Ночные "подарки" Верховной Рады
Главной новостью вчерашнего дня, безусловно, было ночное принятие бюджета-2017. Что, конечно, для Украины (где и Конституцию принимали под утро) не такая уж и редкость, но каждый раз – событие. Событием стало и то, что за бюджет, при всей его, скажем так, противоречивости, проголосовало более 270 депутатов (в пятом часу утра!). Это означает, что Банковая решила не рисковать, задействовав все резервы и заложив в главный финансовый документ "хотелки" коммерческих фракций вроде "Видродження".
Что же подарил парламент стране таким уверенным большинством? Повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен и существенное повышение зарплат учителям и врачам. Этого не отберешь. Но этим все позитивы заканчиваются. Поскольку через другие нормы бюджета-2017 дополнительные деньги будут отбирать у всех.
На 2017-й заложено повышение акциза на бензин – а это (особенно в совокупности с очередным повышением тарифов на электроэнергию) подорожание практически всех продуктов. Повышаются и другие налоги, которые коснутся потребителей. Все это, плюс, собственно, повышение минималки и зарплат бюджетникам гарантирует, что 8%-я инфляция в следующем году (которую тоже прописали) – откровенная фикция. Дай Бог, чтобы она не доросла до антирекорда 2015 года.
Но инфляция – это еще не все. Куда большие проблемы ждут местные бюджеты, на которые власть сбросила остатки своей социальной ответственности. За последние три года местным бюджетам добавили только один раз – в начале 2015-го, – зато теперь в них, как в бездонную бочку, сгружают все социальные выплаты. Теперь на них переложили финансирование льгот по транспорту, зарплаты всего персонала школ (кроме учителей) и оплату "коммуналки" школ и больниц.
На фоне сказанного сокращение количества получателей стипендий и срезание льгот сельхозпроизводителей выглядят не так ужасно, хотя первое закрывает путь к учебе значительной части жителей сел и маленьких городов, а второе приведет к еще одному подорожанию продовольствия.
И уж совсем не стоит говорить об очередном повышении акцизов на сигареты и алкоголь – наш народ привык находить выход из любой ситуации, и тут найдет.
Власть уверена, что справилась с "приват-паникой"
Несмотря на то, что бюджет был главной новостью для политиков, страна продолжала жить национализацией "Приватбанка". Очереди возле банкоматов особо не уменьшились – даже несмотря на пиар-кампанию, которую развернула власть. Гражданам сообщили о большом количестве депозитов, которые в первые же дни национализированный "Приватбанк" привлек под госгарантии, а глава Нацбанка Гонтарева объявила, что паника сошла на нет, и национализация больше на финансовый рынок не влияет.
В какой-то степени это соответствовало действительности, поскольку курс гривны к доллару действительно пошел вниз. Но это проявления, которые бросаются в глаза. Поскольку есть факторы внешне малозаметные, однако играющие огромную роль в экономике. В частности, юрлица продолжают массово выводить из "Приватбанка" свои счета – и даже не потому, что боятся банкротства, а потому, что, по сложившемуся в креативном классе мнению, обновленный "Приват" будет чем-то вроде сберкасс времен СССР.
Зависшая ситуация с платежной системой "Приват 24", которая непонятно кому принадлежит, уже ведет к сворачиванию быстрых платежей микробизнеса. Ну, и, наконец, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's вслед за Fitch снизило рейтинг "Приватбанка". Что является реальной оценкой шага, осуществленного украинской властью.
Онлайн-брифинг: ноу-хау от Онищенко
Помимо финансово-бюджетных вопросов, вчера был всеукраинский день "борьбы с репрессиями". Очередное ноу-хау внес в отечественное информационное пространство беглый депутат Онищенко, который, находясь в Лондоне, устроил пресс-конференцию в Киеве. Никаких особенных сенсаций вынужденный эмигрант не сообщил – по сути, его встреча с прессой свелась к подтверждению ранее сделанных заявлений о том, что коррупцией в высших украинских эшелонах власти займутся "кому надо" в Америке. Однако здесь, пожалуй, важно не то, что сказал Онищенко, а что он сделал.
