Заявление президента Владимира Зеленского о подготовке властью некоего решения, которое "укрепит украинскую духовную независимость", было воспринято наблюдателями как четкий сигнал о готовности Банковой поддержать законопроект о запрете Украинской православной церкви.
Как сообщала "Страна", когда документ был готов ко второму чтению, его рассмотрение так и не началось, несмотря на все усилия его сторонников. Причем процесс явно тормозила Банковая и фракция "Слуга народа". Причин было несколько, главная из которых - возможная негативная реакция со стороны США, особенно со стороны команды Дональда Трампа, если он придет к власти. Также было довольно много противников запрета УПЦ в самой власти, которые заявляли об угрозе раскола общества и усиления межрелигиозной вражды в случае принятия законопроекта.
Однако, судя по всему, сейчас в Офисе президента возобладала точка зрения, что документу надо дать ход.
Адвокат УПЦ, известный американский юрист Роберт Амстердам, со ссылкой на полученные проекты документов, заявил, что план власти заключается в том, чтобы после принятия закона предложить епархиям УПЦ перейти в подчинение Вселенскому патриархату, а затем, через какое-то время, войти в ПЦУ. А те епархии, которые окажутся переходить во Вселенский патриархат, ликвидировать через суд.
Будет ли принят законпроект и реализован данный план, разбиралась "Страна".
Президент дал отмашку
Зеленский после долгого перерыва вернулся к религиозной тематике в обращении к украинскому народу от 10 августа.
"Я провел только что совещание - подготовительное, о решении, которое укрепит нашу украинскую духовную независимость. Мы должны избавить Москву от последних возможностей ограничивать свободу украинцев. И решение для этого должны быть на сто процентов эффективными - действительно работающими. Мы их обеспечим", - заявил президент.
Хотя уточнений от власти не последовало, все восприняли президентское заявление как согласие Банковой на финальное голосование за законопроект №8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности в Украине религиозных организаций".
Этот документ фактически направлен против УПЦ. Ее противники утверждают, что она до сих пор подчиняется Русской Православной Церкви, а значит - обеспечивает влияние той на Украину и, следовательно, должна быть запрещена.
В УПЦ же утверждают, что о лояльности Москве говорить нельзя, так как Церковь осудила российское вторжение и выразила несогласие с позицией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла относительно войны в Украине, а также в мае 2022-го объявила о полной самостоятельности и независимости от РПЦ. В качестве подтверждения в Киеве заявили, в частности, об открытии украинских православных парафий за границей и возобновлении мироварения. И то, и другое делают только самостоятельные Церкви.
Сторонников запрета УПЦ это все не убедило. С начала широкомасштабного вторжения России они развернули кампанию против УПЦ, добиваясь фактически ее роспуска и включения в ПЦУ.
Власть некоторое время не вмешивалась в эту ситуацию, но потом подключилась к давлению, чем многократно его усилила. Против духовенства УПЦ пошли в дело санкции, уголовное преследование, прежде всего по обвинениям в коллаборационизме и "пропаганде русского мира". На местах это отозвалось всплеском захватов храмов Украинской Православной Церкви, которые происходили зачастую при содействии местных администраций. Центральная власть, со своей стороны, стала пересматривать права пользования лаврами - прежде всего Киево-Печерской.
На законодательном уровне эта политика вылилась в упомянутый проект №8371, внесенный правительством.
План включает законопроект
О перипетиях рассмотрения этого документа "Страна" не раз рассказывала. Его суть в том, чтобы запустить проверки Государственной службой Украины по этнополитике и свободе совести (ГСУЭСС) церковных общин на предмет связи "с религиозными организациями, руководящий орган (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, осуществляющем вооруженную агрессию против Украины". Подразумевается, что это Россия, хотя тут есть нюанс, о котором ниже.
Так вот, если такая связь будет установлена, юрлицо (община) должно будет за месяц устранить ее признаки. У ГСУЭСС остается право обращаться в суд по поводу закрытия юрлица, если требование не будет выполнено.
"Этот законопроект предлагает четкую и понятную процедуру устранения вражеского влияния со стороны подрывных центров страны-агрессора на религиозную жизнь нашей страны", - говорится в заявлении ГСУЭСС, опубликованном на странице службы в Facebook.
