Новая волна переименований в регионах в рамках так называемой "деколонизации" привела к большому скандалу. Ряд региональных лидеров возмутились, что от местных властей требуют переименовать даже улицы, названные в честь выдающихся земляков, на том основании, что они жили в советские или царские времена.
Это привело к столкновениям с областными администрациями, подчиненными напрямую Киеву. Наиболее резонансными были случаи в Одессе, Днепре и Кривом Роге. Одесский мэр Геннадий Труханов заявил, что переименованиями под одну гребенку Одессу "обнуляют".
"Исходя из логики "деколонизаторов", мы должны отказаться от всего того, что сделало Одессу мировым брендом", - написал в своем Telegram-канале городской голова, пообещав бороться за отмену переименований и сохранение "исторического и культурного наследия" Одессы.
Собираются сопротивляться переименованиям также мэр Днепра Борис Филатов и глава Совета обороны Кривого Рога Александр Вилкул.
Отметим, что волна переименований топонимов и сносов памятников началась еще два года назад после полномасштабного вторжения. И, время от времени, она вызывала недовольство на местах (как, например, снос памятника российской императрице Екатерине в Одессе). Однако местные власти ранее предпочитали процессу не сопротивляться.
Но сейчас ситуация изменилась, чему поспособствовало два фактора.
Первый - общее накапливаемое раздражение в юго-восточных регионах политикой украинизации и "деколонизации", которая сопровождается "перегибами". Это было видно и ранее по реакции многих русскоязычных граждан на вопросы "чому не державною". А теперь переросло в сопротивление переименованиям, по которым у многих возникло ощущение, что "палку перегнули".
Второй - нарастающее недовольство в обществе ходом дел в стране. Начиная от затянувшейся войны (на фоне многократных обещаний властей "скорой победы"), ужесточения мобилизации, коррупции и заканчивая гуманитарной политикой.
По мнению экспертов, местные власти перемену настроений чувствуют особенно хорошо, а потому и начинают на них реагировать.
К каким последствиям это может привести, разбиралась "Страна".
Без Бабеля и Жванецкого
Наиболее сильный скандал тема переименований вызвала в Одессе.
Как сообщала "Страна", по распоряжению главы Одесской областной военной администрации (ОВА) Олега Кипера, в целом в Одесской области и в самом областном центре новые имена присвоили 432 улицам, переулкам и скверам. В Одессе в списке на переименование оказались 85 топонимов, в том числе улицы Бабеля, Бунина, Ильфа и Петрова, Паустовского, Пушкинская, а также бульвар Жванецкого. То есть это улицы, названные не только в честь людей, часть жизни которых была связана с Одессой, но и знаменитых одесситов, шагнувших из родного города в большой мир.
При этом Кипер в своем распоряжении сослался, в частности, на закон "Об осуждении и запрете пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизации топонимии", принятый в марте 2023-го и вступивший окончательно в силу в июле того же года. Переименовывать должны местные власти, но если они этого не сделали, с 27 апреля по 27 июля, закон дает это право сделать главе ОВА.
В разъяснении своих действий Кипер заявил, в частности, что "именно сейчас южной жемчужине Украины (то есть Одессе - Ред.) выпал исторический шанс оторваться от имперских нарративов и быть современным культурно независимым украинским городом, а не жить прошлым”.
Как написала на своей странице в Facebook замглавы департамента культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия ОВА Ярослава Резникова (именно она и координировала процесс переименований) "убрали названия, содержавшие символику российской имперской политики, или посвященные лицам/событиям, подпадающим под действие закона. Часть предложений поступила от общественных организаций и отдельных граждан, часть была наработана в дискуссиях, часто очень бурных, в рамках рабочей группы, в состав которой вошли представители Института национальной памяти, общественных организаций, заведения культуры, ученые".
Многих возмутило, что "деколонизаторы" в общий список внесли писателей-уроженцев Одессы, которыми составляют славу города. Например, Жванецкого. По второму разъяснение дала сама Резникова в комментариях. Жванецкого она назвала "мудрым, харизматичным и умным человеком, который искренне любил Одессу и который при этом связал свою жизнь с Россией". Она напомнила, что в 2019-м сатирик получил из рук российского президента Владимира Путина орден "За заслуги перед Отчизной" III степени за "большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства", а также снимался вместе с подсанкционными в Украине актерами.
Скрин "Страны"
При этом, что интересно, одна из улиц в ходе переименования была названа в честь матери самой Резниковой, публициста и поэтессы Галины Могильницкой. А память о друге семьи чиновницы - украинском диссиденте и соучредителе Украинской Хельсинской групп Нине Строкатовой-Караванской (украинское написание фамилии - "Строката") - будет увековечена при переименовании улицы Бунина. Со Строкатовой дружил отец Резниковой, поэт Олекса Резников.
