В 2016 году количество небоевых безвозвратных потерь украинских вооруженных сил превысило показатель боевых. Такую статистику опубликовало BBC.Украина, запросившее данные в Генштабе ВСУ. "Количество потерь в 2016 году: боевых – 211, небоевых – 256", – сказано в сообщении.
Как понять, сколько это на самом деле? Представьте, по одному украинскому военному умирало каждый рабочий день 2016 года. Причины этих смертей не были связаны с ведением боевых действий. А теперь нарисуйте в воображении четыре коробка, забитых спичками, где каждая спичка – жизнь. Именно столько жизней украинских военных "сгорело" в боях за последний год.
О боевых потерях ежедневно докладывает спикер АТО. О небоевых, которые в 2016-м унесли жизни еще большего количества людей вслух говорят редко. По крайней мере, так было до того как их число превысило количество боевых.
Фото: "Сегодня"
Сколько и от чего погибших на войне
В начале декабря начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко назвал количество представителей силовых структур, которые погибли с начала конфликта на Донбассе. Таких оказалось 3064 человека. По его словам, боевые потери составили 2148 человек (соответственно, небоевых за три года войны – 916). Правда, еще в июне военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что по состоянию на лето небоевые потери составляли 1294 военнослужащих. Как за полгода их могло стать меньше, остается лишь гадать. С учетом данных Генштаба, обнародованных BBC, получается, за первые два года войны вне поля боя погибло 660 военнослужащих (против 2853 боевых смертей).
Таким образом, впервые за время войны на востоке количество небоевых потерь превысило количество боевых. Если посмотреть на цифры, становится ясно: это произошло не из-за роста "небоевого" показателя, а из-за падения боевого. Смертность по причинам, не связанным с огнем противника, держится приблизительно на одном уровне все три года.
Фото: info-news.eu
Какими бывают небоевые потери
Согласно классификации, боевыми считаются потери от огня противника. К небоевым потерям приводит неаккуратное обращение с оружием, ДТП, суицид, убийство сослуживцами и прочее.
В июне военный прокурор детализировал информацию по небоевым потерям. По состоянию на летом 2016-го больше всего военнослужащих (в рамках небоевых потерь) погибло от болезней и суицидов. А доля умышленно убитых превышает количество людей, умерших в авариях.
"ДТП - 112 случаев, отравления (в том числе, наркотическими, алкогольными средствами) – 96 случаев, самоубийство – 259 случаев, умышленное убийство – 121 случай, несчастные случаи (увечья, травматизм) – 148 случаев, нарушение правил пожарной безопасности, обращения с оружием и боеприпасами - 111 случаев, нарушение мер безопасности – 40 случаев, заболевания (смерть в результате болезни) – 405 случаев, другие причины - 2 случая", – сказал Матиос в июне в эфире 5 канала.
"О чем это говорит, особенно 405 от болезней? Это некачественное проведение призывной комиссии, так как сельский или районный или другой врач посчитал, что Иван, который не имеет работы, должен идти служить и он здоров, когда у него имеются признаки открытой формы туберкулеза или еще что-то", - добавил Матиос.
Что касается суицидов, тут причины бывают разные.
"В 2015 году военнослужащий приехал домой, увидел, что жена загуляла и повесился во дворе своего дома. Мы считаем это небоевой потерей. В этом году военнослужащий на территории части в состоянии алкогольного опьянения пырнул себя ножом, доказывая своим товарищам, что его ничего не берет. Было возбуждено уголовное производство, наказаны командиры за "неналежний контроль над особовим складом", – рассказал "Стране" офицер ВСУ на условиях анонимности.
Как это бывает. Истории военных
В небоевые потери входят летальные случаи, произошедшие с военнослужащими за пределами воинской части, рассказывает офицер пресс-службы 81-й бригады ВСУ Константин Татаркин.
"Однажды произошло убийство, когда военнослужащий был в отпуске. Кто-то из соседей в состоянии алкогольного опьянения лишил его жизни, но для статистики это считается небоевой потерей. В статистику небоевых могут включаться все воинские части по Украине. В зоне АТО у нас примерно 50 тысяч военнослужащих, а по всей Украине – еще 150 тысяч, то есть в три раза больше. Бывшие военнослужащие, которые демобилизовались или уволились, в небоевые потери не засчитываются", – объяснил Татаркин.
Небоевые потери сопровождают любую армию. Отличается только соотношение пострадавших от огня противника к жертвам оплошности. По словам бывшего командира батальона "Полтавщина" Ильи Кива, главные проблемы, приводящие к небоевым потерям, – отсутствие дисциплины и алкоголизм.