Пример Онищенко открывает для всех преследуемых политиков возможность легальной и масштабной борьбы с преследующей их властью.
Ведь раньше у вынужденных эмигрантов было только два способа донесения своей правды – через "Фейсбук" (как Аваков из Италии) и через открытые письма на сайтах (как Данилишин из Чехии). Но оказалось, что можно собрать пресс-конференцию, даже не находясь в Украине, – и журналисты пойдут, потому что интересно задать вопрос тому же Азарову, даже если это будет оскорбительный вопрос. Так что вполне возможно, что, вслед за пресс-конференцией Онищенко, последуют новые брифинги вынужденных эмигрантов. Благо, у нас сейчас эмигрантов с громкими именами десятки, если не сотни, и число их постоянно растет.
Суд не впечатлила амбарная книга ПР
Правда, следует отметить, что в последнее время "жертвы режима" уже гораздо реже бегут за кордон. Сначала нардеп от Оппозиционного блока Новинский не только не захотел уезжать, но даже отказался оспаривать снятие с него неприкосновенности. А теперь и председатель Центризбиркома Охендовский решил отстаивать свою правоту, оставаясь в Украине.
И вчера это ему удалось. Несмотря на громкие заявления НАБУ, рассматривавший их суд не только не выписал Охендовскому миллионный залог, но даже не стал отстранять его от должности. И дело совсем не в предвзятости суда к героическим органам, а в том, что НАБУ подготовилось к судебному рассмотрению по главе ЦИК не лучше, чем Генпрокуратура – к обвинениям против Новинского.
В обоих случаях уголовные дела можно назвать одним словом – халтура. НАБУ ярко пиарила свои "доказательства", не учтя, что в суде они доказательствами не являются. Антикоррупционные детективы пришли к Фемиде все с той же амбарной книгой Партии регионов, которая, по их заверению, является царицей всех доказательств. Вот, мол, эксперты подтвердили подлинность подписей Охендовского – и все, вина доказана. Но у суда, естественно, возник логичный вопрос: а кто доказал, что принесенная книга – это финансовый документ?
И вот тут-то весь НАБУ вступает в ступор. Потому что доказательства самой книги существуют только на уровне "да это ж и ежу понятно". А всей остальной стране остается делать вывод, что, несмотря на впечатляющие зарплаты, детективы НАБУ работают точно так же, как недолюстрированные прокуроры. То есть для отмазки.
Уманский вандализм: агенты Кремля или идиоты?
Впрочем, у них всех есть достойный пример для подражания – генпрокурор Луценко. Чего стоит один его ответ относительно вчерашнего инцидента в уманской синагоге…
Как известно, синагогу в Умани облили краской и забросали свиными головами. Пещерный инцидент, который к политике можно привязать, только если иметь в виду 30-е годы прошлого века. Но когда Юрия Витальевича спросили, что же там произошло, он, недолго думая, заговорил об "агентах Кремля". Но потом, подумав еще чуть-чуть, добавил про "внутренних идиотов".
Уровень компетенции генпрокурора в данном ответе впечатляет. Однако следует отметить, что настроения в обществе он все-таки учитывает, а потому понимает, что версиям об "агентах Кремля" верят все меньше – особенно после того, как в эту категорию стали записывать всех без исключения протестующих, вплоть до ветеранов АТО. Поэтому в качестве второй версии появились "внутренние идиоты".
"Внутренние идиоты" появились и по еще одной причине. Поскольку в уманской ситуации явно читается след ультраправых радикалов, которых могут найти, то лучше заранее назвать их "внутренними идиотами". Ведь как-то неудобно будет обвинять в работе на Кремль тех, кто еще может понадобиться для неофициального усмирения недовольного населения, – тогда может получиться так, что одни "агенты Кремля" нападут на других. В общем, лучше все списать на идиотизм. Тем более что в этом случае как бы и наказывать необязательно – ведь идиотизм это болезнь, а не преступление.