Очередное заседание комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности в эту среду, 21 декабря, не состоялось. Большая часть депутатов, состоящих в комитете, просто не явилось, соответственно, не было кворума.
Глава комитета народный депутат Андрей Кожемякин ("Батькивщина") предложил немногим коллегам выход - провести рабочее совещание (без возможности принимать решения). Благо был важный гость - генеральный прокурор Юрий Луценко, которого пригласили ради новостей о расследовании трагедии в Княжичах.
Еще одна причина для проведения хотя бы совещания - три важных документа, судьбу которых должен был решить "правоохранительный" комитет парламента. Все они касались уже напрямую (а не косвенно - как доклад генпрокурора на тему Княжичей) министра внутренних дел Арсена Авакова.
Речь идет о проекте постановления об увольнении главы МВД (№5041, поданный народными депутатами Сергеем Каплиным и Андреем Немировским из фракции БПП), проекте постановления "О самоустранении министра внутренних дел Арсена Авакова от исполнения обязанностей" (№5486 того же Каплина) и проект об увольнении Авакова (№2846, зарегистрированный еще в 2015 году группой депутатов).
Ради них комитет пригласил и.о. главы Национальной полиции Вадима Трояна, однако ни он, ни кто-либо другой из руководства МВД так и не пришли.
То ли эти, то ли те
Луценко кратко сообщил о ходе расследования гибели пятерых сотрудников правоохранительных органов в Княжичах 4 декабря. Акценты в его выступлении были однозначные, но от этого больше понимания не становилось: от общества ничего не прячут, а среди версий, разрабатываемых ГПУ, нет конфликта между самими силовиками (такая возможность обсуждалась сразу после известия о побоище).
По словам Луценко, произошедшее в Княжичах стало результатом трагической ситуации, к которой привели служебная халатность и стечение обстоятельств. Согласно одной официальной версии, стрельбу начал водитель Государственной службы охраны (ГСО), который, сидя за рулем, увидел человека с оружием.
Это был офицер Корпуса оперативно-внезапного действия (по всей видимости, имеется в виду старший в группе КОРД майор Виталий Валецкий), который, получив ранение в бедро, открыл ответный огонь. Как уверяет Луценко, стрелял КОРДовец якобы прицельно, так как ранее был сотрудником спецподразделения. Далее подключается другой сотрудник ГСО, сидевший в машине, а затем и остальные бойцы КОРД. Другая версия гласит, что первым выстрелил как раз представитель Корпуса, а далее ситуация развивалась зеркально первой версии. При этом генпрокурор подчеркнул, что "все страшилки, что кто-то кого-то догонял, добивал - это вражеская пропаганда, которая не отвечает действительности".
Исходя из сказанного Луценко, вина на произошедшее ложится на непосредственных руководителей операции в Княжичах. Начальника Главного управления Национальной полиции в Киеве Андрея Крищенко, который давал разрешение на ее проведение, Луценко считает виноватым опосредованно, мол, поэтому тот должен понести "хотя бы служебную, а, скорее, моральную ответственность за пятерых погибших коллег".
Впрочем, как не раз писала "Страна", в МВД точку зрения насчет роли Крищенко в случившемся не разделяют, считая его непричастным к событиям. И, надо понимать, добровольного ухода Крищенко с поста не будет.
Аваков остался, чтобы уйти?
Но были и призывы за трагедию в Княжичах отправить в отставку и самого Авакова. Генпрокурор тут оказался не помощник. "Оценивая информацию, которую мы сейчас владеем, считаю, что вопрос об ответственности министра за это (расстрел в Княжичах - Прим.Ред.) является неадекватным", - прокомментировал Луценко на заседании.
Как выяснилось вскоре, депутатские инициативы на этот счет, предложенные на "правоохранительному" комитету, тоже не прошли. Председатель комитета Андрей Кожемякин ("Батькивщина") сообщил, что три проекта отклонены по той причине, что, согласно закону о Кабмине, Рада может уволить министра только в случае представления премьера или по его собственному желанию. "Поэтому любые проекты постановления, что регистрируют депутаты, попали под решение подкомитета отклонить их. А дальше Рада пусть определяется с вопросами отставки того или иного министра через возможности президента или премьер-министра", - отметил Кожемякин.
Видимо, он имел виду сбор подписей депутатов (необходимо не менее 150), чтобы внести вопрос о недоверии министру в сессионный зал. Далее Рада может поддержать соответствующий проект постановления (226 голосов депутатов) или отклонить.
"Все-таки президент настроен против Авакова"
Впрочем, политолог Владимир Фесенко считает, что вопрос отставки Авакова пока снят с повестки дня, о чем сигнализируют как заявление Луценко, так и голоса фракции "Народного фронта" (НФ), отданные за проект бюджета на 2017 год. Аваков получил свое место в правительстве по квоте НФ. "Народный фронт" дружно поддержал проект бюджета, что явно говорит о договоренностях с командой президента. Вероятно, публичный сигнал от Луценко также дает понять, что к Авакову претензий нет. Единство коалиции, залогом которого является место Авакова, пока сохраняется", - полагает Фесенко.
Но это не означает, что к вопросу отставки силового министра (единственного, кого не контролирует президент Порошенко) не вернутся потом, при удобном случае. Например, когда по линии МВД случится новое ЧП. "Это вопрос обстоятельств и времени. Все-таки президент настроен против Авакова хотя бы после известного инцидента со стаканом воды, когда тот фактически проигнорировал окрики главы государства. Такое не забывается", - считает Фесенко.
Вероятным сценарием он считает рокировку Авакова на другого представителя НФ - на это согласятся в Администрации президента.
Впрочем, пока в партии Авакова демонструют готовность защищать его, все претензии к нему из-за Княжичей считают "грязной кампанией", которую, по словам главы фракции НФ Максима Бурбака, ожидает "очередное фиаско".