Брюссельские теракты: чего ждать Украине
Два взрыва в аэропорту Брюсселя и четыре в городском метро. В столице Бельгии вчера повторилось то, что четыре месяца назад произошло в Париже. Разница только в количестве жертв: в ноябре их было 130, вчера – 26.
Правда, есть еще одно существенное отличие. Франция в последние годы активно вмешивалась в политику на Ближнем Востоке. Поэтому логика парижских терактов прослеживалась явно. Бельгия находится в стороне от глобальных мировых процессов, и мстить ей было не за что.
Правда, всего пять дней назад именно в Брюсселе был задержан предполагаемый организатор парижских терактов Салах Абдеслам, и акция может представляться местью за этот арест. Именно такая версия сейчас является основополагающей, хотя есть сомнения в том, что серия терактов могла быть организована за три с половиной дня.
Не исключено, что Абдеслама задержали в Брюсселе как раз потому, что там уже шла подготовка ко вчерашним терактам. Правда, в этом случае вновь возникает вопрос мотива. И он в этом случае только один: Брюссель пострадал как неформальная столица Евросоюза.
ИГИЛ уже взял на себя ответственность за теракты, и другие версии не рассматриваются. Хотя с утра, по горячим следам, ряд украинских экспертов увидел в брюссельской трагедии «руку Путина». Причем в числе этих экспертов оказался и председатель СБУ Василий Грицак. «Я не удивлюсь, если это является элементом гибридной войны России… Сейчас будут кивать на ИГИЛ, я не берусь утверждать, но я предполагаю», – заявил он, за что получил нелестные эпитеты сразу от трех российских топ-политиков.
Версия о всемогущем Кремле, вершащем судьбы всего мира по своему усмотрению, конечно, критики не выдерживает. Если бы ФСБ было настолько всесильно, то некоторые украинские политики и олигархи уже были бы там же, где Борис Березовский.
Однако нельзя отрицать то, что теракты в Евросоюзе косвенно выгодны Москве. И крайне невыгодны Украине. На фоне собственных проблем у ЕС возникает все меньше желания вмешиваться в конфликт на Донбассе, зато появляется все большее желание завершить его хоть как-нибудь. Больше того, все сильнее становятся позиции тех, кто выступает за закрытие Евросоюза для новых участников и закрытие границ ЕС для иностранцев из нестабильных стран. К которым, безусловно, относится и Украина, четвертый год ждущая безвизового режима.
И еще один фактор. До референдума в Нидерландах по соглашению об ассоциации ЕС с Украиной осталось две недели. Нидерланды – самые близкие соседи Бельгии. Там и до этого превалировали настроения против ассоциации, а теперь тренд усугубится. Голосовать будут не против Украины, а против любого расширения Евросоюза.
А дальше возникают два вопроса. Во-первых, решится ли голландское правительство не имплементировать результаты референдума (он консультативный и не является обязательным к исполнению) на фоне брюссельской трагедии? Во-вторых, если власти Нидерландов скажут «нет» Украине, как поступит Евросоюз?
Савченко: 22 года тюрьмы, которых не будет
В Донецке Ростовской области завершился суд над Надеждой Савченко. Приговор – 22 года заключения и 30 тысяч рублей штрафа. Закончилась прогнозируемая часть этой эпопеи, поскольку обвинительный приговор читался из всего сценария. Из всего, что может произойти дальше, однозначно одно: 22 года Надежда в заключении находиться не будет.
Путину нужен был приговор, сама Савченко в тюрьме ему не нужна. Достаточно вспомнить, как намучался Янукович с заключенной Тимошенко, да и самому Путину в свое время слишком много хлопот доставил заключенный Ходорковский.
А потому вероятность освобождения экс-бойца «Айдара» очень велика. Вопрос в том, как это может произойти. Порошенко уже предложил обмен на находящихся в украинском плену российских военнослужащих Александрова и Ерофеева. С политической точки зрения такой обмен не равноценный – Савченко уже стала политической фигурой, а Александров и Ерофеев политическими фигурами не являются.
Но исключать такой вариант нельзя, как и любой другой. Вплоть до того, что Путин применит президентское помилование без всякого обмена. Такой жест сложно будет объяснить внутри страны, но при желании – можно. Да и, в принципе, царю можно все.
Яресько бьет Гройсмана на упреждение
Вечером в понедельник в интернете появились сливы близких к Банковой источников о том, что там, наконец, нашли компромисс в виде премьера Владимира Гройсмана. Причем Натальи Яресько в этом правительстве не должно быть – ее в Минфине якобы заменит экс-министр экономики Словакии Иван Миклош.
Ответом на эти сливы стала сегодняшняя декларация Яресько опубликованная в «Фейсбуке». Основная ее суть: Яресько готова сформировать технический Кабмин, в котором не будет политиков или людей, связанных с олигархами. Такой удар на упреждение заранее ставит Гройсмана в невыгодное положение, поскольку любой предложенный им состав на этом фоне будет выглядеть как «сборище коррупционеров».
С другой стороны, если Яресько попробует реализовать свой проект, он никогда не соберет 226 голосов, потому что не будет интересен большинству участников потенциальной коалиции.
В результате от понедельничных сливов о Гройсмане и вчерашней декларации Яресько в выигрыше оказывается… Яценюк. Пока «гвардейцы» Гройсмана будут скрещивать шпаги с «мушкетерами» Яресько, премьер может чувствовать себя в безопасности.
Земфира и украинский флаг
Главный скандал вчерашнего дня произошел в Литве, был связан с российской певицей, но затронул больше всего Украину. Вчера в сети появилась нарезка видео с концерта Земфиры в Вильнюсе, на котором она, используя матерные выражения, попросила зрителей убрать украинские флаги.
Украинская интернет-аудитория разделилась на две группы. Большая, во главе с министром внутренних дел Аваковым, тут же отнесла Земфиру в разряд «ватниц» с резюме «ни за что и никогда». Меньшая пыталась объяснить, что Земфира уже пострадала за украинский флаг на сцене в Тбилиси летом 2015-го и теперь вынуждена перестраховываться, чтобы не лишиться возможности выступать в России.
Примирить эти две аудитории невозможно, как и в случае с разгоном ЛГБТ-акции во Львове. Можно лишь констатировать, что растущий радикализм националистической части общества увеличивает разочарование либеральной части общества в том, какую страну они получили после Майдана. И столкновение между этими недавними союзниками становится неизбежным.
Гонгадзе: похороны тела и дела
Вчера, спустя 15 с половиной лет после убийства, было похоронено предполагаемое тело Георгия Гонгадзе. Предполагаемое – потому что мать Георгия до самой смерти была убеждена в том, что это не ее сын. Тем не менее, похороны состоялись – на удивление тихо, без присутствия политиков высшего ранга и прямых трансляций на топовых телеканалах.
Все это означает, что дело Гонгадзе стало историей. У сегодняшней власти, которая не может разобраться, что делать с убийствами на Майдане и войной на Востоке, нет никакого желания раскапывать исторические архивы. Убийство, сыгравшее огромную роль в политике времен позднего Кучмы, предопределив первый, да и второй Майдан, в сегодняшней политике уже роли не играет. А потому никто и никогда уже не узнает, действительно ли убийцей был Пукач и кто был его заказчиком.