Переименование вызвало очень острую дискуссию.
"Именно сейчас Одесса борется с "Адессой". Сопротивление чрезвычайное. Идеологам и ИПСОшникам очень выгодно держать наш город в своеобразном гетто, нашептывая легковерным гражданам, что они "особенные и уникальные", имеют свои "язык и говор", могут гордиться своим "искрометным юмором". Тем самым продолжая выталкивать Одессу из общеукраинского контекста. Держась за одесские скрепы, в этот раз в виде Жванецкого и Бабеля из ЧК", - написала на своей странице в Facebook бывшая советница главы Одесской области Михаила Саакашвили, одесский блогер Зоя Казанжи, поддерживающая переименования.
Его противников она критикует за "колониальное мышление".
А вот известный режиссёр и продюсер Александр Роднянский выступил против переименований.
"Это борьба не с агрессором, а с собственной культурой. Уникальная одесская литература, одесское кино - это неотъемлемая часть многонациональной культуры Украины. Может не стоит раскалывать украинское общество? Не стоит сталкивать людей? Может имеет смысл прекратить языковые и культурные дискуссии и объединиться для борьбы с агрессором? Ретивые чиновники исчезнут. Они всегда бесследно исчезают. Остался в памяти только один - Швондер. А писатели, художники, актеры останутся. Они и не таких видали", - написал Роднянский.
Указывали и на противоречия в переименованиях.
"Переименовали улица Бабеля и Ильфа и Петрова, но осталась Коллонтаевская (в честь революционерки и советского дипломата Александры Коллонтай - Ред.). У нас теперь есть улица в честь одесского городского головы Зеленого, но какой ценой - переименовывая улицу Коблевскую, названную в честь другого градоначальника - Кобле, и это название не имело негативных коннотаций. Дальше: теперь две улицы будут носить имя погибшего Виталия Блажко, Леси Украинки. И теперь ликвидировать эту проблему может только мэрия. А город расколот", - говорит руководитель одесского отделения Комитета избирателей Украины Анатолий Бойко.
Впрочем, подобные дискуссии по поводу переименований в соцсетях велись и раньше.
Однако в данном случае новом было то, что к критике прямо подключились местные власти.
Одесский мэр Геннадий Труханов не только осудил переименования, но и сказал, что приложит все усилия, чтобы их не допустить..
В своем Telegram-канале Труханов написал, что переименованиями Одессу "обнуляют". Городской голова подчеркнул, что ни он, ни горсовет "не имеют к этому никакого отношения".
"Исходя из логики "деколонизаторов", мы должны отказаться от всего того, что сделало Одессу мировым брендом", - заявил мэр, пообещавший, что "для отмены переименования и сохранения нашего исторического и культурного наследия Одесский городской совет вынужден принять все предусмотренные законом меры".
Труханов открыл на своем Telegram-канале голосование, где большинство выступило против переименования.
После этого с заявлением выступил Кипер, что посчитали ответом Труханову.
"В нынешних реалиях в украинском городе не место улицам в честь людей, которые получали из рук Путина медали или сотрудничали с КГБ, или воспевали Советский Союз с империей. Современная украинская Одесса - это о людях, о молодежи, которая ценой собственной жизни и здоровья защищает независимость, о современных деятелях искусств, писателях, поэтах. Именно сейчас южной жемчужине Украины выпал исторический шанс оторваться от имперских нарративов и быть современным культурно независимым украинским городом, а не жить прошлым. И если кому-то очень хочется прогуляться улицами с имперскими/советскими названиями - есть Москва и Уфа, а не украинская Одесса", - написал Кипер.
Конфликт вскоре вышел и на всеукраинский уровень. Одесского коллегу поддержал глава Львовской ОВА Максим Козицкий. В своем Telegram-канале он написал, что у Труханова “стокгольмский синдром, когда жертва дальше любит своего палача” и предложил СБУ проверить мэра. Он призвал с помощью "деколонизации" продолжать "разрушение крепко укорененных, веками навязанных мифов о дружбе народов, братстве, мире, общей победе, великой русской культуре".
Позиция Труханова вполне объяснима. С учетом непопулярности переименований среди одесситов он явно не спешил их воплощать в жизнь. Хотя несколько улиц по его решению все же получили новые названия, когда горсовет провалил голосование по более 100 новым топонимам.
По мнению Анатолия Бойко от нынешней ситуации мэр выиграл политически.
