы у бывших владельцев Привата не возникло соблазна устроить провокации", - пишет Лямец.
А где же деньги?
Весь этот информационный шум привел к тому, что с деньгами в банкоматах "Приватбанка" начались проблемы.
Пользователи Facebook утверждают, что в некоторых районах столицы банкоматы Привата пусты. Например, не обнаружили денег корреспонденты "Страны" на Дорогожичах и Левобережке. Однако, небольшие суммы еще можно было снять на Лукьяновке, на Белорусской, а также во многих банкоматах центра города.
В соцсетях люди делились впечатлениями от поисков.
Фото: facebook.com/rkravets
В тоже время, в Одессе и в Днепре ситуация спокойная. Как сообщают корреспонденты "Страны" там почти во всех банкоматах есть деньги.
Уже после обеда в субботу по соцсетям прошла информация, что якобы в банкоматах введено ограничение на снятие наличных - не более 200 гривен. Впрочем, после этого сообщения, корреспонденты "Страны" сумели снять в разных городах по 1000 гривен.
Но, судя по всему, некое ограничение лимитов все-таки произошло. Как сообщил "Стране" киевлянин Максим, он смог сегодня снять со своей "платиновой" карты Visa 20 000 гривен (банкомат указал, что именно такой лимит), в то время как ранее, лимит по данным операциям составлял 250 000 гривен.
Временная администрация будет уже в начале недели?
Тем временем, источники "Страны" в Национальном банке и в Фонде гарантирования вкладов, подтверждают информацию, что в начале следующей недели в "Приватбанке" может быть введена временная администрация. А к концу недели банк должен быть национализирован.
Как сказали "Стране" источники в НБУ, поздно вечером в пятницу была достигнута "вроде как окончательная" договоренность между властями и акционерами "Приватбанка" (Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым) о схеме, по которой государство будет заходить в "Приватбанк".
Так, согласно этой договоренности, в начале недели в банк зайдет временная администрация (ВА). Специалисты НБУ и Фонда гарантирования вкладов уже сейчас, по данным наших источников, мобилизованы для сбора и анализа информации о денежных средствах банка и его текущих обязательствах.
После введения ВА, будут приостановлены все платежи по всем счетам банка. Пауза продлится несколько дней. Уже в четверг-пятницу в капитал банка зайдет государство, после чего работа "Приватбанка" будет возобновлена. Доля государства составит не менее 75%. Остальные проценты останутся у нынешних владельцев банка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Средства от государства будут внесены в капитал банка за счет выпуска Облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), который выкупит НБУ или же, частично, госбанки.
"Эта схема была утверждена вечером в пятницу. На данный момент она является подтвержденной, но какая будет ситуация по состоянию на понедельник, я точно не знаю. По опыту переговоров последних недель могу сказать, что все часто меняется и переигрывается. Главные опасения вызывает введение временной администрации и приостановка платежей на несколько дней, что может вызвать панику общенационального масштаба. Не исключаю, что этот момент к понедельнику могут переиграть, чтоб национализировать без ВА", - говорит источник в НБУ.
Отметим, что как раз в пятницу Кабинет министров постановлением №960 изменил порядок покупки государством акций банков в обмен на ОВГЗ. Теперь капитал национализируемого банка позволили не обнулять. Доля же государства должна составлять не менее 75%.
"Страна" продолжает следить за ситуацией.