В какой редакции законопроект будет роздан депутатам, пока непонятно. Вариант ко второму чтению на парламентском сайте не выложен, а только сравнительная таблица. Собеседник, близкий к руководству Рады, допустил, что состоится еще одно заседание главного для законопроекта комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики для доработки документа.
По словам лоббистки законопроекта народного депутата Натальи Пипы ("Голос"), дискуссия ведется вокруг сроков перехода общин в другие церковные юрисдикции - полгода или год и предполагаемого состава комиссии, которая будет изучать "аффилированность" общин.
При этом, по всей видимости, никто не планирует судиться с тысячами приходов УПЦ. Как дал понять в интервью СМИ другой лоббист законопроекта Никита Потураев ("Слуга народа"), служба по этнополитике и свободе совести займется руководящими органами УПЦ.
"Никогда не планировалось, что ГСУЭСС будет идти в суд против тысяч приходов, только против тех структур, где собственно и есть центр этих связей", - заявил Потураев.
Другой примечательный момент: законопроект вызвал беспокойство не только у УПЦ, но и у других конфессий.
"Мы начали получать неформальные, но мощные сигналы от других религиозных организаций, которые к России никакого отношения не имеют, что они немного напряжены и смущены этой нормой. Эта обеспокоенность дословно звучала так: будь этот закон исключительно о РПЦ, мы бы не беспокоились. А так он потенциально для всех опасен. Я их спрашивал: вы что, можете себе представить, что страна, из которой происходят ваши старшие религиозные организации, напала на Украину? Это же абсурд, это невозможно себе представить. Люди кивали головами, улыбались, но говорили, что их это все равно беспокоит", - говорит Потураев.
В итоге редакция второго чтения, по словам парламентария, будет содержать отсылку, что под запретом в Украине будет только РПЦ, которая базируется в России.
В свою очередь в УПЦ говорят об угрозах, которые несет законопроект стране, и обращают внимание на то, что власть, соглашаясь на рассмотрение документа, идет на поводу у оппозиции, которая хочет заработать на этом политические очки.
"Настойчивые попытки принять закон, который активно проталкивает оппозиция, выглядят не просто дежурной политической конъюнктурой, а очевидной угрозой государственной стабильности и безопасности. И такая антигосударственная деятельность политических авторов законопроекта уже имеет свой последовательный логический ряд, который почему-то до сих пор не имеет адекватной реакции правоохранительных органов. Ведь не стоит забывать, что главный "проталкиватель" закона против УПЦ, Порошенко, имеет несколько подозрений, в том числе и в государственной измене за открытое сотрудничество с главой страны-агрессора. Никто до сих пор не слышал, чтобы эти подозрения были отменены", - заявил "Стране" председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент.
По его словам, принятие проекта №8371 "очевидно принесет значительно больше проблем украинскому государству и ее руководству, чем Украинской Православной Церкви".
"Церковь из-за ее природы невозможно ликвидировать. Примеров этому множество. Когда-то Хрущев это делал и обещал скоро показать последнего попа. Результат известен всем. Запрещали когда-то греко-католиков, запрещали протестантов. Сейчас практика показывает, что запрещать Церковь - это ошибочный для страны путь. А тем более в условиях войны принимать репрессивные законы, направленные против украинского населения, которое имеет свои традиционные религиозные убеждения. Я не политик, но такие шаги многим кажутся, мягко говоря, не слишком прогрессивными", - говорит Климент.
Как уже писала "Страна", давление на УПЦ, одним из форм которого является законопроект №8371, вызвало неоднозначную реакцию на Западе, в частности в США.
В окружении Трампа, (речь идет и о кандидате в вице-президенты от Республиканской партии Джей Ди Вэнсе), раскритиковали религиозную политику украинской власти.
Одно время казалось, что реакция республиканцев остановила Банковую и заставила отложить принятие законопроекта.
Но, как считает политолог Кость Бондаренко, вернуться к нему позволили нынешняя двойственность предвыборной ситуации в США, когда Дональд Трамп уже не выглядит явным фаворитом. А если он и выиграет, то официально вступит в должность только в январе следующего года.