"Это прекрасный пас мэру. Он получил возможность мобилизовать свой электорат и, что называется, "поднять свои акции". Костяк его избирателей всегда видел в нем "защитника нашей Одессы". Его избирали и переизбирали под его обещания защитить и гарантировать. Вот сейчас он снова в знакомой ситуации", - комментирует Бойко "Стране".
С людьми не поговорили
Дело одной Одессой не ограничилось.
Раскритиковали переименования, которые утвердила Днепропетровская ОВА мэр Днепра Борис Филатов и глава Совета обороны Кривого Рога Александр Вилкул. ОВА переименовала в целом по области 292 топонима.
Основная часть переименований пришлась на Днепр и Кривой Рог. Как и одесский мэр, Филатов заявил, что городские власти в Днепре не имеют никакого отношения к переименованиям, и с местным самоуправлением свое решение ОВА не согласовала.
"Я не понимаю процедуры, когда такие изменения производятся через три дня. Без всякого согласования с людьми. Не забывайте, что каждому переименованию, которое производил городской совет, всегда предшествовали общественные слушания", - написал Филатов на своей странице в Facebook.
По его мнению, "в настоящих реалиях такие вещи только разъединяют людей".
"Даже не как городской голова, а как обычный житель Днепра, я стараюсь услышать: чем вас не устраивает 152-я стрелковая дивизия, которая во время Второй мировой освобождала Днепр от нацистов? И почему теперь с карты города вы стерли название улицы в ее честь? Ответьте только на один вопрос. Что это было? Это чтобы в Москве было чем заниматься пропагандистам?” - спрашивает днепровский мэр, который пообещал найти решения, чтобы "остановить это безумие".
Глава Совета обороны Кривого Рога Вилкул также упирает на то, что огульные переименования без общественных обсуждений "наносят ущерб единству нашего общества перед врагом".
"Не могу понять, что плохого сделали переименователям полковник Шурупов, ценой своей жизни спасший дамбу КрЭСа, или герой Афганской войны, верный своей присяге криворожец сержант Рзянкин. А криворожские герои-подпольщики в чем-то виноваты? Они что должны были пойти служить к нацистам и выполнять план Третьего Рейха по уменьшению количества “унтерменшей-украинцев?” – написал Вилкул.
"Изучаем, что с этим делать в соответствии с действующим законодательством", - написал глава Совета обороны Кривого Рога.
Руководитель Днепропетровской ОВА Сергей Лысак, анонсируя массовые переименования, написал на своей странице в Facebook, что власть "последовательна в своей борьбе со всем, что имеет отношение к имперской политике".
"Над деколонизацией продолжает работать специальная рабочая группа при ОВА. Привлечены госслужащие, историки, краеведы, филологи. От идеологической и культурной агрессии не должно остаться ни следа", - заявил Лысак.
Перестройка в головах
Непопулярность "деколонизаторских" решений в городах, которые они затрагивают, заставляет реагировать местные элиты.
"Труханов, Вилкул и другие находятся ближе к жителям своих городов и сел, чем инициаторы переименований, чем и обусловлена их реакция на решения ОВА. Они видят массовое недовольство тем, что на мнения на местах плюют, и не хотят, чтобы их считали причастными. Иначе на них могут возложить часть вины, что для кого-то может стать проблемой при переизбрании. А так весь негатив достается "слугам народа" и президенту. Да и вряд ли им по душе очередное наступление на права местного самоуправления - то есть и на их права как руководителей", - говорит политолог Андрей Золотарев "Стране".
По его мнению, переименования "через колено" - это "навязывание идентичности" - во время войны может привести к отторжению части граждан.
"Такое впечатление, что это инициируют откровенные вредители, работающие на врага. Они не понимают, что такими действиями могут разжечь внутренние искусственные конфликты, оттолкнуть большое количество людей от государства, заставив их уйти во внутреннюю эмиграцию. А потом они же будут лить крокодиловы слезы, что мобилизация идет со скрипом и граждан призывного возраст ловят с собаками на границе", - полагает Золотарев.
Если не брать внимание комментарии глав ОВА, центральная власть насчет переименований еще не высказывалась.
"По моей информации, Банковая взяла пока паузу. Там есть группа, которая выступает за то, чтобы Зеленский ударил кулаком по столу и потребовал прекратить "бездумное переименование". Нужно сыграть на том, что царь-то хороший, а вот бояре плохие. Другая группа требует продолжения принудительной украинизации, чтобы ломали несогласных через колено", - комментирует Кость Бондаренко "Стране".
Тему переименований он считает "долгоиграющей".
"Она может, в том числе, начать формировать часть общеукраинской политической повестки в самое ближайшее время. И на нее будут реагировать, исходя из настроений в своих общинах и с учетом предстоящих выборов и козицкие, и мэры городов", - полагает эксперт.