www.novayagazeta.ru
www.novayagazeta.ru

"Вступление в силу обвинительного приговора Надежде Савченко открывает путь к началу переговоров о ее обмене", - заявил глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов. И это был, пожалуй, один из первых комментариев по приговору в отношении Надежды со стороны официальных российских лиц.
 
О своей готовности обменять Савченко на двух российских ГРУшников заявил и президент Украины Петр Порошенко. Причем, он добавил, что вернуть Надежду в Украину лично обещал президент России Владимир Путин на заседаниях "нормандской четверки". В ответ пресс-секретарь Путина Песков сказал, что решение по обмену будет принимать лично президент.
 
В общем, обе стороны как бы готовы к обмену. Технически это может быть осуществлено путем соглашение об отбытии наказания по месту гражданства. Такая практика имеется. Правда, подобный путь будет означать, что юридически Украина признала приговор российского суда, что может сыграть свою роль в торможении процесса. Но об этом ниже. 
 
Пока же "Страна" решила рассмотреть все возможные варианты обмена.
 
1. Обмен на ГРУшников
 
Это именно тот вариант, о котором говорит Порошенко. То есть, обмен Надежды Савченко на российских офицеров спецназа Александра Александрова и Евгения Ерофеева. По последним, правда, еще приговор не вынесен. А оба россиянина отрицают свою вину.
 
Но часть экспертов считает, что подобный размен вполне реальным. "Путину принципиально важно показать всей России заботу о своих офицерах", - говорит политолог Виктор Небоженко. 
 
2. Обмен на всех пророссийских заключенных в Украине
 
Впрочем, изначально многие эксперты выражали сомнения в возможности обмена по формуле "одна за двоих". Мол, Кремль вряд ли согласится на столь небольшой масштаб. Выдвигались версии, что при помощи Савченко Россия попытается сдвинуть с мертвой точки проблему обмена по принципу "всех на всех". То есть всех украинских пленных, которые содержатся в ДНР/ЛНР и в России, на всех пророссийских граждан, которые были в Украине осуждены (или ждут приговора) за сепаратизм, участие в незаконных вооруженных формированиях и прочим "сепарско-террористическим" статьям.
 
Именно такую формулу, в частности, давно продвигает представитель России в минской контактной группе Борис Грызлов. Но Киев к этой идее до сих пор относился прохладно, так как число украинских пленных (около 150) и пророссийских осужденных (как минимум несколько сот, а по некоторым данным около 1000) несопоставимо. Поэтому до сих пор обмен идет по схеме "3 на 6" или "2 на 5" и то с большим трудом.
 
Переговоры по Надежде Савченко могут сдвинуть вопрос по обмену "всех на всех".
 
Так, в частности, считает политолог Михаил Погребинский. "Если и будут менять Савченко, то не на одних ГРУшников, - сказал политолог. - Это будет неравноценный обмен. Скорее Савченко поменяют на всех пророссийских заключенных". 

3. Большая политическая и экономическая сделка
 
Спикер СБУ Юрий Тандит в интервью российской "Новой газете" заявил, что якобы власти России хотят обменять Савченко разблокирование аннексированного Крыма.

"Да, мы знаем, что они в Москве хотели бы получить больше. Их, например, интересует путепровод из Ростова в Крым. Мне об этом открыто говорил человек, близкий к Кремлю", - загадочно сказал Тандит, добавив, что считает это предложение неприемлемым: "я ответил, что только на Востоке можно менять принцессу на полцарства. И так вопрос стоять не может".

Эксперты скептически относятся к тому, что кто-то всерьез будет вести переговоры об обмене "Савченко на Крым", но не исключают, что Россия попытается добиться каких-то уступок более существенных, чем обмен пленными.
 
"Уже завтра и украинские политики и наши западные  партнеры окажутся на перекрестке: или эскалировать дело Савченко дальше, требовать новых санкций против России, разгонять эту ситуацию до необходимости новых Минских договоренностей или Женевы-2, или же второй вариант: использовать фактор Савченко, чтобы о чем то договорится с Россией, - сказал "Стране" политолог Руслан Бортник. - Глава СБУ, например, говорит о дороге в Крым. Но это слишком масштабная история. Но могут быть и более локальные варианты - полное возобновление поставок электроэнергии, прекращение торговой блокады, снятие части санкций с России".
 
А получится ли обменять?
 
Отметим, что в случае, если Россия откажется идти по предложенному Киевом варианту по обмену на двух ГРУшников, то процесс может зайти в тупик. Украинская сторона может отказаться менять "всех на всех", не говоря уже о каких то более существенных сделках. Тем более, что наверняка Надежда Савченко будет публично возражать и заявлять, что не хочет быть "разменной монетой".
 
Еще одной зацепкой для того, чтобы затормозить процесс, может стать необходимость юридического признания приговора Савченко для осуществления обмена (о чем уже писалось в начале статьи). О неприемлемости этого могут заявить многие украинские политики, да и сама Савченко. И, под их давлением, президент может дать заднюю, погрузившись в юридические споры с российской стороной на тему "признавать или не признавать".
 
Естественно, что с точки зрения задачи освободить Савченко и вернуть ее на родину, данной момент является лишь формальностью. Но если будет желание торпедировать обмен, а точнее будет нежелание видеть Надежду в Украине, то могут использовать и такой ход.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.