Родственники погибших 2 мая одесситов дошли до Европейского суда по правам человека. ЕСПЧ принял в работу иск против Украины в связи с бездействием органов власти в расследовании трагедии, произошедшей в Одессе два с половиной года назад. "Страна" разбиралась, может ли это повлиять на следствие.
Почему появился иск
Иск в ЕСПЧ был подан еще летом, а решение о взятии в работу принято в октябре. Ответ из Страсбурга адвокаты получили только на этой неделе, рассказывает правозащитник Игорь Шавров, который совместно с адвокатом Анатолием Поповым занимается иском. Основание для иска – нарушение статьи 6 Ковенции о правах человека – нарушение права на судебную защиту. Такие дела ЕСПЧ рассматривает по общему правилу, минуя национальные инстанции.
По словам адвоката, цель этого иска – подстегнуть расследование.
"Мы знаем, какая ситуация по делу о происходящем на Греческой площади, когда начали заново читать обвинительный акт и будут опять все заново рассматривать. Это затягивание процесса. В данном эпизоде (о пожаре в Доме профсоюзов), где погибли 42 человека, даже не подошли к обвинительному акту. ЕСПЧ может обязать государство прекратить нарушение прав потерпевших и быстро, беспристрастно провести расследование. Естественно, может присудить компенсацию заявителям", – поясняет Шавров.
Иск подали трое родственников погибших, которые признаны потерпевшими по делу о пожаре в Доме профсоюзов.
"Родственникам не дают ознакомиться с материалами дела, хотя потерпевшие имеют право на это. Расследование – не эффективно. Некоторые вещдоки утеряны", – говорит Шавров "Стране".
Утерю вещдоков подтвердил и недавно назначенный глава ГУ Нацполиции в Одесской области Дмитрий Головин.
"Многие улики утрачены в том же 2014 году, когда расследование вели привлеченные сотрудники МВД из других областей. Тем не менее, оставшиеся улики, документы наши следователи по крупицам собирают", - объяснил Головин в интервью "Укринформу".
Не так давно в прессе появилась информация, что всю вину за произошедшее в Одессе 2 мая намереваются повесить на депутата облсовета Вячеслава Маркина. 2 мая Маркин спасся из горящего Дома профсоюзов, но скончался на следующий день после событий.
"Прокуратура пыталась закрыть дело, обвинив во всем Маркина. Благо, информация попала в прессу и дело не было закрыто", – говорит Шавров.
Есть ли шансы на удовлетворение иска?
Член Группы 2 мая Владимир Саркисян, считает, что иск не имеет перспектив. Так, ограничения доступа потерпевших к материалам дела еще предстоит доказать.
"По моим данным, следствие, которое ведет ГПУ, активизировалось слегка. ГУНП - топчется на месте, судя по активности следователя в судебных инстанциях (следственные судьи). При текущем состоянии отношений Украины с европейскими партнерами (эдакая "странная война"), сам факт обращения в ЕСПЧ не будет иметь последствий. "Делать лицо" перед Европой сегодня уже никто не станет", – подытожил Саркисян.
В тоже время, журналист Юрий Ткачев, который покинул Группу 2 мая и продолжает самостоятельное расследование полагает, что шансы на победу есть.
"В итоге, конечно, решение будет, и, скорее всего, Украине придется выплачивать потерпевшим довольно внушительные компенсации. Однако это будет потом – через несколько лет, и наши власти, скорее всего, рассудят так, что, когда это произойдет, это будет уже не их проблема", – убежден Ткачев.
Авторы иска отвечают: решение суда – единственный юридический способ зафиксировать бездействие органов власти. А в случае невыполнения решения Украина может попасть под санкции.
"Мы прекрасно понимаем, что это долгий процесс, что суд пальчиком погрозит. Но решение суда – прецедентны, и они раскладывают по полкам формат бездействия, почему и в чем конкретно государство бездействует. Исполнение решений ЕСПЧ контролируются советом министров. В случае невыполнения этого решения могут приостановить членство страны в Совете Европы или наложить санкции. Это достаточно глобальный вопрос в случае невыполнения решения", – считает Игорь Шавров.