"Основная проблема наших вооруженных сил – это слабая дисциплина и отсутствие полноценного младшего офицерского состава. Это то, на чем держится армия. Они являются точками опоры, на которых основаны дисциплина и порядок. И, однозначно проблема – алкоголизм. На любой войне есть алкоголь, на любой войне у кого-то нервная система слабее, у кого-то сильнее. Почему на протяжении полугода солдат ничего не делает, кроме как марширует на плацу? Для дисциплины. Бессмыленность задач зашкаливала, а цель одна: выработать в человеке безукоризненное выполнение любой команды, какой бы сумасшедшей она не казалась. Наша армия была разрушена, и первое, что пострадало – это дисциплина. Нам теперь приходится по крупицам на крови выстраивать новую армию. Только платим мы за это не потом на плацу, а кровью на земле", – сказал "Стране" бывший командир батальона "Полтавщина" Илья Кива.
Во время службы в АТО Кива также сталкивался с небоевыми потерями.
"В тех местах, где я нес службу, это было почти ежедневно. Получил письмо, пошел в поле – засунул под броню гранату и разорвало. Думали, что произошло? Может снайпер? Потом нашли письмо, он выпил водки и взорвал себя. А в Мариуполе, когда все говорили, что отравили спиртное: боец залез в танк и расстрелял из пулемета четверых сослуживцев, в том числе полковника и подполковника. На утро когда приехали вязать, он ничего не помнил и не мог поверить, что такое сделал", – рассказал Кива.
Фото: "Фокус"
Свои истории о небоевых потерях есть у каждого, кто побывал на войне. Командир взвода 122-го отдельного аэромобильного батальона Маси Найем уверен, что небоевые потери завышать никто не будет: если и может случиться подтасовка данных, то, скорее, в сторону завышения боевых.
"Допустим этого не было. Но вот случай, когда военный напился, кинул гранату, она разорвалась в блиндаже. Это была бы небоевая потеря сразу минус пять. Если это происходит на передовой, то чаще всего скажут, что это боевые потери, иначе командир будет наказан. Я не говорю, что такое происходило, но я говорю, что такое может происходить. Был инцидент, когда мобилизовали немолодого мужчину, у него случился сердечный приступ и он погиб. Один или двое еще во время учений погибли на полигоне. иногда это халатность, чаще – неумение обращаться с оружием", – рассказал "Стране" Маси Найем.
Опасно может быть не только на передовой, но и на каждом этапе до того, как военнослужащий там окажется. Командир 8-го батальона Украинской добровольческой армии (создана "Правым сектором", не входит ни в одну из официальных силовых структур Украины) Андрей Гергерт (Червень) говорит, испытанием является уже задача доехать из точки А в точку Б со всей военной техникой.
"В вагоны грузится огромное количество техники. Зима, упало – придавило ногу, ехало – переехало, заехало в окоп, наехал людей. Отстреливается устаревший боевой комплект – он сдетонировал. Это все до столкновения. Это тоже большая операция – доставить технику и личный состав на фронт. Опять же, полигоны. Армия прыгает с парашютами, проводит дневные и ночные стрельбы. Высокий уровень травматизма при этом гарантирован. Люди идут в армию и, возможно, первый раз берут в руки оружие, а там – боевые патроны. Понятно, что он может стрельнуть вправо-влево, себе под ноги. Другое дело – какие-то неуравновешенные люди. Боевые столкновения – другое дело. Попала мина – убила людей. Пошли в атаку – получили. Интенсивные кровопролитные боевые столкновения в год случаются до десяти раз, а перемещения армии, ротация, отведение войск по минским соглашениям. Техника не всегда исправна, особенно в 14 и 15 году. Оно ломается, съезжает в кювет, взрывается. Когда я лежал в госпитале, то увечий было больше, чем боевых травм. Там наехал танк, там ремонтировали – упал мотор на ногу. Там зажало пальцы. Сколько ездят на лысых колесах. Если бы не волонтеры, статистика была бы еще больше. Такой травматизм присутствует во всех армиях мира, и нам нужно много работать, чтобы минимизировать такие угрозы. И очень хорошо, что об этом начинают говорить", – подытожил "Червень".
Ранее "Страна" сообщала, что в Херсонской области трое военных расстреляли друг друга из автоматов, решая конфликт.
Также мы рассказывали, что сбежавший к боевикам в т. н. "ДНР" боец ВСУ убил командира взвода.