"Зеленский считает, что история с УПЦ, как и атака на Курскую область, усилят его на переговорах с Россией. Но это может быть и не так. А если Москва откажется обсуждать вопрос Церкви? Или вообще после курских событий и голосования за законопроект №8371 не пойдет на переговоры?" - комментирует эксперт "Стране".
По мнению политолога Андрея Золотарева, переход Банковой к активным действиям в религиозной сфере означает, что она решила "сложить яйца в одну корзину".
"У Зеленского не ставят на победу Трампа. На заявления республиканцев против принятая законопроекта решили не обращать внимания. О последствиях для страны также не думают", - говорит Золотарев "Стране".
Перспективы экзархата
Собеседник, близкий к руководству парламентской фракции СН, ожидает, что законопроект №8371, который планируется вынести "в 20-х числах" на второе чтение, "скорее всего", будет принят.
Расклад голосов будет примерно как при первом чтении: плюс-минус те же люди проголосуют", - прогнозирует он. Напомним: тогда проект поддержали 267 народных депутатов.
При этом он подтверждает, что документ вызывает противоречивую реакцию в пропрезидентском монобольшинстве.
По его словам, даже глава фракции СН Давид Арахамия одно время сомневался в целесообразности этого голосования.
"Он считал, что законопроект будет раскалывать сессионный зал, и часть депутатов после этого откажутся голосовать или вообще перестанут приходить. Но потом он смирился, глядя на реакцию Банковой", - говорит источник "Страны".
При этом он допускает, что закон после принятия не оправдает возлагаемых на него лоббистами надежд.
"Не принять его теперь политически сложно. Но в итоге может оказаться, что это будет второй закон о деолигархизации. Сколько копий было из-за него сломано, приняли с грехом пополам. Но реально он так и не начал действовать. Я допускаю, что и в случае №8371 будет схожая ситуация", - говорит источник.
Впрочем, в последнее время активно обсуждается информация, что у власти, ПЦУ и Вселенского Патриарха Варфоломея уже есть план фактической ликвидации УПЦ.
Как заявил адвокат УПЦ Роберт Амстердам со ссылкой на полученные документы, его суть заключается в следующем.
В 20 числах августа Рада примет во втором чтении законопроект о запрете УПЦ, после чего будет запущен процесс присоединения УПЦ к ПЦУ через Вселенский патриархат.
По заявлению Амстердама, разработанный властями план предусматривает "переход приходов УПЦ во временный омофор Вселенского патриархата, что фактически означает создание нового экзархата в Украине (экзархат - это крупное владение патриархата за пределами его обычной юрисдикции). После чего приходы будут переподчинены ПЦУ".
Приходы УПЦ, которые откажутся от перехода, будут подлежать "ликвидации" через суд.
При этом Амстердам пишет, что в украинской власти далеко не все разделяют такой подход.
По его словам, в одном из внутренних документов, подготовленных в правительственных кругах Украины, звучат сомнения в том, что ПЦУ может сыграть "консолидирующую" роль, с учетом того что эта структура "охвачена личной неприязнью" к УПЦ, а также близко связана с партией Порошенко. "Авторы документа считают, что это может привести к катастрофическим последствиям – поляризации общества по признаку религиозной принадлежности и осуждению со стороны международных партнеров", - пишет Амстердам.
Он также написал, со ссылкой на информацию СМИ, что на этой неделе в Стамбул едет делегация ПЦУ на встречу к Вселенскому патриарху Варфоломею, где, как предполагает Амстердам, может обсуждаться описанный выше план.
Амстердам уже написал письма президенту Украины Владимиру Зеленскому и Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом остановить принятия законопроекта о запрете УПЦ.
В частности, в письме на имя Зеленского он пишет, что "действия украинской власти по давлению на УПЦ подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда как преступления против человечности". А в письме на имя Варфоломея обращается к нему с просьбой "потребовать от властей отозвать законопроект 8371 из Верховной Рады. Ваше Святейшество должно выполнить миссию по защите и содействию миру. Настало время сделать шаг назад и прекратить вмешиваться в религиозную сферу Украины, которая нанесла неисчислимый ущерб стране в это время войны".
Какое в реальности примет решение Зеленский по религиозному вопросу, станет понятно уже на следующей неделе.